Александр (beetloman) wrote in diecast_43,
Александр
beetloman
diecast_43

Category:

Как итальянцы BMW спасали: BMW Isetta (Hongwell)

Поскольку фотография BMW Isetta представила интерес для некоторых участиков сообщества, решил написать краткую историю этого чуда техники. Используемые источники: журнал "За рулём", педевикия и просторы нашего необъятного.


История этой малявки интересна происхождением. Да, неспроста она фигуриловала в предыдущем посте с итальянцами. Потому что и есть итальянец, хотя на родине и производилась всего-то два года (с 1953 до 1955). Начиналась история в фирме Iso, хозяином которой был Ривольта Ренцо. Тяжёлые были времена - недавно закончилась Вторая Мировая, Европа потихоньку отстраивалась, но промышленным предприятиям приходилось туго. Фирма Ривольты в то время производила разный ширпотреб - маленькие мотороллеры, холодильники и развозные грузовички. Выглядело это примерно так:

Холодильников Iso в сети не нашёл, но зато есть много наших, советских аналогов. Вот например:

Видимо, в СССР всё было не так плохо, раз ЗИЛ не решил скрестить холодильник с ДВС. Хотя и производил те же холодильники - товары широкого потребления - явно не от хорошей жизни.
В принципе, этих двух вещей оказалось достаточно для двух инженеров: Эрменеджильдо Прети и Пьерлуиджи Рагги. Поставив вплотную два вышеуказанных мопеда, спереди холодильник и попытавшись всему этому придать более или менее обтекаемую форму получилось вот это:

Iso Isetta был представлена на туринском автосалоне в 1953 году. Название происходит собственно от названия фирмы Iso и является его уменьшительным. Что-то типа "Изошка".
В 1955 Iso продаёт лицензию BMW - у немцев концы с концами не сходились: мюнхенский завод разбомблен союзниками, BMW 501 конструкцией своей повторяет довоенные модели, дОрог и спросом не пользуется - в общем, ложись да помирай. Но лицензия на Isetta сделала великое дело и позволила BMW не обанкротиться и радовать нас и по сей день. Модель BMW Isetta несколько отличалась от итальянского прототипа. Фары были не интегрированы в крылья, а вынесены. А начиная с 1953 года поменялась форма окон - появились форточки в боковых, а заднее перестало быть настолько панорамным.

До 1964 года BMW выпустила 160 000 машинок с разными кузовами. К этому времени потребность в этих микроавтомобильчиках пропала - топливный кризис миновал, всё начало вставать на свои места, на конвеере появились более серьёзные машины. Но BMW этого было уже достаточно - угроза банкротства миновала.
А что же Iso? А Iso перешла на выпуск спортивных автомобилей, чем она нам сегодня и известна. Вот например, Iso Rivolta 1963 года:

Компоновка Изетты крайне компактная. Внутри умещается двое. Немного багажа в салоне, а всё, что не влазит - в чемодан снаружи. Вход спереди, причём рулевая колонка откидывалась вместе с дверью, для чего снабжалась специальным шарнирным мезанизмом. Торпедо как таковая отсутствовала. Была маленькая коробка со спидометром, которая крепилась над рулём.

Двигатель - одноцилиндровый четырёхтактный, рабочий объём 0,3 л, воздушное охлаждение. Коробка передач 4х-ступенчатая без задней передачи. Итальянская версия давала 9,5 "лошадей", немцы смогли разогнать мотор до 12-и.
Любовь к ретро заставляет фирмы представлять концепты на базе исторических моделей. И если Mini и Fiat 500 благополучно колесят по нашим и не нашим дорогам, то Траби и Изетте, видимо, так и оставаться концептами. Вот например так могла бы выглядеть Изетта сегодня. На электричестве. Другой вопрос, нужно ли оно нам?



Модель сделана китайцами из Hongwell под брендом Cararama где-то в начале нулевых. И это очень хорошая и дешёвая Карарама. Сделано аккуратно и ажурно. Немного правая фара кривовато сидит - ну ничего, и не такое видали.







Доннышко - на удивление подробное для таких габаритов. Передние колёса с претензией на поворачиваемость, проработан двигатель (который крайне сложно разглядеть), выхлопная система хромирована и дана отдельной деталью. Вполне себе!

Попытаемся заглянуть внутрь. Тут тоже всё хорошо. Светлый салон, проработан шарнирный механизм руля, есть даже педальный узел. Зеркало заднего вида присутствует и по форме соответствует прототипу.

Впечатление модель производит крайне приятное. А цена в 150 р (когда покупалась) это впечатление усугубляет.

Посмотрим в сравнении с другими моделями. С Фиатами и Мини в компании мы её уже видели. Посмотрим с современным ... ну, всё-таки не аналогом. Smart всё-таки чуть более на автомобиль похож. Изетта как-то к мотоколяскам ближе. Но идеология Смарта та же самая - экономичный сверхкомпактный городской автомобиль для абсолютно ровных дорог, способный запарковаться в любую дыру.
Модель Smart ForTwo выполнена New Ray. Не самый лучший производитель, но найти бюджетный вариант модели Smart в 43м масштабе практически невозможно. Поэтому New Ray.

По габаритам Smart чуть толще, чуть длиннее и значительно выше Изетты. Да и посадка в него куда как удобнее.

Багажник у Смарта какой-никакой, но есть.

И нос к носу. Два поколения европейских микролитражек с разницей в 50 лет.

Посмотрим сравнение с российским аналогом Смарта - Окой от ДеА. Да Ока вообще гигант по сравнению с Изеттой.

Длинее, выше, сильнее!

Ну и напоследок, чтоб понимать масштабы безобразия.

Такая вот Isetta. Надеюсь, не утомил и было интересно.
Tags: 1950-е, bmw, hongwell
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments