lischita (lischita) wrote in diecast_43,
lischita
lischita
diecast_43

Categories:

«Нессельсдорф -Президент» от IGRA

Оригинал взят у lischita в «Нессельсдорф -Президент» от IGRA


Большинство коллекционеров масштабных моделей автомобилей, да и не только они, с годами трансформируют темы своих коллекций. Какие-то направления исчезают из собраний, какие-то добавляются или углубляются. Но почти все оставляют себе на память первые экземпляры, те с которых все начиналось. Пусть они не вписываются в выбранную тему коллекции, возможно даже обладают какими-то недостатками, но у них особая аура, они напоминают те позитивные моменты, которые не хочется забывать, а возвращаться к ним осязая первый или первые экземпляры коллекции. Я не считаю себя  сентиментальным, но есть подобные экземпляры  и у меня, одним из которых является копия автомобиля «Нессельсдорф -Президент» (Nesselsdorfer-President), выпущенная в масштабе 1\36 в ЧССР (кто не помнит Чехословацкая Социалистическая Республика)  производственным объединением IGRA.

Приобрела ее мне моя любимая тетя в Казани, когда мы гуляли по территории занятой оборудованием чешского «Луна-Парка» гастролирующего  в столице Татарстана. В годы моего детства появление  «Луна-Парка»  в городе являлось знаменательным событием, как для взрослых, так и для детей. Увы, такого разнообразного семейного досуга как сейчас в 80-х годах прошлого века просто не существовало, особенно в городах, находящихся на тысячи километров восточнее от столиц. Кино, редкие театральные постановки и концерты заезжих звезд. Поэтому мы были не избалованы развлечениями, больше гуляли на улице и играли в подвижные игры, а «Луна-Парк» с его своеобразной атмосферой, аттракционами, диковинными иностранными сладостями и сувенирами считался явлением почти «марсианским».   Именно в Казани, когда я летом гостил у родственников,  мне повезло оттянутся в «Луна-Парке» и получить в подарок модель производства ЧССР. Скажем скромно и без восторгов, я был рад!  Ну и пусть масштаб модели 1\36, а не 1\43, зато она заграничная и очень необычная. Много позже я узнал немного о самой модели и разобрался с историей появления на свет ее прототипа.
Сначала по традиции о прототипе. Читая статьи, журналы и книги я долгое время не понимал, почему этот автомобиль одни именовали «первая Татра из Копршивнице», вторые «Нессельсдорф» или «Президент», третьи «Нессельсдорф Президент». Чуть позже, глубже погружаясь в предмет и сопоставляя, я разобрался и теперь готов поделиться своими выводами, но для начала небольшой экскурс в историю.
Завод, на котором в 1897 году собрали первый автомобиль в Центральной Европе, построил Игнац Шустала (Ignac Schustala).  И шел к этому он абсолютно с нуля.
Игнац – младший сын в семье, родился в  1822 году в деревеньке Копршивница в Моравии, а так как она входила в Австро-Венгерскую империю, ее переименовали на австрийский манер и определили имя - Нессельсдорф. Окончив среднюю школу и подтянув в городке Нови-Йичин свое знание немецкого с 13 лет Шустала начал осваивать азы ремесла шорника в мастерской Яна Кудлика (Jana Kudlika), находящейся вблизи городка Фридек-Мистек. В мастерской  Игнац Шустала осваивал свойство лаков и технологию их нанесения на изготовленные тут кареты и экипажи. Мастер Кудлик очень хвалил Игнаца, как прилежного ученика, приходившего на работу раньше всех и уходившего из мастерской позже всех, впитывающего знания как губка, постоянно что-то зарисовывавшего и записывающего в свой блокнот.  Не удивительно, что Игнац быстро получил сертификат подмастерья, и как тогда было принято в Германии, Австро-Венгрии и большей части Европы, отправился на поиски новой работы и новых знаний. Подмастерья в те времена двигались пешком, такую же, кстати, школу жизни и приобретения навыков, но позже прошел Август Хорьх и многие другие прославленные мастера и инженеры. Игнац хотел работать в  Вене – столице Австро-Венгерской империи, но добрался туда  только через несколько лет, так как по пути набирался знаний пару лет у шорника Йозефа Свитака ( Josef Svitak), год  у Якуба Пекарки (Jakub Piekarka) в польской деревеньке Холезовье, затем полгода в мастерской Waniek, восемь месяцев у шорника Фредерика Киндлера (Friedricha Kindlera). В результате, тех знаний, что он приобрел ему с лихвой хватило, чтобы в Вене устроиться на работу к поставщику гужевого транспорта австро-венгерского императорского двора Филипа Колера (Filipa Kohlera), где Игнац успешно отработал шесть лет и скопил «кругленькую сумму» чтобы начать свое собственное дело.  С этой мыслью он вернулся в 1850 году на свою родину в Нессельсдорф.
Дома Игнац женился, пустил корни, и в небольшом подвальчике размером шесть на семь метров вместе с родным братом и двумя помощниками начал развивать собственное производство гужевых колясок и экипажей.


Игнац Шустала


Дом Игнаца Шусталы существующий до сих пор

Первые кузова от  Игнаца Шусталы были как плетеные корзинки из прутьев, множество деталей будущих экипажей закупалось на стороне, окончательная отделка и сборка осуществлялась на улице под открытым небом.  Не смотря на небольшой выпуск (с 1850 по 1853 годы из мастерской Шусталы вышло только 34 экипажа), качество изделий Игнаца привлекло внимание земляков и один из богатых жителей  Нессельсдорфа Адольф Рашка (Adolf Raschka) предложил ему  свою финансовую помощь, а также производственные помещения в родовом имении.


Шустала слева, Рашка справа

Благодаря финансовым вливаниям Рашки, Шустала приобрел английские патенты на самосмазывающуюся ось Колиндза и  эллиптические рессоры Эллота, привлек больше рабочих для самостоятельного изготовления всех элементов экипажей, а не закупки их на стороне, и стал постепенно наращивать производство, попутно улучшая качество и внедряя все передовые достижения.


Купе Брогхем, производства Шусталы


Полуоткрытый фаэтон тип 461


Омнибус тип 214


Сани тип 458


Реклама гужевого транспорта




Спрос на гужевой транспорт в Европе и России стал повышаться с 1840 года, так как силу набирал капитализм, все больше частных предпринимателей нуждалось в собственном транспорте. С 1854 по 1869 год на совместном предприятии Шусталы и Рашки, а это уже был завод,  успели создать  8760 экипажей ручного производства.


логотип предприятия Шусталы и Рашки

В последующие годы, используя не только ручной труд, но и энергию паровых двигателей закупленных для предприятия, удалось создавать 1200 экипажей в год, т.е. в среднем 3-4 штуки в день.  Но развивалось не только производство, обращали пристальное внимание и на сбыт, продукции, для чего представители компании демонстрировали свою продукцию на различных выставках, открыли торговые и производственные  представительства в Бреслау, Вене, Праге, Львове, Киеве, Черновцах, Вроцлаве.


Представительство в Вене

Продукция поставлялась российскому и австро-венгерскому императорским дворам,  прусскому принцу и многим другим влиятельным особам. В 1878 году Адольф Рашка из-за серьезной болезни покидает компанию, выведя все свои капиталы. Но это не остановило развитие предприятия, и Игнац с партнерами не стал горевать, а отстроил новый завод и начал производство железнодорожных вагонов – для набирающего популярность железнодорожного транспорта.


Реклама товарных и пассажирских вагонов

Причем в линейку входили, как вагоны, для перевозки грузов и   рядовых пассажиров, так  и вагоны с люксовой отделкой, предназначенные для путешествия знати и глав государств. Предприятие настолько укрепило свои позиции, что преобразовалось в 1887 году в акционерное общество «Вагоностроительная компания  Нессельсдорф», по имени родного населенного пункта Игнаца Шусталы.


Логотип новой компании



Реклама «Вагоностроительная компания  Нессельсдорф» обратите внимание сколько медалей
1890 году Игнац Шустала скоропостижно скончался, а его наследники - два сына не стали продолжать дело своего отца, и вывели причитающиеся им деньги из оборота компании, покинув ее навсегда. Им не захотелось работать по 18 часов в сутки, постоянно переезжая с места на место для контроля своих филиалов и рабочих.  То, что создал с нуля Игнац Шустала, продолжало жить свей собственной жизнью под руководством директора Хьюго Фишера (Hugo Fisher).


Логтип 1891 года
К идее производства автомобилей собственной конструкции сотрудники «Вагоностроительной компании  Нессельсдорф» пришли, как я уже отмечал в  1897 году. В Нессельсдорф привезли один из первых автомобилей Карла Бенца  (Karl Benz) с запасным мотором. Вот и решили инициативные сотрудники создать свое  собственное новое транспортное  средство. Работы возглавил Леопольд Свитак (Leopold Svitak) сын шорника Йозефа Свитака, у которого Игнац Шустала когда-то работал подмастерьем, среди помощников оказались молодые Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka) и Эдмунд Румплер (Edmund Rumpler), знаменитые впоследствии инженеры и автостроители.



В результате на один из экипажей собственного производства, сзади закрепили четырехтактный двухцилиндровый горизонтальный  двигатель Бенца (рабочий объем цилиндра 2750 куб.см), выдавший мощность 5 л.с.


Сборка «Нессельсдорф -Президент»

Момент от двигателя передавался посредством перекрещенных плоских ремней промежуточному валу, а от него с помощью блочных цепей на задние ведущие колеса. Приводной механизм оснащался простейшим дифференциалом, величина передаточного отношения изменялась наклонением стойки со штурвалом управления в направлении вперед или назад, при этом приводные ремни перемешались на шкивах разных диаметров (у первого был 300 мм, у второго 400мм) и обеспечивалось движение на первой или второй скорости. Система охлаждения собственной конструкции, ее разработкой занимался Ледвинка, включала радиатор, конденсаторы для образующегося пара и баки с дополнительным запасом воды, карбюратор и система зажигания бенцовские.
Шасси переделке не подверглось, сохранились даже дуги, куда возница мог привязывать вожжи на стоянке, механический счетчик измерения пройденного расстояния, крылья над огромными колесами, с полуэлептическими рессорами, тент, карбидные фонари и ручной тормоз. Добавили переднюю ажурную решетку (по сути в первые на автомобиле появился бампер!) ножной тормоз, ленточного типа, при необходимости воздействующий на задние барабаны. Автомобиль назвали «Президент», и правильно называть его следует так «Нессельсдорф -Президент» ( сначала производитель, затем название самого автомобиля) .
В  мае 1898 года четверо пассажиров, проехали на нем от Нессельсдорфа до Вены ( 250 км) за 14,5 часов чистой езды, развивая в среднем скорость 17 км\ч без единой поломки,  где его показали публике на промышленной выставке.


В пути


На выставке



Реклама завода 1900 год

В дальнейшем сотрудники «Вагоностроительной компании  Нессельсдорф» создали еще несколько автомобилей с именами «Вице-Президент», «Метеор», «Вена», «Альпинист», «Искуситель» и другие без имен собственных. Последним легковым автомобилем «Вагоностроительной компании  Нессельсдорф» в 1915 году стала модель "U"  спортивная с шести цилиндровым  шестидесяти пяти сильным двигателем, способная разгоняться до 120 км\ч.


«Нессельсдорф» тип U


«Нессельсдорф» тип Т20/30 Карла I последнего монарха Австро-Венгерской империи

После окончания первой мировой войны  Австро-Венгерская империя распалась, возникла независимая Чехословакия. Населенному пункту Нессельсдорф вернулось его историческое название Копршивнице, а с 1919 года   «Вагоностроительная компания  Нессельсдорф» переименована в TATRA, в честь названия горной гряды, входящей в горную систему Карпат.  Так что, по моему мнению, автомобили TATRA это наследники автомобилей «Вагоностроительной компании  Нессельсдорф»  и их история началась  в 1919 году в Копршивнице , когда закончилась история производителя экипажей, железнодорожных вагонов и автомобилей  «Нессельсдорф» в Австро-Венгерской империи.  Вот такой вот ребус)  
С 1948 года Копршивнице получил статус города и на его гербе красуется «Нессельсдорф -Президент».



Герб Копршивнице
Теперь  «Нессельсдорф -Президент», созданный на заводе в Нессельсдорфе хранится в музее в Праге.



В автомобильном музее TATRA экспонируется его действующая реплика, созданная силами сотрудников автозавода в 1970 году.



Реплика 70-ые годы




Реплика в наши дни

Правда, у реплики сделали огромный тент, прикрывающий сразу всех четырех пассажиров. Это конечно практично, но у «Нессельсдорф -Президент», собранном в 1897 году тент прикрывал только задних пассажиров, это видно на фото с выставке в Вене, правильный тент можно увидеть и на гербе Копршивнице.
Масштабная модель автомобиля «Нессельсдорф -Президент» очень ажурно выполнена из пластика в масштабе 1\36.


Открытый вариант









Закрытый вариант

Прототип скопирован прекрасно, все видно и узнаваемо, жаль, что отсутствуют открывающиеся элементы, имитация двигателя и ацетиленовых фар, это очень бы оживило модель. Ее производство началось в 1968 году, когда IGRA запустила серию масштабных моделей под названием  «Старинные автомобили». На создание мастер модели потратили 7 000 крон (средняя зарплата рабочего в то время равнялась 1400 кронам) или примерно 700 советских рублей, на создание пресс-форм, оснастку, закупку необходимого оборудования, а также организацию производства выделили колоссальную сумму в 528 000 крон.







Коробка, оформленная Адольфом Борном

Существовало два варианта модели с открытым и закрытым тентом (неправильным как у реплики), упаковывающиеся в картонные коробочки, в их создании и оформлении участвовал знаменитый чешский художник-иллюстратор, карикатурист, а впоследствии режиссер и лауреат множества творческих конкурсов Адольф Борн (Adolf Born).


Адольф Борн

Так же различались ранние и поздние версии моделей. У первых кузов изготавливался из светло-коричневого пластика, тогда как у  вторых из темно-коричневого. В розницу модель продавалась за 20 крон. Также предлагались варианты в виде наборов для сборки, стоившие дешевле - 12 крон, при этом модель из деталей вы должны были собрать сами. В Советском Союзе модели из этой чешской серии стоили 2-3 рубля, в зависимости от региона продажи. Масштабные модели IGRA в качестве сувениров с различными дополнениями ( настольные лампы, настольные часы, пепельницы, декоративные книги, канцелярские наборы   и другое) использовались чехословацким объединением Mototechna, с 1950 года занимающееся в ЧССР розничной торговлей автомобилями, мотоциклами и запасными частями к ним.  IGRA закончила производство серии «Старинные автомобили» в начале 90-х годов прошлого века, но копий «Нессельсдорф -Президент», выпустили больше всех остальных! Огромный тираж, наиболее востребованной и популярной модели. Именно поэтому их еще можно встретить в продаже на различных аукционах и встречах коллекционерах, правда все чаще без родной коробки или с утраченными или сломанными деталями.


Вот такой сломанный вариант был мною приобретен в начале 90-х, когда модели по почте предлагали без фото. Жуткий риск было что-то удаленно покупать в те времена, почта разбивала модели, обманывали и продавцы  

Из-за столь необычного масштаба, и хрупкости пластика их которого она выполнена, множество копий «Нессельсдорф -Президент» погибло в руках сорванцов из стран социалистического лагеря, во время аварий, падений и других игр, известных большинству мальчишек.
В Копршивнице помнят историю «Нессельсдорф»  в городе есть памятные доски, посвященные Игнацу Шустале и  Леопольду Свитаку,



 помнят о своей истории в Чехии, не только сохраняя реальные автомобили, выпуская масштабные модели, но и выпуская памятные монеты, марки,





создавая рисунки   «Нессельсдорф -Президент».


Tags: tatra, забытые имена, чехословакия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments