lischita (lischita) wrote in diecast_43,
lischita
lischita
diecast_43

Categories:

Leyat Helica - сухопутный кукурузник ( тема недели 62)

Оригинал взят у lischita в Leyat Helica - сухопутный кукурузник

Когда в мою коллекцию попала  копия автомобиля Leyat стало ясно, что не только  Роберт Бурбо (Robert Bourbeau) и Анри Дево (Henry Devaux) создавали свой транспорт заимствуя решения по компоновке из авиации, отличился этим и Марсель Лейя (Marcel Leyat).


Марсель Лейя 1914 год

Марсель в отличие от своих соотечественников не только посадил водителя и пассажира друг за другом, но и установил на свое детище авиационный мотор с пропеллером. А что почему нет)
Чертеж из патента

В результате появилось достаточно необычное транспортное средство, легкое (вес около 290 кг), быстроходное ( стандартная версия разгонялась до 80 км/ч, а версия для атаки на рекорд скорости на суше до 170 км/ч)  и экономичное в смысле потребления бензина ( 6 литров на 100 км).
Лейя родился в 1885 году в местечке Ди ( департаменте Дром, Франция). С 15 лет начал работать – первое место – мебельная фабрика и увлекаться техникой. К 20 годам Марселю удалось сделать действующую модель планера, а в 1909 он входил в состав коллектива, сконструировавшего действующий самолет. Лейя считают пионером авиации, так как благодаря его работам, патентам и экспериментам, связанными с аэродинамическими свойствами пропеллеров большое количество самолетов поднялось в воздух!
Хотя идея использовать в качестве тяги наземных транспортных средств пропеллер,  Марселю Лейя не принадлежит.  Еще в 1903 году российский инженер Сергей Сергеевич Неждановский, предложил его использовать для передвижения по снегу – так появились «аэросани», достаточно динамично развивавшиеся в нашей стране (приложили к ним руку и «Дукс», «Русско-Балтийский Вагоноремонтный Завод», Сикорский и другие) , причем как для гражданских, так и для военных целей.




Аэросани DUX



Аэросани Сикорского

«Аэросани» использовали не только в зимнее время, но и в летнее, меняя лыжи на колеса. Правда, в основном на «аэросанях» двигатели устанавливали сзади. На автомобилях Leyat он устанавливался впереди.
Первая конструкция  Марселя Лейя появилась в 1913 году и получила от него наименование Helicocycle.  Двигалась она на трех колесах, причем управляемым было заднее. Все бы хорошо, но обнаружилась плохая устойчивость. Поэтому пришлось заднее колесо заменить на два и сделать получившуюся ось поворотной. Это сработало, и модификация получила наименование Helica.



Управлять машиной было совсем несложно две педали «газ», «тормоз» и никаких коробок скоростей. Тросовый рулевой привод шел к задним колесам. Тормоза находились на передних колесах и приводились в действие путем натяжения велосипедных цепей. Двигатель заводился с помощью шнурка.


Не смотря на то, что Марсель Лейя получил достаточно большое количество заказов на свое транспортное средство он понял, что при существующих у него возможностях и скорости изготовления столь трудоемкой конструкции ( все изготавливалось вручную, кузов полностью из дерева и многое другое) для него это будет очень не выгодным предприятием, а инвестор, который мог разделить бремя трудностей, к сожалению, не нашелся. В 1927 году Марсель Лейя прекратил заниматься наземными транспортными средствами и переключился на разработку авиационной техники, где добился значительных результатов, предлагая как новые технические, так и дизайнерские идеи. Умер Марсель в 1986 году в возрасте 101 года!
По разным источникам было построено от 25 до 30 Leyat Helica, большая часть из которых хранится в музеях и частных коллекциях ( рекомендую посмотреть:
и реплика
Не смотря на то что, конструкция более чем экстравагантная, на этих транспортных средствах до сих пор можно перемещаться по улицам Парижа. Интерес к этой технике не ослабевает, создаются реплики,  в 2013 году отмечали столетие этого транспортного средства  на выставке Retromotor в Париже (http://www.helica.info/eretromobile.html).  

С масштабной моделью получилось все очень печально. Выпустила ее компания RIO еще в середине 70-х годов прошлого века. И выпускает без изменения до сих пор.









Кузов выполнен по технологии diecst, т.е. из металла, а не из дерева как у реального прототипа. Масштаб указан 1\43, на самом деле он примерно 1\33. Если вы внимательно посмотрите на прототип, то увидите, что по левому борту Leyat Helica дверь для пассажира находится ближе к корме автомобиля, а дверь для водителя расположена по правому борту и ближе к двигателю. На модели обе двери расположены симметрично, ближе к корме. Получается водитель должен лезть через сиденье пассажира, чтобы занять свое место.  Колесные спицы и другие элементы крепления выполнены очень крупно и не очень аккуратно. Но увы другой модели Leyat Helica в 43 масштабе пока нет.
Tags: rio, забытые имена, тема недели
Subscribe

  • Alfa Romeo 4C. AutoArt 1/18.

    В 2013 году Альфа Ромео представили свой новый спорткар 4С. Компактный автомобиль получил небольшой четырёхцилиндровый мотор объемом 1,75 литра и…

  • Alfa Romeo Giulia 1.6, Minichamps 1:43

    Это не Жигули:-) Alfa Romeo Giulia последовала в 1962 г. за моделью Giulietta (Юленька повзрослела и сала Юлей) и продержалась на конвейере до 1978…

  • Alfa Romeo Giulietta Sprint, Minichamps 1:43

    Переход от автомобильной мануфактуры к массовому производителю фирма Alfa Romeo совершила в 1950 г. с моделью 1900. В 1954 г. программа была…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments