aleksey-delfinn (aleksey_delfinn) wrote in diecast_43,
aleksey-delfinn
aleksey_delfinn
diecast_43

Categories:

Второй выпуск «Первого троллейбуса». ЗИУ-5 от CLASSICBUS.

Под Новый год Classicbus порадовал перевыпуском своей модели 2013 года ЗИУ-5. Почему порадовал? Потому, что троллейбус получился, в общем-то, неплохим, а достался он тогда не всем желающим. А прототип, безусловно, знаковый: ЗИУ-5 – один из «триады» массовых послевоенных советских троллейбусов наряду с МТБ-82Д и ЗИУ-9/10.

ЗИУ-5-00.jpg

В своё время ребята из КБ подошли к делу довольно ответственно: представили на обсуждение прототип масштабной модели, в которую, в последствии, по результатам замечаний «спецов» вносили изменения. В конце концов, на выходе получилась масштабная копия изделия, покинувшего ворота завода в Энгельсе примерно во второй половине 1964 года.

ЗИУ-5-12.jpg
Фото прототипа – из фотоальбома Д. А. Дементьева и Н. С. Маркова «Автобусы семилетки. 1959 – 1965».

На это указывают ряд отличительных особенностей: широкие форточки, лувры охлаждения оборудования на передней панели, дисковые колёса, планировка салона, количество люков, «клыкастые» бампера, «скворечник» (задний маршрутоуказатель), эмблема «с крылышками» и прочие мелочи, в которых так любят покопаться фанаты-энтузиасты электротранспорта.

ЗИУ-5-02.jpg

С обозначением – несколько сложнее. Такую модификацию в литературе часто называют ЗИУ-5В, однако, до появления в 1965 году машины ЗИУ-5Г, буквенные индексы в заводских табличках и эксплуатационной документации не отражались. Так что перед нами – просто троллейбус ЗИУ-5 1964 года выпуска.

ЗИУ-5-03.jpg

В отличие от ранее выпущенной модели цвета морской волны, предновогодний перевыпуск 2016 года был представлен в двух вариантах окраски: голубом и красно-белом. Так как первого ЗИУ-5 у меня не было (из продажи он исчез ещё до того, как я купил первую свою машинку), переизданию я обрадовался и с удовольствием поставил на полочку троллейбус в красно-белом исполнении.

ЗИУ-5-04.jpg

ЗИУ-5-05.jpg

Такая заводская схема окраски появилась уже на более поздних моделях, начиная с ЗИУ-5Г…

Парад-троллейбусов-08.jpg

…но, как утверждают, это был довольно-таки распространённый вариант окраса «откапителенных» машин ранних серий. «Полосатый» ЗИУ-5 мне понравился больше, и между красотой и аутентичностью я выбрал «красоту». ;)

ЗИУ-5-01.jpg

Хоть моделька в целом и неплоха при вполне доступной стоимости (особенно по сравнению с недавними «Икарусами» и новинкой ЛиАЗ-677М) «фирменные» КБшные «штучки», что называется, в наличии: общая кондовость и замыленность форм, нет травлёных деталей, толстоватый слой ЛКП, грубоватые зеркала, пустые маршрутоуказатели и отсутствие бортовых номеров. Совсем уж недоумение вызывают передние поворотники, обозначенные серыми пупырышками (тогда как с остальной оптикой у модели всё в порядке). Есть и небольшие проблемы с геометрией, но, на мой взгляд, несущественные и не сильно влияющие на передачу облика прототипа. Перевыпуск 2016 года подарил собирателям в качестве небольшого бонуса прокрашенные уполтнители перегородки водителя и чуть лучшую проработку салона.

ЗИУ-5-09a.jpg

Донышко сильно упрощено, но что-то там такое схематично изобразили.

ЗИУ-5-09b.jpg

Штанги, в отличие, например, от костромского МТБ-82Д, выполнены «рабочими».

ЗИУ-5-09c.jpg

Вообще, можно сказать, что «Синий троллейбус» от SSM и «Первый троллейбус» от КБ – модели примерно одного уровня исполнения и рядом на полочке смотрятся вполне гармонично. Нормальный средний уровень по средней цене.

ЗИУ-5-10.jpg

ЗИУ-5-10a.jpg

ЗИУ-5-06.jpg

ЗИУ-5-07.jpg

ЗИУ-5-08.jpg

ЗИУ-5-11a.jpg

Да, если что, в фильме 1963 года, конечно, снимались более ранние модификации «ЗИУ-5».

Первый-троллейбус1.jpg

Первый-троллейбус.jpg

В заключение – небольшая справка о прототипе.

ЗИУ-5 – массовый троллейбус большой вместимости, составлявший основу советского электротранспорта 60-х – начала 70-х годов. Конструктивно представлял собой дальнейшее развитие не очень удачной модели ТБУ-1, ранее выпущенной на заводе им. Урицкого небольшой партией. Основным отличием, помимо изменившегося дизайна кузова, стала компоновка (тяговый электродвигатель переместился в среднюю часть машины, изменилось расположение пассажирских сидений).

ЗИУ-5 в городах СССР пришли на замену троллейбусу МТБ-82Д. По сравнению с ним, новая машина обладала существенно большей пассажировместимостью, повышенным комфортом и лучшей разгонной динамикой, а за выбор режимов движения стала отвечать автоматика.

ЗИУ-5-09.jpg

• Предприятие-изготовитель: ЗиУ, Завод имени Урицкого
• Годы выпуска: 1960–1965 (с модификациями ЗИУ-5Г и ЗИС-5Д – до 1972 г.)
• Число мест: для сидения – 35, номинальная – 90, предельная – 120
• Мощность двигателя: 100 кВт
• Максимальная скорость: 55 км/ч
• Количество выпущенных троллейбусов: 3570 (с модификациями ЗИУ-5Г и ЗИС-5Д – более 16 тыс.)
• Модель 1/43: Classicbus 04006B ЗиУ-5 (Бело-красный)
Tags: 1960-е, classicbus, зиу, кино, троллейбус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments