blagov78 (blagov78) wrote in diecast_43,
blagov78
blagov78
diecast_43

Categories:

GM TDH5301 New Look

Модель городского автобуса New Look в раскраске Toronto Transit Comission из журнальной серии Autobus et autocars du Monde издательства Hachette. Еще одна модель, не позволившая мне сэкономить. Я не знаком с этим автобусом вживую. Но задолго до фильма «Скорость», где было разбито на съемках немало таких машин, я видел его по черно-белому телевизору в репортажах корреспондентов-международников, говорящих в микрофон перед камерой, стоя на улицах крупных городов США или Канады. Невозможно было смотреть на выступающего пока за его спиной проезжали невиданные автомобили и огромные автобусы со своеобразными окнами, разделенными широкими наклонными стойками на боковинах. Огромные маршрутные таблички над лобовым стеклом, гофрированные бока, хорошо ощущаемая масса в движении – вот, что мне запомнилось.




  Автобусы эти появились в 1959 году, как развитие предыдущего поколения, с концепцией называемой General Motors «New Look». Это рекламное название автоматически породило термин «Old Look» для предшественников, знакомых многим по родству с послевоенными городскими автобусами ЗиС. Назвать так новое поколение GM имела все основания, как мне кажется. Если принцип конструкции корпуса и расположение двигателя остались прежними: пространственный каркас с алюминиевой обшивкой и двигатель в заднем свесе (двигатель был размещен поперечно под углом 45 градусов и установлен на подставку-«колыбель» для легкой замены), то внешний вид автобуса был очень прогрессивным. Большая площадь остекления, знакомые по междугородним автобусам наклонные стойки, гофрированные боковые панели и, конечно, необычное составное лобовое стекло. Панорамное заднее стекло, установленное под углом, горизонтальные непрерывные линии тонированных стекол над окнами для стоящих пассажиров, двухстворчатые широкие двери и, действительно, необычный новый взгляд модных четырех фар головного света. Интерьер особым богатством не отличался и был вполне сопоставим по комфорту с советскими автобусами того времени. Ездила на автобусах публика в роскоши не нуждающаяся. Модификации со сдвоенными сиденьями и без накопительной площадки у задней двери вмещали большее количество пассажиров. За необычное остекление автобус получил прозвище «Fishbowl» (аквариум).

  New Look производился в городской и пригородной версиях. Пригородные имели одну дверь, багажные отсеки, были лишены верхнего ряда тонированных окон и оборудовались сиденьями с высокими спинками с расположением в салоне 2+2. Городские модели различались шириной кузова (96 и 102 дюйма), пригородные были одинаковы по ширине - 96 дюймов.

В названии автобусов, естественно, есть логичная система:
/T/ransit или/S/uburban
/D/isel или /G/asoline
/H/ydraulic или /M/echanical трансмиссия

Первые две цифры в обозначении - вместимость, еще две цифры - номер серии.

В 1960 году появились пригородные серии SDM и SDH. С исчезновением в линейке бензиновых двигателей надобность в обозначении D/G пропала и ее заменили цифрами 6/8 по числу цилиндров (T8H вместо TDH).

Например: TDH5301 - автобус с дизельным двигателем, автоматической коробкой, 1-й серии, вместимостью 53 человека.

Автобусы оснащались двигателями Detroit Diesel Allison DDA 6V-71 или DDA 8V-71 (6V и 8V - число цилиндров, 71 - объем цилиндра в куб. дюймах).

Характеристики 40-футовой модели 5301:
Длина 40 футов, ширина 96, 102 дюйма, высота 121 дюйм. Радиус поворота 42 фута. Количество мест 49-53 чел.в зависимости от расположения мест для сидения. Расстояние между рядами 20 или 26 дюймов (0,5 или 0,66 м).
Годы выпуска первых поколений 5301-5302 - 1959-1963 г., количество - 4618 ед.

Так как мы привыкли к метрической системе, приведу понятные цифры:
35-футовый New Look - длина 10,67 м, ширина 2,44 или 2,6 м, высота 3,07 м, база 5,97 м, радиус поворота 11,2 м.

40-футовый New Look - длина 12,2 м, ширина 2,44 или 2,6 м, высота - аналогична, база 7,24 м, радиус поворота 12,8 м.

Максимальная вместимость:
40-футовая версия - max 53 человека
30-футовая версия - max 45 человека
29-футовая версия - max 33 человека

Значительно укороченная версия длиной 29-футов (8,8 м) выпускалась в 1969-1974 годах для операторов перевозок, не испытывающих потребность в автобусах большой вместимости.

  После 1977 года New Look продолжали собирать в канадском филиале GM в Онтарио до 1983 года в больших количествах и до 1986 года малыми партиями. Были несколько изменены боковины кузова и автобус нес логотип GMC на передке. Всего в США было выпущено 35-футовых - 8603 ед. (из них 512 пригородных, 40-футовых - 30348 ед. (из них 2553 пригородных). Общее количество, выпущенных в США и Канаде, полноразмерных автобусов - 42835 ед. (больше 25 лет производства!).

  В 1959 году Toronto Transit Comission заказала 50 ед. автобусов модели 5301 (номера 2900-2949), которые были изготовлены GM Pontiac, Michigan. Их эксплуатация началась в январе 1960 года. Автобусы были положительно оценены пассажирами и водителями. Парк New Look значительно расширился к середине 60-х. В последующих сериях были изменения в расположении выхлопной трубы, бамперах, задней оптике, расположении и количестве сидений, а также в трансмиссии. Большинство автобусов пережило 18-летний рубеж эксплуатации.

  В условиях нехватки транспортных средств в 90-е годы, при сокращении бюджета, TTC восстанавливала остававшиеся New Look, что было рентабельным шагом, параллельно с приобретением новых низкопольных автобусов. Многие "старики" были полностью обновлены и получили новые бортовые номера. Некоторым из них посчастливилось быть снова восстановленными в 2004 году. В 1997 году TTC даже пришлось брать в краткосрочную аренду 30 автобусов New Look у сторонней компании в другой расцветке, но с нанесенным логотипом ТТС. Они работали до апреля 1998 года (до момента восстановления достаточного количества собственных машин). Последние New Look, приобретенные TTC в 1999 году, были подержанными и куплены в Монреале. Количество автобусов New Look в Торонто постепенно снижалось: около 120 ед. в начале 2010 г. и около 40 к началу 2011 г. Тем не менее, срок службы, остававшихся в эксплуатации, поражает, ведь уже в 1975 году появился преемник - городской автобус RTS (проект Advanced Design Bus). Последний New Look в Торонто с бортовым номером 2252 работал до марта 2012 года.

  Если посмотреть информацию об автобусе TTC с бортовым номером 2994 (как на масштабной копии), то выяснится, что это был GM TDH4517 - 35-футовой длины, шириной 96 дюймов, рассчитанный на 45 пассажиров. И по фото прототипа из интернета можно увидеть, что модель копирует не этот автобус, а более длинный и это заметно, например, по числу горизонтальных тонированных окошек, расположенных над основными боковыми окнами. Автобусы модификации TDH4517 с серийными номерами 0798-0812 поставлены в TTC в ноябре 1960 г. и имеют бортовые номера 2985 - 2999 /The Ohio Museum of Transportation, GM TDH4517 U.S. Production List/. Но и не страшно, лучше больше модели за те же деньги. Да и самая длинная модификация интереснее, на мой взгляд.

GM TDH New Look с бортовым номером 2994 TTC. Фото с сайта http://transit.toronto.on.ca




40-футовый GM New Look TTC. Фото с сайта https://cptdb.ca




Модель имеет обычные для журнальной серии проработку и качество. Автобус довольно большой и модель, соответственно, не маленькая.







Несколько грубоватыми кажутся рамки лобовых стекол на фотографиях, но в жизни это не так бросается в глаза. Головной оптике не хватает подложки, восприятию мешает хром обрамления фар.




Не очень аккуратны поверхности довольно широких бамперов. Вообще, чтобы настолько большие хромированные детали выглядели прилично, они должны быть с очень точными и выверенными поверхностями.




Руль высоковат и крупноват, есть огрехи в покраске, многочисленные габаритные огни выполнены наплывами рельефа и нанесены краской.




Корпус – пластик, дно – металл, видимо для веса и ощущения добротности изделия. Снимать донышко смысла нет: имитация каркаса и серебристый глушитель.







Для понимания размеров автобуса сделал снимки с УАЗом из серии АНС. Нет в этом ни смысла, ни подтекста, просто УАЗ – машина, хорошо знакомая не одному поколению, и она была под рукой. Да и качество журналок сравнить лучше.







  За фото строго не судите. Это мой второй опыт, из которого я заключил, что диафрагма 22 и штатив – это хорошо, что нужен пластиковый фон и ручной баланс белого. Спасибо всем сопесочникам, кто дал мне дельные советы.

  Как всегда с моделями этого ценового диапазона очень помогает в восприятии шаг назад. Но я не жалею о потраченных деньгах. Даже не мечталось в детстве о модели такого автобуса, а он произвел на меня сильное впечатление в свое время. И, конечно, он мне необходим. Спасибо, если дочитали до последних строк.
Tags: gm, hachette, автобусы, журнальные серии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments