Безбашенный кран (nobrakes) wrote in diecast_43,
Безбашенный кран
nobrakes
diecast_43

Несостоявшийся раритет. ЗИЛ-ММЗ-555

Если бы полгода назад мне сказали, что скоро у меня в коллекции появится модель каменец-подольского "зилка", и я буду этому рад, я бы счёл это за неудачную шутку.



Были они у меня в детстве, почти все, за исключением редкого муковоза (к моменту, когда он появился, я уже забросил хобби). И от всех я несколько лет назад избавился, не испытав ни малейшего сожаления. Потому что неказистые, примитивные, грубые, хреново покрашенные болванки... Более того, точно так же я их воспринимал и в начале 90-х, в пору раннего увлечения модельками.
Но ведь покупали же, потому что ничего другого не было. Ещё и дорабатывать пытались. Видел я те конверсии – в массе своей столь же стрёмные, как и то, что бралось за основу.
Нет, я понимаю, что у кого-то эти модели вполне могут вызывать тёплые чувства – ностальгия по молодости, душевность-ламповость и всё такое. Уважаю, но остаюсь при своём мнении.

В общем, вот такой настрой у меня был (и есть) в отношении продукции завода "Электроприбор". И вдруг...
Просматривая темы продаж на форуме, я наткнулся на фотографию этого самосвала. Первое впечатление – простой SSM без бокса с хорошей скидкой от магазинной цены. Потом пригляделся: что-то не то. Читаю описание и выпадаю в осадок. А в голове рождается закономерный вопрос: но, чёрт возьми, КАК?!
Как нужно было заморочиться, чтобы из игрушки для песочницы получилось то, что имеет все основания называться моделью?



В поисках ответа я связался с продавцом и договорился о встрече. Самосвал мне понравился, и я его сразу купил. В ходе сопровождавшей сделку задушевной беседы я поинтересовался, не в курсе ли уважаемый продавец, как звали кудесника, свершившего чудо превращения? Увы, нет. Помнит лишь, что приобрёл модель в середине 90-х "на клубе", и что вся фурнитура сделана Александром Мазиным. Бац!

Я аж подскочил – тот самый Мазин! Легенда в мире моделей ручной работы, прославившийся копиями грузовиков ЗИЛ, выполненными со скрупулёзной точностью по заводским чертежам. Шутка ли, в каждом из его маленьких шедевров было от 300 до 600 деталей, и это 20 лет назад!
Паяные рамы из латуни, бортовые платформы из деревянного шпона, поднимающиеся капоты с проработанным двигателем, действующие амортизаторы, наборные рессоры из отдельных листов, краска та же самая, что шла на конвейер – ух! Справедливости ради нужно сказать, что вся эта крутотень была далеко не на каждой модели, в угоду технологичности производства в конструкцию постепенно вводились упрощения, и всё же... Многие коллекционеры считают его миниатюры непревзойдёнными до сих пор.


Это и следующее фото – из статьи в журнале "Автошоп" за март 1997 года.

В голове сразу всплыло фото одной из ранних работ мастера – тягача ЗИЛ-133ВЯ. Об этом нигде не упоминалось, но сдаётся мне, что на нём стоит как раз каменец-подольская кабина (на последующих моделях кабины были уже свои). Доработанная, конечно, хотя ни форточек в дверях, ни дворников, ни ручек отдельными деталями нет.



А что, если и этот самосвал... От открывающихся перспектив у меня чуть не перехватило дыхание. Купить Мазина по цене Аиста – всё равно что отыскать картину Рембрандта на барахолке (где-то читал такую байку).
Но продавец тут же остудил мой пыл, пояснив, что это не его работа. Мазин, оказывается, продавал не только готовые модели, но и киты, и отдельные детали для доработки – например, топливные баки, кронштейны запаски и др. Откуда это известно? Да просто они с Александром давно знакомы, и он брал у него много моделей.
Увидев в моих глазах разгорающийся блеск, экс-хозяин несостоявшегося мега-раритета сделал то, что я бы, наверное, не рискнул: пригласил покупателя, тщательно скрывающего своё нервное возбуждение, зайти к нему домой, посмотреть на модели мастера. А посмотреть было на что!

Честное слово, я и помыслить не мог, что когда-нибудь увижу столько редкостей в одном месте. Несколько вариантов "Бычков", 131-й в модификациях бортовой и тягач, 4334, "крокодил" 133ГЯ, пара горбатых "Запорожцев" – простой и праворульный почтовый... О некоторых моделях я вообще никогда не слышал, например, об "открывашке" ГАЗ-67Б.
Окончательно меня добила фраза, что это только половина из того, что было, остальное продано. На этом фоне терялись даже многочисленные полки, заставленные СарЛабом и Ad Modum. Можете себе вообразить стоимость такой коллекции? Учитывая, что цены на некоторые модели Мазина, по слухам, четырёхзначные. В евро.

Только тут до меня в полной мере дошёл весь прикол ситуации. Этот человек вполне мог выдать проданный мне самосвал за "раннего Мазина", и после всего увиденного я бы, пожалуй, ему поверил. Но продавец поступил абсолютно честно, за что ему большущий респект!



Ну, а что насчёт модели, спросите вы? А модель, доложу я вам, хороша! В моих глазах, конечно, я своё мнение никому не навязываю.
Сделана она очень аккуратно, с вниманием к деталям. Я уже упоминал про мазинскую фурнитуру – зеркала, дворники, ручки дверей. Кроме них, воспроизведены форточки в дверях, причём это не просто полоски краски – они объёмные. На бампере появились нормальные крюки, на кузове – рычаг фиксации заднего борта. Два выступа на боковинах капота, призванные имитировать прорези (!), сточены, вместо них пропилены четыре углубления, в соответствии с прототипом. Доработан топливный бак – изготовлена подставка и удерживающие жгуты из проволочек.
Добавлены номерные знаки (город приписки – Киев) и дублёр на заднем борту. Но надо сказать, что их шрифт не похож на настоящий, а у переднего номера ещё и кусочек отгрызен – возможно, поменяю.



Модель очень ровно, довольно качественно покрашена. Правда, надпись ЗиЛ на капоте едва просматривается, но это скорее проблема отливки, нежели результат залитости краской. А вот возраст даёт о себе знать – несмотря на бережное хранение, кое-где есть скольчики. Особенно это заметно на кронштейнах зеркал. Я пока не решил, стоит ли отдавать машинку в перекрас или оставить всё как есть, сохранив налёт времени.



Вся светотехника выполнена отдельными деталями, включая подфарники в облицовке, указатели поворота на передних крыльях и три фонаря (знак автопоезда) на крыше. Последние, впрочем, лишние, поскольку они пошли с июня 1980 года, а с ноября 1978 года все машины выпускались с новой решёткой. Так что модель изображает некий околхоженный вариант.



Тем не менее, проделанная работа вызывает уважение, ведь на стандартной модели ничего этого нет в помине, только обозначенные пупырышками подфарники. И задние фонари на кронштейнах отсутствуют, а на данной конверсии есть и выглядят весьма реалистично. Кстати, задние крылья, по всей видимости, тоже самодельные.



Кошмарные родные колёса заменены на харьковские. Но они совсем не такие, что можно купить сейчас в любом модельном магазине. Это аксессуары середины 90-х! И шины, к примеру, по сегодняшним меркам выглядят простовато – никакой маркировки на боковинах. Зато за 20 лет ничего не потекло и не задубело, резина всё такая же мягкая.



А ещё этот ЗИЛ может делать так. Вот они, высокие модельные технологии, утраченные со временем )))
Двигатель особо не трогали, только подкрасили и, похоже, нахлобучили сверху воздушный фильтр из пластика – на фото других каменец-подольских "зилков" он мне не попадался.



Занятная деталь. Изучение тем на форуме, посвящённых продукции ПО "Электроприбор", привело меня к неожиданному выводу. Судя по ряду признаков – тонкие стойки лобового стекла, крепление капота на двух петлях, металлические подрамник и поршень подъёма кузова, кардан отдельной деталью – модель, пошедшая на конверсию, была из самых ранних, середины 80-х. То есть в реальности ей около 30 лет!



Вот такая интересная и незаурядная модель. Несмотря на то, что у меня в коллекции есть 555-й от СарЛаба, изготовленный сугубо по моим пожеланиям, и аналогичный самосвал от SSM, доведённый в ивановской мастерской UMI, эта древняя кустарная поделка достойно смотрится на их фоне. И отлично вписывается в моё собрание 130-х!
Единственное, о чём я жалею – что не знаю имени её создателя. Но я надеюсь, что однажды эта загадка разрешится. Прочтёт кто-то из бывалых коллег этот мой пост, и пробудятся в глубинах памяти полустёршиеся воспоминания. А вдруг?

Tags: зил, конверсия, кустарщина, самосвал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments