solmi74 (solmi74) wrote in diecast_43,
solmi74
solmi74
diecast_43

Category:

ЯТБ-3 от Ultra Models.

«Двухэтажный троллейбус пользуется у москвичей большим успехом. Любителей проехаться «повыше» чересчур много. Второй этаж всегда бывает переполнен взрослыми и детьми. Какой-то гражданин, видимо, отчаявшись занять место на втором этаже, полез по лестнице на крышу троллейбуса.
— Куда вы лезете, гражданин? — крикнул я. — Сходите! Для вас еще не сделали трехэтажного троллейбуса. Гражданин посмотрел на меня умоляющими глазами и в отчаянии произнес: — Что же мне делать? Второй этаж переполнен, а крыша свободная. Я не могу уехать из Москвы, не совершив высотной поездки на троллейбусе. Пришлось взяться за свисток».
Из газеты "Московский транспортник" от 7 ноября 1939 года.


ЯТБ 3 олд2.jpg

В России первый троллейбус появился ещё в 1902 году. Но широкое применение получил уже в СССР в 30-е годы. Первые троллейбусы, названные в честь Лазаря Кагановича, ЛК-1 и затем ЛК-2 выпускал с ноября 1933 года Сокольнический вагоноремонтный завод. Через два года, в 1935 году, на Ярославском заводе начали выпускать более совершенные троллейбусы ЯТБ-1.К началу 1936 года на 22 км четырёх столичных маршрутах работал 61 троллейбус. Однако по своей вместимости каждый из них значительно уступал трамваю, а ведь в планах партии и правительства была ликвидация трамвайной линии на Садовом кольце и замена её троллейбусной. Для увеличения вместимости по указанию первого секретаря Московского областного комитета ВКП(б) Хрущего Н.С. из Англии был привезён двухэтажный троллейбус.
А вот как называлась фирма поставщик троллейбуса - тут я запутался. Практически во всех источниках - это English Electric Cоmpany (ЕЕС), что и говорит диктор на нижевыложенном ролике, а вот коллега kaschey_lp утверждает, что фирма называлась AEC, на чьем сайте висят весьма колоритные фотографии двухэтажных автобусов и троллейбусов.
Летом 1937-го года на одной из московских линий была поднята на 1 метр контактная сеть и начались испытания этого троллейбуса. Опытные испытания продолжались месяц. Несмотря на огромные размеры, англичанин оказался не так уж и вместителен! Из-за высокого расположения центра тяжести пассажирам на втором этаже категорически запрещалось стоять при движении. При внушительной высоте кузова (4,58 м) высота потолков на первом и втором этажах составляла 1,78 и 1,76 м, соответственно, так что стоять на первом этаже также было весьма затруднительно даже человеку среднего роста. Специфика работы городского транспорта в Лондоне не имела ничего общего с московской. В английской столице городской транспорт даже в часы пик не знал, что такое переполненный салон, и небольшое количество пассажиров вполне позволяло обходиться одной дверью. Потому троллейбус и имел лишь одну дверь для посадки и высадки пассажиров — заднюю, а вот ни передней площадки, ни передней двери у него не было. В Москве в те годы даже в не пиковое время общественный транспорт забивался "под завязку".
В октябре «двухэтажник» был отбуксирован на Ярославский автозавод. Здесь его разобрали, тщательно изучили и фактически скопировали. Советский аналог английского троллейбуса получил обозначение ЯТБ-3 — ярославский троллейбус, третья модель. Создать полный аналог «англичанина» не удалось — советский троллейбус получился более тяжелым. Он весил 10,7 тонны.
Изготовили первый ЯТБ-3 22 июня 1938 года, а уже через четыре дня второй. Сначала было только две машины, а в 1939-м выпустили еще восемь. Две эти партии эксплуатировались всего на двух линиях. Первый маршрут (два троллейбуса из первой партии) ходил тогда от площади Свердлова (ныне Театральной) мимо Тверской заставы и поселка Сокол до Коптево. Второй маршрут был приурочен к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), которую позже переименовали в ВДНХ (ныне ВВЦ). Троллейбус шел по Сретенке, 1-й Мещанской улице (нынешнему проспекту Мира) через Ржевский (ныне Рижский) вокзал. Ну а чуть позже один из этих опытных троллейбусов был переделан в двухдверный вариант.

774617.jpg

Эксплуатация этой опытной партии ЯТБ-3 показало несостоятельность идеи двухэтажных троллейбусов в Москве. Да и главный идеолог этого транспорта был назначен первым секретарем ЦК партии Украины - без Хрущёва эту идею никто проталкивать далее не стал.
Во время войны большую часть троллейбусов разобрали на металлолом. Однако три оставшихся машины уже в 1944 году вновь пустили на линии. Две из них проездили до 1948 года, а последний ЯТБ-3 был списан в 1953 году.

DSCN7559.JPG

Модельку ЯТБ-3 выпустила модельная артель "Ультра-Моделс".

DSCN7560.JPG

Это первая модель этой конторы у меня на полках. Предыдущие их изделия мне казались откровенными игрушками. Этот же троллейбус выглядит вполне "взрослой" моделькой, видимо потому и стоит полновесные 5 т.р.

DSCN7561.JPG

DSCN7562.JPG

DSCN7563.JPG

DSCN7564.JPG

Модель полностью металлическая, потому весьма тяжелая. И задняя дверь открывается.

DSCN7565.JPG

DSCN7566.JPG

DSCN7567.JPG

DSCN7568.JPG

По описаню конструкции ЯТБ-3 имел односкатные задние колеса и обе оси являлись ведущими, они соединялись межосевым дифференциалом. "Ультра" вроде как всё это произвела на модели, передние колеса - поворотные:

DSCN7569.JPG

DSCN7574.JPG

Штанги выполнены рабочими:

DSCN7570.JPG

DSCN7571.JPG

Пассажирская дверь:

DSCN7573.JPG

DSCN7572.JPG

DSCN7575.JPG

DSCN7576.JPG

Для понимания размера с ЗиС 8:

DSCN7578.JPG

DSCN7579.JPG

"Конечная":

ЯТБ 3 олд.jpg

Мне модель очень понравилась. С удовольствием поставил на полку.


Tags: 1930-е, ultra, троллейбус, ятб
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments