lischita (lischita) wrote in diecast_43,
lischita
lischita
diecast_43

Копия Ассенизационной Машины на шасси ЗИС-5 от ЛОМО

Оригинал взят у lischita в Копия Ассенизационной Машины на шасси ЗИС-5 от ЛОМО



Очень интересно устроена человеческая память. Действительно, как говорил голосом Василия Ливанова, Холмс в первой серии советского фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» , у обычного человека она похожа на чердак, куда он складывает всякую всячину, которую извлекает на свет, если способен, при необходимости или под влиянием какого-то события))


Вот совсем я не задумывался от труде ассенизаторов, не выстраивал никаких параллелей, а стоило откликнуться на просьбу друга помочь смонтировать сепитик на даче,  и вот, пожалуйста, задумался)) Визуально представил, что происходит каждое утро в Москве, или другом крупном городе, когда 85% населения утром, перед тем как уйти на работу, нажимает кнопку слива домашнего унитаза. И аж передернуло от мысли, что если этот мощный поток не уйдет, туда, куда он ежедневно уходит, а что-то его затормозит. УЖАС))

Вспомнил, как осторожен был Великий Кормчий Мао Цзэдун и никогда не пользовался туалетом, а его помощники, всегда отрывали ему ямку в новом месте. Тут же всплыли отрывки книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», где он рассказывает что «золотари»  ( так называли в Москве, да и во всей России ассенизаторов, потому что, как говорил народ, из выгребных ям вместе с нечистотами они доставали монеты, деньги, ювелирные изделия и пр.) предпочитали кушать калачи с дужками, а не булки, потому что его можно было ухватить грязными руками за эту специально выпеченную дужку. Трудились «золотари» только ночью, вручную длинными черпаками выгребая все из ям и наполняя бочки, установленные на телеги, запряженные ободранными и облезлыми старыми клячами.  Эти телеги москвичи прозвали «ночными брокарами», с сарказмом, как любят в нашей стране, упоминая известную в то время парфюмерную фирму. К утру длинный благоуханный обоз, состоящий из полутора десятков таких «ночных брокаров» степенно покидал город, гремя и подпрыгивая на мостовой и расплескивая жижу на камни, а уставшие «золотари» дремали на веревочных сиденьях, устроенных между лошадьми и бочкой.


"Золотари"

И никакой тебе автоматизации)) Как в той же Европе, где уже в 1910 году ассенизаторские бочки устанавливали на шасси различных грузовых автомобилей.  И ничего в нашей стране не менялось, львиная доля жилья – бараки, а удобства  на улице. И только в 1939 году появились первые конструкции ассенизаторских автомобилей с вакуумными насосами– ручной труд стал заменяться техникой. Люди все в тех же бараках и тех же скворечниках, но «золотари» пересели на автомобили.


В 1946 году в Конструкторском бюро Управления благоустройства Московского горисполкома на базе ЗИС-5 разработали Ассенизационную Машину (АСМ) .



Ее конструкция стала проще, без вакуумного насоса, что упрощало ремонт и уход за подобной техникой. Забор нечистот из выгребных ям в цистерну объемом 2400 литров осуществлялся в результате разряжения, создаваемого в цистерне благодаря работе двигателя автомобиля,  через заборный шланг и лючок, находящихся в задней части цистерны. Наполнение цистерны контролировалось водителем – «золотарем» через смотровое окошко, расположенное в задней части цистерны. Слив на сливных станциях или полях ассенизации, происходил самотеком (цистерна цилиндрической формы, сваренная из котельной стали устанавливалась на шасси относительно рамы под углом в 4 градуса) или под давлением, которое создавалось путем подачи в цистерну выхлопных газов от выхлопа двигателя через газоотборную коробку.











Поговаривают, что устроится работать на АСМ считалось большой удачей - хорошие деньги, свободный график, всегда возможность подработать (в частном секторе очистить одну яму стоило 15-20 рублей, за эти деньги некоторые люди трудились неделю), однако существовали и минусы, о которых вы, надеюсь, догадались)) . Правила запрещали лихачить на подобной технике, и при наполненной цистерне категорически не разрешалось делать резкие маневры и торможение. Как будто такие маневры разрешались для другого типа автомобилей))

Видимо потому что АСМ чаще работали ночью, очень мало сохранилось качественных фото этих автомобилей, но производители масштабных моделей не обошли их своим вниманием, а значит копию в свою коллекцию может заполучить любой желающий.


Известный многим коллекционерам цех на «Ленинградском оптико-механическом объединении» (ЛОМО) в 1996 году, всего лишь через 4 года после своего открытия стал небольшими партиями выпускать копию АСМ на базе ЗИС-5. Причем в двух разновидностях с круглыми передними крыльями и ломаными и в масштабе 1\43. Общий тираж этой хоть и схематичной и с большими недостатками сделанной, но все же узнаваемой модели на 2013 год составил 460 штук. Выпускают ли ее в данный момент сказать сложно. Однако модельный цех на ЛОМО работает и если будет заказ от некоего спонсора, я думаю, специалисты из Санкт-Петербурга его выполнят, не так быстро конечно, как их коллеги из Китая, но все же сделают. К слову сказать, это не единственный ассенизаторский автомобиль в линейке ЛОМО мне известны еще варианты ЗИС-5 АСМ ЦН-15, с другим типом цистерны.
Копия АСМ в масштабе 1\43, представлена на фото (вариант с ломаным крылом).

















Копия АСМ на ЗИС-5



Вкладыш с описанием прототипа ( только запаска тут как-то на другом месте, а какая разница? спросят на ЛОМО)))  )





Модель выполнена в традициях ЛОМО, все из металла, кроме покрышек колес (они из резины), колесных дисков, фар, решетки радиатора, деталей салона и выхлопной трубы (они из пластика).  Заборный шланг сделан из металлической пружинки, а вот смотрового окошка в задней части цистерны, увы нет.
Я рекомендую эту модель всем кто интересуется копиями автомобилей грузовой техники и коммунального хозяйства нашей страны, потому что как не крути, а это отдельный класс интересных транспортных средств «особого» и очень очень важного назначения))

Вот так бывает – срабатывает память во время скажем очень рядового события – помощи другу, но потом, вымыв руки и под хорошо прожаренное мясо  и мирные беседы о прекрасном, все эти знания возвращаются на свои полки мыслительного чердака и забываются. Поэтому решил лучше записать, чтобы не забыть, как это сделали поэт тут и автор прозы тут , а один их наших коллег VICTORPUZO написал картину, посвященную Ассенизационной машине из серии «Жизнь замечательных цистерн» взял тут


             
Tags: автомобили оперативных служб, зис, ломо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments