aleksey-delfinn (aleksey_delfinn) wrote in diecast_43,
aleksey-delfinn
aleksey_delfinn
diecast_43

Category:

"Горбатые" и "Ушастые". Краткая история "Запорожцев" 1, 2 и 3 поколений в изложении Автолегенд СССР.

Сегодня, 22 ноября, ровно 55 лет, как с конвейера Запорожского автозавода сошла первая партия советского народного автомобиля ЗАЗ-965. Есть повод ещё раз вспомнить модельки "горбатых" и "ушастых" в кратком изложении журнальной серии "Автолегенды СССР".

Оригинал взят у aleksey_delfinn в "Горбатые" и "Ушастые". Автоистория "Запорожцев" 1, 2 и 3 поколений в изложении "Автолегенд СССР".
Запорожцы.jpg


ЗАЗ-965

965-й «Запорожец» – герой многочисленных легенд и анекдотов, гроза «600-х Мерседесов», обладатель многочисленных прозвищ («Горбатый», «Консервная банка», «Еврейский танк»). Машину проектировали на Московском заводе малолитражных автомобилей при участии специалистов НАМИ, взяв в качестве прототипа итальянский Fiat 600. Опытные образцы, построенные на МЗМА, получили обозначение Москвич-444. После передачи производства в Запорожье, автомобиль назвали ЗАЗ-965 «Запорожец».

Автомобили первых лет выпуска отличались эмблемой в форме звезды, боковыми воздухозаборниками «в клеточку», каплевидными подфарниками, вентиляционными щелями на капоте в виде полукруга и передней панелью с вогнутой серединой.

ЗАЗ-965-01.jpg

ЗАЗ-965-02.jpg
Характерная примета "Запорожцев" первых лет выпуска - передняя панель с вогнутой средней частью, каплевидные подфарники на крыльях (а-ля Fiat 600) и эмблема в форме пятиконечной звезды на крышке багажника.

ЗАЗ-965-03.jpg
Штампованные вентиляционные щели, выполненные в форме полукруга и боковые воздухозаборники "в клеточку" - также признаки машин первых серий.

ЗАЗ-965-04.jpg
"Запорожец" на фоне автомобиля Москвич первого поколения, первой послевоенной попытки конструкторов МЗМА создать народный автомобиль.

ЗАЗ-965-05.jpg
Даже небольшой Москвич был крупнее "Запорожца".

ЗАЗ-965-06.jpg

ЗАЗ-965-07.jpg
Двери на ЗАЗ-965 открывались "по-старинке", против движения, однако это было удобно для посадки инвалидов, модификации для которых выпускались на базе "Запорожца".

ЗАЗ-965-08.jpg

ЗАЗ-965-09.jpg
ЗАЗ-965 "Запорожец" первых лет выпуска, прототип модели, на выставке в ГУМе (2013 год).

• Базовая модель: ЗАЗ-965 «Запорожец»
• Предприятие-изготовитель: ЗАЗ, Запорожский автомобильный завод «Коммунар»
• Годы выпуска: 1960–1969
• Годы выпуска первой серийной модификаци ЗАЗ-965: 1960–1963
• Число мест: 4
• Мощность двигателя: 23 л. с.
• Максимальная скорость: 80 км/ч
• Количество выпущенных автомобилей ЗАЗ-965: 322 106
• Модель 1/43: Автолегенды СССР № 131 ЗАЗ-965 «Запорожец»


ЗАЗ-965АЭ

«Запорожец» ЗАЗ-965 постоянно совершенствовался. В 1962 году автомобиль оснастили двигателем мощностью 27 л. с. (вместо 23), и машина получила обозначение ЗАЗ-965А.

Постепенно менялся и внешний вид машины. Вогнутая выштамповка на передней панели стала выпуклой, отверстие для выхода тёплого воздуха на крышке мотоотсека переехало под задний номерной знак, на передних крыльях появились «поворотники», эмблему со звездой сменил щит с изображением плотины ГЭС.

Экспортная модификация 965АЭ «Ялта» отличалась улучшенной отделкой и шумоизоляцией, молдингами, наличием пепельницы и наружного водительского зеркала заднего вида. Некоторые машины, предназначенные для поставки за рубеж, спереди имели шильдик “Jalta”.

ЗАЗ-965АЭ-01.jpg

ЗАЗ-965АЭ-02.jpg

ЗАЗ-965АЭ-03.jpg

ЗАЗ-965АЭ-04.jpg

ЗАЗ-965АЭ-05.jpg

ЗАЗ-965АЭ-06.jpg

Trabant-P50-08.jpg
"Народные автомобили" в восточногерманском и советском исполнениях. (Trabant P50 и ЗАЗ-965АЭ)

Trabant-P50-10.jpg
Габариты "Трабанта" и "Запорожца" очень близки, правда, машины совсем не похожи.

Trabant-P50-11.jpg

ЗАЗ-965АЭ-07.jpg

ЗАЗ-965А-08.jpg
ЗАЗ-965А на выставке «Машины нашего двора» (ВДНХ, 2015 г.)

ЗАЗ-965АЭ-09-autowp.jpg
Рекламное изображение прототипа - с сайта autowp.ru


• Базовая модель: ЗАЗ-965 «Запорожец»
• Предприятие-изготовитель: ЗАЗ, Запорожский автомобильный завод «Коммунар»
• Годы выпуска: 1960–1969
• Модификация: ЗАЗ-965А (1962–1969 годы), экспортный вариант – ЗАЗ-965АЭ
• Число мест: 4
• Мощность двигателя: 27 л. с.
• Максимальная скорость: 90 км/ч
• Количество выпущенных автомобилей ЗАЗ-965: 322 106
• Модель 1/43: Автолегенды СССР № 17 ЗАЗ-965А


ЗАЗ-966

Практически сразу после запуска в производство «народного» ЗАЗ-965, разработанного в Москве на МЗМА, запорожские конструктора начали работу над новой машиной собственной разработки. Преемник «Горбатого» с трёхобъёмным кузовом, получивший обозначение ЗАЗ-966, стал крупнее, сравнительно комфортабельнее, с неплохими динамическими и скоростными характеристиками. Чтобы подчеркнуть «статусность» новой машины, передок машины украсили фальшрадиаторной решёткой (разработчики посчитали, что так новый «Запорожец» будет больше напоминать «настоящий авто»).

ЗАЗ-966В – «временная» версия «Ушастого» (как прозвали новую машину за характерные уши-воздухозаборники по бокам кузова), с прежним 30-сильным двигателем. Однако эта модификация осталась в линейке машин и после освоения нового мотора МеМЗ-968.

ЗАЗ-966В-01.jpg

ЗАЗ-966В-02.jpg

ЗАЗ-966В-03.jpg
Единственный способ отличить модификацию "В", не залезая внутрь машины, посмотреть на заднюю часть автомобиля: отсутствуют фонари заднего хода.

ЗАЗ-966В-04.jpg
Придя на смену ЗАЗ-965, машина сильно выросла в цене. Если стоимость "Горбатого" составляла 1000 бутылок водки (сначала 1800 рублей, потом вместе с подорожанием "народного напитка" - 2200), то цена "Ушастого" стартовала от 3000.

ЗАЗ-966В-05.jpg
Некоторое время "новый" "Запорожец" сходил с конвейера "Коммунара" вместе со "старым".

ЗАЗ-966В-06a.jpg

ЗАЗ-966В-07.jpg

ЗАЗ-966В-08.jpg
Рекламные фото ЗАЗ-966 с сайта motor.kz.

ЗАЗ-966В-10.jpg
ЗАЗ-966В в Музее ретро автомобилей на Рогожском валу в Москве.

• Базовая модель: ЗАЗ-966 «Запорожец»
• Предприятие-изготовитель: Предприятие-изготовитель: ЗАЗ, Запорожский автомобильный завод «Коммунар»
• Годы выпуска: 1967–1972
• Модификация: ЗАЗ-966В (1967–1971 годы)
• Число мест: 4
• Мощность двигателя: 30 л. с.
• Максимальная скорость: 100 км/ч
• Модель 1/43: Автолегенды СССР №36. ЗАЗ-966 «ЗАПОРОЖЕЦ»


ЗАЗ-968

ЗАЗ-968 – представитель третьего (после ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966) поколения автомобилей «Запорожец»: небольших и сравнительно недорогих двухместных седанов с V-образным мотором воздушного охлаждения, расположенным в задней части. От предшественника 968-я модель отличалась изменённой светотехникой, новой приборной панелью, доработанной тормозной системой, а в процессе модернизации – и более гармоничным оформлением кузова (с лаконичным молдингом вместо псевдорешётки радиатора на передней панели). Внешний облик автомобиля перекликается с дизайном западногерманского NSU Prinz, однако, о прямом заимствовании говорить нельзя.

ЗАЗ-968А – усовершенствованная модификация 1973 года, отличающаяся новыми сиденьями, противоугонным устройством и тормозами с раздельным приводом.

ЗАЗ-968А-01.jpg

ЗАЗ-968А-02.jpg

ЗАЗ-968А-03.jpg

ЗАЗ-968А-04.jpg
ЗАЗ-968 пришёл на смену 966-й модели

ЗАЗ-968А-05.jpg
В ГДР шутили: "Даже Трабант стал конкурентоспособным, благодаря Запорожцу". Однако, нельзя сказать, что Трабант так уж далеко ушёл от него в техническом плане.

ЗАЗ-968А-06.jpg
Микролитражный польский Fiat-126P тоже оснащался двигателем воздушного охлаждения, установленным в задней части, но мотор был двухцилиндровым и совсем уж маломощным, а сама машина существенно уступала "Запорожцу" в размерах.

ЗАЗ-968А-07.jpg
В процессе модернизации "Запорожцев" третьего поколения передняя панель стала более лаконичной и гармоничной.

ЗАЗ-968А-08.jpg

ЗАЗ-968А-ArtFile.jpg
Прототип модели - фото с сайта ArtFile.ru

• Базовая модель: ЗАЗ-968
• Предприятие-изготовитель: ЗАЗ, Запорожский автомобильный завод «Коммунар»
• Годы выпуска: 1970–1979
• Модификация: ЗАЗ-968А (1973–1979 годы)
• Число мест: 4
• Мощность двигателя: 41 л. с.
• Максимальная скорость: 118 км/ч
• Модель 1/43: Автолегенды СССР №4 ЗАЗ-968А


По материалам aleksey-delfinn.livejournal.com

Tags: trabant, автолегенды ссср, заз, москвич
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments