serg_z_spb (serg_z_spb) wrote in diecast_43,
serg_z_spb
serg_z_spb
diecast_43

Category:

Тема недели 65. Первый блин комом, или дебют русского гонщика в LMP1

Начну подарочную тему с подарка самому себе, который по традиции не подоспел до праздников, но пришел на почту к моему дню рождения. Эту модель я долго ждал - еще в конце лета я оформил предзаказ в японском магазине. В продажу же масштабные копии лемановского прототипа Nissan GT-R LM Nismo поступили во второй половине декабря.



24 часа Ле Мана в прошлом году были особенными. В чем именно - мы обсудили в сообтветствующей теме недели. Здесь же скажу одно - в 2015 впервые в истории русский гонщик выступил за заводскую команду в высшем классе прототипов LMP1. Марк Шульжицкий, победитель конкурса от Sony и Nissan - GT Academy - стал одним из трех пилотов одной из самых странных и необычных машин в истории Ле Мана. Компанию ему составили японский мастер Тсугио Мацуда, двукратный чемпион Формулы Ниппон и чемпион Супер ГТ 2014 года и победитель аналогичного конкурса от Сони и Ниссана из Испании Лукас Ордонез. Молодежь уже имела опыт выступления в легендарном суточном марафоне - Лукас поднимался на подиум в классе ЛМП2 в 2011 и 13 годах, а Марк занял пятое место в классе в 2014, "обкатывая" новый прототип Ligier JS P2, который позже принесет чемпионство команде G-Drive и Роману Русинову. А вот Тсугио, несмотря на свой богатый гоночный опыт, в Ле Мане ехал первый раз.



В успех Ниссана не верил никто с самого анонса машины. Причиной тому - странный выбор концепции. Прототип GT-R LM мало того что был переднемоторным (хотя конкуренты давно уже используют среднемоторную компоновку), он еще и имел основной привод на передние колеса. Даже без электро-составляющей это больше 600 сил, что очень много для передних колес. Такому смелому и немного глупому решению было лишь одно оправдание - ставка на технологию "воздух через корпус". Поскольку мотор и привод были спереди, весь остальной корпус оставался совершенно пустым. Через пустоты должен идти воздух, и весь корпус работает как одно большое супер-антикрыло, да еще и с диффузором. Для увеличения аэро-каналов даже задние колеса сделали очень тонкими, в два раза тоньше передних. В идеале на них должны были стоять электромоторы, которые давали бы не меньше мощности, чем бензиновая установка...



Но уже после первых тестов прозвенели первые тревожные звоночки. Темп Ниссана был на 10-15 секунд медленнее Ауди и Порше - огромный разрыв. Объяснение последовало не сразу, но было неутешительным - GT-R пока ездит без гибридного привода, только на бензиновом V6 турбо. Отсюда были и проблемы с недостаточной поворачиваемостью, типичные для переднеприводных машин. Помноженные на огромную мощность для переднего привода. Незадолго до этапа в Спа Ниссан снял свою заявку, заявив, что необходимо доработать машину к 24 часам Ле Мана. Хорошо хоть во Францию машины приехали, увы, без гибридного привода. Это значило, что даже если ГТР-ы доберутся до финиша, они не только проиграют уйму времени заводским командам Ауди, Порше и Тойоты (у них мощность была в районе 1000 сил), но могут проиграть даже частным командам Rebellion и CLM By Kolles, и даже быстрейшим экипажам класса LMP2. Целью Ниссана уже была не победа, не подиум, а просто финиш в гонке, и по возможности опередить младший класс.



Для максимальных шансов "выжить" Ниссан выставили сразу три прототипа - опыт прошлых лет показывал, что в таком случае хоть одна машина все-таки добирается до финиша. Прототипы №22 и 23 имели одинаковую красную окраску, а №21, за рулем которого ехал Шульжицкий, Ниссан выкрасил в исторические цвета модели RC90K, завоевавшей поул-позицию на колце Сартэ в 1990 году - это был последний крупный успех японской команды в марафонских гонках. Что интересно, эти цвета совпали с цветами российского флага :)



В гонке самому красивому и интересному для нас Ниссану везло меньше всех. Через пару часов после старта, как раз в смену Марка, у машины зависла программа коробки передач. Как потом рассказал сам Марк, ему очень повезло, что он ехал на 4 передаче, когда машина перестала реагировать на лепестки переключения передач. Так у него хоть был шанс доковылять до боксов, и он им воспользовался. Там ему быстро перепрошили контроллер коробки передач, и он продолжил гонку. К сожалению, было понятно, что шансов протянуть до финиша у машины немного. Система "воздух сквозь корпус" работала слишком хорошо, из-за чего машины очень сильно "приседали" на корпу, высекая снопы искр. Вместе с этим возрастала нагрузка на подвеску, в том числе и на передние колеса. Уже ночью, во время смены Тсугио Мацуды, Ниссан №21 начал ломаться. Тсугио, будучи профессионалом в спринтерских гонках, ехал по привычке, атакуя на пределе, чем подвергал машину еще большей нагрузке. На 115м круге, после первой шиканы на прямой Мюльсанн GTR №21 резко потерял темп. Уже ко второй шикане автомобиль встал насовсем. На крупном плане было хорошо видно, что передние колеса встали "домиком" - передняя подвеска развалилась, не выдержав мощности мотора, силы прижима и агрессивного стиля японского чемпиона. Гонка для "нашего" Ниссана завершилась.



Остальные болиды смогли пройти вдвое большую дистанцию. №23 сошел после 234 кругов, а №22, пройдя в общей сложности 240 с небольшим кругов и проведя кучу времени в боксах, все же пересек финишную черту, но не был классифицирован. В итоговом протоколе он занял лишь 39 строчку. После такого провала Ниссан снял свою заявку со следующих этапов WEC для доработки машины. Они должны были вернуться сначала в Остине, потом на домашнем этапе в Японии... Но команда так и не смогла заставить чудо-прототип работать как надо. Тесты продожались до зимы, но прогресса не было. В итоге, 22 декабря Ниссан объявил о закрытии программы LMP1. Все силы концерна в этом году теперь будут направлены на Формулу 1, в которую возвращается команда Рено. К несчастью для российских болельщиков, эти новости ставят под вопрос дальнейшую карьеру Шульжицкого. В ЛМП1 мест в командах уже нет, разве что в ЛМП2 найдется местечко... А может Ниссан пристроит его за руль GT-R GT3 в чемпионате Blancpain. Будем ждать новостей и пресс релизов.



Модели этих Ниссанов еще давно выпустила фирма Эббро - тестовый автомобиль и шоу-кар в ливре клуба Манчестер Сити. Эти же машины выпустили и Premium X, но с заметными упрощениями. Нетрудно было догадаться, что японская компания выпустит и боевые ГТР-ы. Также они заявлены и у Спарка, который традиционно делает модели почти всех машин Ле Мана. Взвесив все за и против, я выбрал Эббро. Все-таки Спарк стоил бы на пару тысяч дороже (модель еще не вышла), да и интереснее поставить на полку эксклюзивную японскую модель. И ведь отличная модель получилась. Кузов из металла, везде где надо - фототравление. Даже сквозные туннели для воздуха в корпусе кое-как сделаны. В целом, я не могу ни к чему придраться. Вряд ли в моей коллекции появятся модели других Ниссанов, но пропустить первую машину русского гонщика в классе ЛМП1 я не мог. Тем более что у меня уже есть модель Ligier 2014 года.



Вот такой подарок я сделал себе на новый год и день рождения. И именно эту модель машины Ле Мана 2015 года я ждал больше других, да простят меня коллеги-поршелюбы :)
Tags: ebbro, nissan, автоспорт, гонки, россия, тема недели, франция, япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments