SteveLar (stevelar) wrote in diecast_43,
SteveLar
stevelar
diecast_43

Categories:

Совсем как огуречик. ПАЗ-652 «Кисловодск-Теберда» от DIP-Models

Оригинал взят у stevelar в Совсем как огуречик. ПАЗ-652 «Кисловодск-Теберда» от DIP-Models
Конструкция базовых грузовых шасси всегда предопределяла компоновку установленного на нем кузова автобуса, загоняя его создателей в прокрустово ложе уже состоявшихся решений, сужая возможности совершенствования. А вместе с тем совершенно очевидно, что автобус предназначен решать иные задачи, нежели грузовик, а стало быть, и элементы его скелета должны быть иными.
В основу конструкции первого самостоятельно разработанного павловцами автобуса ПАЗ-652 был положен принцип несущей системы кузова, в котором размещались узлы и агрегаты широко распространенного в то время автомобиля ГАЗ-51А, но приспособленные уже к автобусному кузову. ПАЗ-652 обрел вагонную компоновку, более мощный, по сравнению с предшественником ПАЗ-651, 90-сильный форсированный двигатель. База увеличилась до 3600 мм. Также увеличилась до 32 мест пассажировместимость, в том числе 23 места предназначались для сидения.

Весь каркас кузова автобуса изготавливался из тонколистовой стали толщиной 0,9 мм. Даже основание машины (рама) выполнялось из кузовного листа. Сваркой основание соединялось с двумя боковинами. С задней части обе боковины стыковались между собой через проемы люка и окна. Передок имел по высоте достаточно небольшие габариты, замыкая контур боковин и основания, с крышей же его соединяла центральная лобовая стойка. Окончательно каркас кузова образовывался при сварке наружных и внутренних панелей. Таким образом, узлы кузова связывались точечной сваркой в единую систему, которая и несла все нагрузки. Это заметно снижало вес кузова при достаточной его прочности.

Окна автобуса значительно увеличились в размерах, получив большие гнутые лобовые стекла, форточки в окнах боковин, иллюминаторные цветные стекла на скатах крыши. Автобус выглядел легким и привлекательным для глаз. Выполненные трехслойными (так называемый «триплекс») стекла крыши имели один недостаток: не разрушаясь при ударе, они покрывались сеткой трещин, которые сильно выделялись на фоне цветной внутренней пленки, снижая зрительный эффект притягательности. Остальное остекление выполнялось из «сталинита» - специального закаленного стекла. Такое стекло трудно было разбить даже ударом молотка, а при разрушении оно моментально распадалось на мелкие осколки, не имевшие острых граней, снижая, таким образом, травмоопасность для пассажиров.

Еще одним принципиальным новшеством стало размещение радиатора охлаждения не спереди двигателя, а справа от него. Кожух вентилятора соединялся с системой воздуховодов брезентовым чехлом замкнутого контура. В холода теплый воздух, ранее впустую выбрасывавшийся в атмосферу, поступал в салон, создавая комфортные условия при практически «дармовом» источнике обогрева. В летнее время чехол свертывался, оставаясь в радиаторном отсеке.
Компоновка салона также претерпела значительные изменения. Водитель теперь был отделен от пассажиров перегородкой из оргстекла, установленной на поперечный воздуховод. В салоне появились два боковых кондукторских сиденья, к вертикальным поручням в районе подножек пассажирских дверей добавились горизонтальные, закрепленные к крыше вдоль боковых и заднего окон. Салон облицовывался не картоном, а декоративным пластиком или ДВП – древесноволокнистой плитой, во много раз превосходившей картон по прочности, долговечности и декоративным свойствам. Так верхний глянцованный слой ДВП, при отсутствии внешнего воздействия на нее, значительно дольше сохранял окрашенную поверхность неповрежденной, тогда как на картоне сравнительно быстро появлялась рябь мелких трещин, создававшая неопрятный вид.
Двигатель, размещенный внутри кузова, в моторном отсеке, закрывался откидным капотом, имевшим термоизоляцию из утеплителя, покрытого дерматином. Простейшие операции по обслуживанию двигателя водитель мог выполнять, не покидая своего сиденья.
Тормоза оснастили гидровакуумными усилителями, ту же вакуумную систему использовали для управления дверями. Кран управления устанавливался сбоку от сиденья водителя, привод створок осуществлялся вакуумными камерами. В подвеске к рессорам добавились амортизаторы.
Любопытные изменения происходили с наружной светотехникой. Основными элементами оставались применявшиеся на ГАЗ-51А подфарники, перекочевавшие с передних колесных арок ПАЗ-651 на боковые скаты крыши ПАЗ-652, и те же продолговатые фонари «Победы», размещенные на панелях передка и задней части боковин. Сзади появились круглые стоп-фонари и сохранились плоские круглые светоотражатели (катафоты). Интересно, что на всех изготовленных опытных образцах ПАЗ-652 комбинации светотехники были разными!
Несмотря на то, что ПАЗ-652 выпускался 10 лет, он имел всего две модификации: ПАЗ-652Б и ПАЗ-652Т. Но в течение всего выпуска, с 1958 по 1968 год, шло постоянной совершенствование конструкции, эксплуатация давала бесценный опыт для новых разработок. Базовые принципы, положенные в основу разработок, были развиты в более совершенной модели ПАЗ-672 и ее модификациях. ПАЗ-672 без натяжек можно назвать прямой продолжатильницей 652-й модели. И если считать от первого, созданного в 1955 году последнего ПАЗ-672М, машины семейства 652/672 прожили долгую по меркам автостроения жизнь 34 года...
Всего с 1958 по 1968 годы были выпущены 62121 автобус ПАЗ-652 всех модификаций.
Информацию взял отсюда.

Из всех тех моделей ПАЗ-652, что питерский производитель показал как предполагаемые к выпуску, я изначально так и хотел ПАЗик цвета зеленки. Потом, после поста коллеги solmi74, передумал в сторону одного из вариантов маршрута с синими полосами. Но пока хотел и думал, закончились и те, и другие. А потом и зеленка с официального сайта пропал. Пришлось на другом сайте докупать, причем синих там тоже уже никаких не было. Мой автобус имеет №165204 – зеленый/темно-зеленый, выпущен тиражом 300 экземпляров.
Интересен тот факт, что представитель Adler-m писал, что модель этого ПАЗ-652 на порядок сложнее в оформлении, чем будущая модель ПАЗ-672 и предыдущая модель ЗИС-127…
Кстати, на синем форуме было много споров по поводу мифичности этого автобуса. В итоге, по информации от adler-
m, оказалось, что он не менее мифичен, чем опять же показанный коллегой solmi74 ПАЗ-652 с маршрута "Сталинград-Михайловка". По моему автобусу информация такая: «Есть данные об этом маршруте, есть ГРЗ, привязанный к этому маршруту, но нет конкретных данных о цветовой схеме. Был зеленый.».

Для начала и традиционно - общий вид спереди:

Рейсоуказатель, воздухозаборник над ветровым стеклом соответствуют году выпуска оригинала. Равно как и зеркала.
Дворники аккуратны, на выполненных отдельными деталями каждое окнах - уплотнители:

Салон заслуживает отдельного внимания. Правдоподобность невероятна:

Как в настоящем. Только чисто:

В глаза бросается обилие деталей, имитирующих хром молдингов облицовки передка (которая, кстати, вскоре исчезла).
Отлично выполненная и просматриваемая, несмотря на малый размер, фирменная эмблема на моторном люке.
Сквозь травленую сеточку виден вентилятор охлаждения двигателя.
Передние габариты портят сквозные, уходящие вглубь дырки.
Бампер сделан здоровски.
Радует также и наличие ГРЗ:

Конечно, рядом становится модель ПАЗа следующего поколения херсонской мастерской:

ПАЗ-652 (DIP-Models) и ПАЗ-652Б (Vector-Models):

Вид сверху:

Перепрыгивая через поколение, ставим и более поздний вариант, уже от промышленного производителя:

ПАЗ-652 от DIP-Models возле ПАЗ-672М от ClassicBus:

Три моих ПАЗика вместе:

Вид слева.
В наклонах плоскостей и скруглениях лобового и передка были найдены невразумительные «косяки», обосновать которые так никто и не смог. Однако, на сравнительных фото даже мне что-то такое показалось. Возможно, то, что у оригинала передок чуть более выраженное скругление к фарам и бамперу имеет...

Ручки дверей, зеркала заднего вида отдельными деталями - под хром.
Имеется и гаражный номер. На данном экземпляре - 94.
На окнах грамотно сымитированы форточки:

Приборная доска кажется неокрашенной из-за того, что неглянцевая, элементы водительского кресла тоже кажутся таковыми:
Скошенный на торце бампер также соответствует 58-му году. Как и диски на колесах.
На резине имеется рельеф. На модели такого масштаба, на мой взгляд, чрезмерный. Наверное, придираюсь:

Исполнение интерьера говорит за себя:

Заднее колесо.
Видел, как умельцы то ли вставляли прилагаемые, то ли, наоборот, отколупывали уже установленные диски. Аж лицо сводило:

Декаль темно-зеленой полосы наклеена замечательно. По крайней мере, здесь:

ЗИС-155 к началу выпуска этого ПАЗа производить уже перестали, но год разницы - это не тот промежуток, из-за которого они бы не смогли встретиться на одной дороге:
Герой поста рядом с ЗИС-155 (Vector-Models):

Общий вид сзади:

Два люка  в крыше:

У коллеги solmi74 такая фотка уже была. Трудно не повториться:

"Победовские" фонари тоже имеют дыры, как и на передних габаритах.
Что непременно хотел видеть на модели – это конкретный маршрут, а не какое-либо безликое «служебный».
Молдинги выполнены декалями, у многих на том же форуме это вызвало раздражение. Его же вызвала и кривость их нанесения.
Буквы «ЯЭ» в ГРЗ модели указывают на серию Ставропольского края.

Найдено было и доказательство:

Разумеется, нельзя было не поставить рядом грузовик, во многом количестве встречавшийся на дорогах конца 50-х годов, ЗИЛ-164:

Герой поста возле ЗИЛ-164 (DIP-Models):

Вид на модель справа:

Если не идеально, то близко к этому:

Петли и стыки дверей с кузовом - это единственное место, где видно неприлегание декали темно-зеленой полосы:



Табличка с маршрутом на гофрированныом борте и объемный молдинг:

Даже в небольших окошках дверей уплотнители аккуратны:

И конечно, еще один грузовик, которого тогда было много, ГАЗ-51:

ПАЗ-652 (DIP-Models) и ГАЗ-51П (Vector-Models):

Ощий вид снизу:

Все выполнено отменно. За пару винтов крепления за бампером взгляд не цепляется:

Двигатель выполнен отдельным узлом и утоплен "вверх".
Колеса поворотные:

Каталожный номер, масштаб, фирма и страна-изготовитель:

Такая проработка ходовой лично меня восхищает (хоть многим и все равно в силу того, что модель не кверх тормашками стоит):

Непонятно только, почему на модели такой проработки не покрасили отверстие выхлопной трубы:

И еще один ЗИС той поры. На этот раз - полноприводный:

ПАЗ-652 от DIP-Models и ЗИС-151 от Уральского Сокола:

Три четверти сверху:







Движение на улице:





Модель автомобиля: ПАЗ-652
Период выпуска прототипа: 1958 год

Производитель: DIP-Models
Дата выпуска: 2016 год
Краткое мнение: супер
Оценка:
Качество: 5 из 5. На "отлично".
Детализация: 6 из 6. Учтено все.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Похож.
Узнаваемость: 2 из 2. Конечно.
Харизма: 5 из 5. Более чем.
Коробочка: 1,75 балла из 1,75. Хорошо бы и книжечку с кратким описанием прототипа модели было приложить, но это уже чересчур жирно.
Итого: 23,75 из 24,75.
Вес: 205 грамм. Тяжеленькай...
Цена: 8645
рублей (это с учетом скидки 5% в магазине).
Tags: 1950-е, dip, автобусы, паз, ссср
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments