SteveLar (stevelar) wrote in diecast_43,
SteveLar
stevelar
diecast_43

Categories:

Четырехосный рекордсмен. ЯГ-12 от Владимира Волчанецкого

Оригинал взят у stevelar в Четырехосный рекордсмен. ЯГ-12 от Владимира Волчанецкого

В ноябре 1932 года был изготовлен первый и единственный опытный образец экспериментального грузовика ЯГ-12. Спроектировал машину колелктив конструкторов во главе с А.С.Литвиновым. Она являлась уникальной во многих отношениях, и прежде всего в том, что это была первая советская конструкция автомобиля с колесной формулой 8х8.
Задняя тележка с балансирной подвеской колес на четырех продольных рессорах, со сдвоенными колесами и двухступенчатыми редукторамиглавной передачи полностью использовались от модели ЯГ-10. Передняя - тоже балансирная на четырех рессорах - объединяла два ведущих и управляемых моста. Конструктивно они (передние мосты) отличались от задних и были выполнены по так называемой схеме De Dion: колеса соединяет изогнутая балка, главная передача жестко крепится к раме, крутящий момент к колесам передается посредством полуосей с двумя карданными шарнирами каждая. Таким образом конструктором существенно уменьшили массу неподрессоренных частей. Шарниры равных угловых скоростей в приводе передних колес - сдвоенные карданные сочленения.

Рулевой механизм от серийного ЯГ-10 на ЯГ-12 был связан с поворотными колесами второй оси и уже через них, посредством продольной тяги, - с колесами первой оси.
Отдельно от силового агрегата, на раме, находилась двухступенчатая раздаточная коробка. От нее крутящий момент передавался на переднюю и заднюю двухосные тележки. Позади раздаточной коробки находился ленточный транмиссионный тормоз. Под днищем грузовой платформы на ЯГ-12 имелась лебедка с горизонтальным барабаном и выведенным назад тросом.
Сама по себе трансмиссия ЯГ-12 была исключительно сложной. Не считая коробки передач, раздаточной коробки и привода лебедки, она включала 30 шариковых и 12 роликовых подшипников, 9 карданных валов с 18 универсальными шарнирами.
Автомобиль оснащался американским шестициндровым двигателем Continental-22R рабочим объемом 8190 куб.см, мощностью 120 л.с. и коробкой передач Brown-Lipe-554.

ЯГ-12 мог преодолевать ров шириной до 1,5 м, брал подъемы крутизной до 30 градусов, свободно двигался по грязи, глубокому снегу. Этому способствовали не только привод на все колеса и большая сцепная масса, но и надеваемые на задние колеса гусеничные цепи типа Overall. Его грузоподъемность на шоссе была 12000 кг, а на грунте - 8000 кг. При массе в снаряженном состоянии 20000 кг и наибольшей скорости 45 км/ч минимально возможный расход топлива составлял около 52 л на 100 км, но в тяжелых дорожных условиях, вероятно, доходил до 100 л на 100 км.
7 ноября 1932 года ЯГ-12 проехал по Красной площади во время демонстрации в честь 15-летия Октябрьской революции.
В 1933 году автомобиль принимал участие во Всесоюзном испытательном автомобильном пробеге (известен как Кара-Кумский пробег) протяженностью около 10000 км.
После проведения всех испытаний этот уникальный автомобиль был передан в одну из воинских частей. Дальнейшая его судьба неизвестна.



Информацию для справки взял отсюда.
Также особо хочется отметить то, что автомобиль был создан всего за 3,5 месяца и то, что весил он фактически столько же, сколько и перевозил...

Есть в моей коллекции и такая модель – ЯГ-12 от мастера Владимира Волчанецкого. Надо сказать, модель выполнена замечательно. Раньше я ничего не знал о том, как изготавливаются такие модели; потом, спасибо одному коллеге, приславшему скан с информацией, узнал поболе. Читал я о выполнении моделей и в других местах, по результатам прочитанного справедливо сложилось впечатление, что каждая модель представляет из себя миниатюрную мастер-модель. В посте про Я-6 была постепенно получена и большей частью восстановлена информация о том, как изготавливаются модели; из объема проделываемой работы можно заключить, что времени на каждую из моделей тратится уйма. Причем мастер не идет легким путем, как это делают большинство мастерских, отливая несколько агрегатов/узлов одной деталью. В результате вся модель в целом выглядит гораздо реалистичнее.
Однако, так я думал ранее. Относительно недавно сам Владимир написал, что из тех моделей, которые я показывал - а кроме вышеупомянутого Я-6 я показывал лишь
ЯГ-6, - только Я-6 выполнен пайкой из жести. ЯГ-6 же, как одна из самых ранних моделей, отлит из белого металла. И отлит здорово, в отличие от моделей САИС, к примеру, изготовленных практически по той же технологии. Так же из ранних, из белого металла, воспроизведен и ЯГ-12, который хочу показать ниже.

Как обычно, для начала - общий вид спереди:

Над лобовым стеклом водительского окна имеется козырек.
На верхних поверхностях крышек капота - открывающиеся лючки дополнительного охлаждения двигателя. Как правило, на машинах в эксплуатации они всегда были открыты, так как дигатель постоянно перегревался
Видна пробка верхней горловины радиатора:

Есть и эмюлема в виде перевернутого вершиной вниз равностороннего треугольника.
Решетка радиатора выполнена из металлической сеточки.
Фары достаточно простые.
Эта модель ярославского грузовика получила удлиненный бампер от одного конца крыла до другого конца.
На бампере в наличии буксировочные крюки.
Колеса у модели враскоряку:

Вид на модель сверху:

Модель ЯГ-12 была выпущена в единственном экземпляре в отличие от ГАЗ-АА, выпускавшегося десятками тысяч штук. Но на ВДНХ, положим, эти две машины вполне могли присутствовать вместе:

ЯГ-12 Владимира Волчанецкого и ГАЗ-АА (Hongwell):

Вид слева:

Передняя тележка.
Лувров отчего-то 13 вместо положенных 16.
Лючок перед капотом не помню для чего:

На боковинах капота имелись и еще открывающиеся лючки для охлаждения двигателя. При движении они, как и верхние, постоянно открывались по той же причине.
За двеью водительскойдвери снизу - лючок бензобака:

Под передним краем кузова с левого борта крепилось запасное колесо.
На вертикальных кронштейнах крепления досок кузова есть миниатюрные отверстия.
На модели слева же на переднем борту установлен огнетушитель, а на боковине - штыковая лопата на кронштейнах (хотя ни на одной фотографии прототипа не видел ни того, ни другого; но так даже интереснее).
Подножка под водительской двеью чересчур коротка ввиду удлинившихся крыльев. По это же причине были обрезаны снизу обе двери кабины:

Задняя тележка.
Шины - от миниклассиковсих ЗИСов:

Еще один массовый автомобиль уже другого завода-гиганта тех лет:

ЯГ-6 и АСМ типа ЦН-15 (ЛОМО) на базе ЗИС-5:

Вид сзади:

На задней стенке кабины вагонка (если не ошибаюсь, из сосны делали) и 3 прутка защиты.
Кузов изнутри имеет расшивку, но покраска оставляет желать много лучшего - под слоем краски видны какие-то инородные вкрапления:

В салоне, как и на прототипе - большое рулевое колесо:

На дорогах тех лет еще ездили автомобили АМО, превращенного в ЗИС:

ЯГ-6 от Волчанецкого рядом с АМО Ф-15 от PCT (журнальная серия "Автолегенды СССР"):

Вид справа в профиль:

Такой ракурс:

На дверях - ручки отдельными деталями, под крышей - дополнительные ручки-скобы:

Замки запора кузова - вполне на уровне.
На крыльях - подножки-скобы:



Автобусов-гигантов на ярославском шасси было всего два, в серию они так и не пошли.
Справедливо будет поставить гигантский автобус рядом:

ЯГ-12 (Волчанецкий) и ЯА-2 (Ultra-Models):



Вид снизу:

Ходовая очень даже приличная:



Я-6 выпускался чуть ранее, но здесь будет уместен:

Две модели Владимира Волчанецкого: ЯГ-12 и Я-6:

3/4 и немного сверху:







На эту фоту зачем-то добавил еще и ЯГ-6, выпускавшийся гораздо позже:
Постскриптум и фото коробочки:
Изолента и надпись маркером:

Модель автомобиля: ЯГ-12
Период выпуска прототипа: 1932 год
Производитель: Волчанецкий
Дата выпуска:  -
Краткое мнение: уникальный, "сыроватый", забытый
Оценка:
Качество: 3,5 из 5.
Детализация: 4,5 из 6. Детализация вполне себе ничего.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Похож.
Узнаваемость: 2 из 2. Есть.
Харизма: 5 из 5. Есть.
Коробочка: 1,25 из 1,75. Коробочка от Миниклассик, модель крепится достаточно надежно, засим - в соответствии с градацией.
Итого: 20,25 из 24,75.
Вес: 357 граммов. Модель, между прочим, в полтора раза легче в полтора раза меньшего же по габаритам ЗИС-150 от САИС.
Цена: 7000 рублей с рук.

Tags: 1930-е, волчанецкий, грузовики, кустарщина, ссср, яаз (яг)
Subscribe

  • BMW E30, Maxichamps 1:43

    Наверное один из самых ожидаемых выпусков года. Новость о более не открывающемся капоте уже разошлась среди собирателей. Теперь можно смотреть…

  • Maserati 450S 1957 от Bang Models

    После просмотра обзора модели Мазерати 450S от Diecast43 я захотел поставить себе на полку такую же. На ибэе таких же моделей (с Милле Мильи) не…

  • BMW 3 Series Coupe E92, AUTOart 1:43

    BMW 3-ей серии пятого поколения простоял на конвейере с 2005 г. по 2013 г. и выпускался как седан (Е90), универсал (Е91), купе (Е92) и кабриолет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • BMW E30, Maxichamps 1:43

    Наверное один из самых ожидаемых выпусков года. Новость о более не открывающемся капоте уже разошлась среди собирателей. Теперь можно смотреть…

  • Maserati 450S 1957 от Bang Models

    После просмотра обзора модели Мазерати 450S от Diecast43 я захотел поставить себе на полку такую же. На ибэе таких же моделей (с Милле Мильи) не…

  • BMW 3 Series Coupe E92, AUTOart 1:43

    BMW 3-ей серии пятого поколения простоял на конвейере с 2005 г. по 2013 г. и выпускался как седан (Е90), универсал (Е91), купе (Е92) и кабриолет…