lischita (lischita) wrote in diecast_43,
lischita
lischita
diecast_43

Categories:

Тревитик и Brumm ( Тема недели 62)

Оригинал взят у lischita в Тревитик и Brumm


Открыв любую книгу по истории автомобилестроения, в которой освещены вопросы создания первых колесных транспортных средств вы наряду с описанием артиллерийского тягача Конью (Cugnot) – многие его называют «Телега Конью» - найдете упоминание о работах английского изобретателя Ричарда Тревитика (Richard Trevithick).



Безусловно это заслужено, так как этот «кэмбургский громила», так называли его земляки и одноклассники из городка Кэмбурн графства Корнуолл, за высокий рост и недюжинную силу, будучи не очень грамотным человеком, потому что мало уделял во время учебы в школе классическим наукам ( если этот пост читают школьники не забывайте про уроки, сейчас неграмотным людям жить сложнее чем во времена, когда жил господин Тревитик) ))  тем не менее оставил неизгладимый след  в истории автомобилестроения, создав и использовав в новом качестве паровой двигатель высокого давления.  Ричард был самоучкой, получал свои знания, трудясь на шахте по добыче олова обслуживая паровые двигатели конструкции Джеймса Уатта (низкого давления).  Ему хотелось расширить область применения паровых машин, а для этого он стремился их сделать более компактными, это влекло за собой увеличение давления, вырабатываемого пара, что многие, в том числе и Уатт считали очень опасным.  Но Ричард был бесстрашным и доказал, что такие двигатели могут применяться и они вполне безопасны. Как и многим людям, опередившим свое время, Тревитику не удалось извлечь из своей работы коммерческих дивидендов, он умер в возрасте 62 лет в полной нищете, познав горечь обмана и несправедливости. Но те, кто интересуются автомобильной историей, помнят его и его работы, так как именно он создал и запатентовал (26 марта 1802 года)  первый в мире паровой экипаж для перевозки пассажиров.




Помогал Ричарду в этом деле его двоюродный брать Вивиан. По сути для Ричарда Тревитика  это уже был второй опыт создания самодвижущегося экипажа. Первый собрал самостоятельно в 1801 году. Паровой автомобиль прозвали «Дымящий дьявол» он сгорел после бурной эксплуатации и вечеринки, посвященной его удачным испытаниям и о нем мало что известно. Правда, действующие реплики существуют.



Дымящий Дьявол реплика

А вот пассажирский паровой автомобиль наиболее известен, благодаря чертежам, созданным Саймоном Гудричем (Simon Goodrich) по данным полученным им от  Ричарда Тревитика примерно в апреле 1803 года.



Чертежи Гудрича на последнем изображен двигатель и бойлер

Из описания мы узнаем, что паровой автомобиль собирался в Лондоне и на его постройку потратили гигантскую по тем временам сумму более 250 фунтов! На деревянную раму Ричард и Вивиан установили паровой двигатель, созданный Тревитиком и доставленный из города Фалмут, находящегося в графстве Корноулл. На кожаных ремнях подвесили пассажирский отсек, используемый в конструкции английских  пассажирских конных экипажей того времени и позволяющий вместить 8-9 человек.


Типичный английский экипаж XIX века

Единственно было внесено изменение. В салон пассажиры попадали не сбоку как обычно, а с торца, минуя место водителя, так как сбоку попасть в экипаж не давали задние – ведущие колеса просто огромного размера. Их диаметр составлял 2438 мм, по мнению создателей, они должны были увеличить проходимость будущего транспортного средства, обеспечить надежное  сцепление с дорогой и пассажирам должный комфорт. Впереди располагалась ось с двумя передними колесами, которыми мог управлять водитель, изменяя направление движения транспортного средства. После первых испытаний Ричард и Вивиан поняли, что поворачивать переднюю ось не возможно, слишком тяжело ведь никакого гидроусилителя руля еще не придумали :)  и заменили два колеса на одно. Уменьшилась устойчивость экипажа имевшего длину 4905 мм ширину 2184 мм и высоту 3454 мм, но повысилась управляемость.  Вес всей конструкции составил 1,9 тонны.
В 1803 году Тревитик выводит паровой автомобиль на регулярный маршрут из Лондона, с Грэйз-инн лэйн, в Пэддингтон и обратно, через Лордс крикет Грауд и Айлингтон. Запаса угля и воды хватало на 15 км хода, причем  максимальная скорость достигала до 13 км/ч – гораздо быстрее любого конного экипажа. Обслуживали машину двое, водитель и кочегар, по-французски chauffeur. В наши дни того кто за рулем многие называют шофером,  в начале XIX века это прозвучало бы оскорбительно – у водителя была чистая и ответственная работа, за которую платили гораздо больше, чем chauffeur .
Не успели  Ричард Тревитик со своим двоюродным братом обрадоваться, и ждать получения прибыли, как их детище, находясь на маршруте, опрокинулось вместе с пассажирами, из-за входа в поворот на большой скорости. Экипаж восстанавливать не стали. Ричард стал заниматься конструированием и созданием паровозов.
Но через двести лет в 2003 году энтузиаст техники с паровыми двигателями из города Маклсфилд Том Брогден (Tom Brogden) воссоздал транспортное средство Ричарда Тревитика. Своим ходом на нем передвигаются иногда по Лондону,  посещают фестивали, например в Гудвуде.





Конечно мимо столь знаменитого и интересного парового транспортного средства не могли пройти и производители масштабных моделей.  За ее создание взялись специалисты компании Brumm. Вот что мы читаем в книге «Librumm 1972-2002 a story of models» :
«При создании масштабных моделей специалисты Brumm очень серьезно и скрупулезно изучали всю доступную информацию о копируемом прототипе. В архиве компании до сих пор хранится переписка, накопившаяся во время поиска необходимой информации. Например, в 1975 году между Рено Таттарлетти (кто не в курсе это отец основатель компании) и отделом технической службы музея «Науки и техники Леонардо да Винчи» в Милане состоялось письменное общение о паровом автомобиле Тревитика».
Таким образом, в марте 1975 года, специалисты Brumm получив консультации от технической службы музея и по всей видимости копии чертежей, созданных Саймоном Гудричем создали копию парового транспортного средства Тревитика. Модель вошла под каталожным номером X4 в серию Old fire. Серии Old fire в каталоге Brumm посвятили следующее введение: «Ребенок вырос и сказки ему уже не интересны, становясь молодым мужчиной, его все больше интересуют новые открытия, такие как огонь и магия паровых двигателей. Наблюдая современные технологические достижения,  он еще не совсем  понимает их, именно поэтому его воображение захватывают технологии прошлого, созданные благодаря человеческому гению, а иногда и благодаря случайным событиям. Ребенок, погружаясь в эту увлекательную историю, шаг за шагом познает принципы создания примитивных транспортных средств, способных передвигаться самостоятельно. Сначала колесо, затем карета и, наконец, экипаж с паровым двигателем».
Что же получилось у Brumm?  Вот копия, созданная в масштабе 1\43.








Я думаю мало, кто будет спорить, что все прекрасно воссоздано, согласно чертежам. Но все же есть неточности (мы не будем искать их в сфере размеров, +\- почему нет, как говорят в Одессе)), но :
1) Специалисты Brumm создали копию с поворотной передней осью, от которой конструкторы почти сразу отказались.
2) Нет имитации шатуна, посредством которого от двигателя передавалось усилие на маховик, раскручивающий ведущие колеса
3) Вход в пассажирское отделение на модели сделан не с торца, а с двух сторон, как у конного экипажа, но как, по мнению итальянский производителей, должны были попадать в салон пассажиры?
4) Самое интересное, где труба на имитации парового двигателя у модели, из которой выходил пар и подножка, на которой двигался кочегар или он должен был постоянно бежать рядом?
Это такую историю решили показать детям, превращающимся в молодых мужчин?
Серия  Old fire производится до сих пор, согласно информации Brumm: «В год для любителей подобной техники  производится около двух сотен дополнительных экземпляров каждой модели, так же эти модели до сих пор производятся по заказу музеев, где хранятся их прототипы». Если честно я не видел переизданий парового автомобиля Тревитика, на фото тоже представлена модель из первой серии, но если столько лет выпускается эта модель и до сих пор никто не удосужился исправить очевидные ляпы это печально.
Что касается Ричарда Тревитика, на родине не забыли славного  изобретателя. В его родном городе Кэмбурн напротив публичной библиотеки установлен памятник.

Открыта мемориальная доска. В 2004 году была выпущена юбилейная монета достоинством два фунта, правда посвятили ее столетней годовщине со дня создания его первого паровоза недолго эксплуатировавшегося в Южном Уэльсе (чугунные рельсы из которых была построена дорога не выдерживали веса паровоза и ломались).


В разных странах мира выпустили почтовые марки.
Теперь и  вы будете знать о нем чуть больше чем знали раньше :)
Tags: brumm, забытые имена, тема недели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments