lischita (lischita) wrote in diecast_43,
lischita
lischita
diecast_43

Categories:

Lohner-Porsche Mixte 1901 Первый гибридный автомобиль для частника ( Тема недели 62 )

Оригинал взят у lischita в Lohner-Porsche Mixte 1901 Первый гибридный автомобиль для частника

Одним из пионеров автомобилестроения, наиболее интересный большему числу как коллекционеров масштабных моделей, так и людей интересующихся автомобильной историей является  Фердинанд Порше.  Бесспорно талантливый человек, прекрасный конструктор, создатель большого количества интересных транспортных средств, каких-то удачных, каких-то не очень, каких-то просто революционных.  Начинавший свою деятельность в конце XIX века – тогда, когда автомобиль искал не только свое место в мире, но и наиболее оптимальную конструкцию, Порше дожил до середины XX века, много создал и еще больше видел. Жаль что он не оставил своих мемуаров, так как не смотря на большое количество книг и статей написанных о нем и его жизни, не все так однозначно, а начальный период так вообще запутан. Так что до сих пор историки трактуют события,  в которых участвовал молодой Фердинанд , не совсем определенно, особенно те, что связаны с созданием его первых конструкции.  Это очень интересно сопоставлять разные источники и по крупицам восстанавливать картину давно прошедших дней, понимая, что завтра может найтись какой-то документ или архив и все может быстро измениться. А занимался я этим, чтобы понять, в результате каких событий и технических решений появился на свет автомобиль Lohner-Porsche Mixte 1901 года, копию которого в масштабе 1\43 мне удалось прибрести пару лет назад. Если честно, читать пришлось очень много, рассматривать фото, искать новые ссылки в сети интернет. Все что удалось узнать  изложу кратко с фото . Это прежде всего версия, поэтому буду рад любым дополнениям.
И так в возрасте 18 лет Фердинанд Порше покинул отцовский дом и переехал в Вену.


Молоденький Фердинанд Порше

Так как его интересовало электричество, он устроился на фабрику  Béla Egger & Co.  («Первая австро-венгерская фабрика электрического освещения и оборудования Эггера, Кременецкого и Ко.») где стал принимать участие в сборке и создании электрических двигателей. В 1897 году руководство Béla Egger & Co.  решили совместно с  компанией Jacob Lohner &Co начать производство новых транспортных средств, суливших хорошую выгоду - электромобили. Первая компания в этом дуэте предоставляла электромоторы, а вторая шасси (Jacob Lohner &Co имела огромный опыт в создании конных экипажей и являлась поставщиком Австро-венгерского императорского двора). Фердинанд Порше вошел в проект, как ответственный по установке двигателя на шасси.


Один из первых электромобилей Egger-Lohner

Один из электромобилей, произведенных в то время совместно Béla Egger & Co. и Jacob Lohner &Co   можно увидеть в экспозиции Технического музея в Вене.



Один из первых электромобилей Egger-Lohner в экспозиции Технического музея в Вене

Сохранившиеся и случайно найденные в 2012 году в одном из сараев австрийской глубинки  останки другого в 2014 году были представлены публике сотрудниками музея Порше (находится в Штутгарте), как самый первый автомобиль его конструкции. Вряд ли это соответствует истине.


Один из первых электромобилей Egger-Lohner части которого теперь экспонируются в музее Порше




Останки одного из первых электромобилей Egger-Lohner экспонат  музея Порше
Участвуя в компоновке электромобилей Egger-Lohner Фердинанд Порше, по моему мнению, и  задумался над задачей, уменьшения двигателя ( тот, что поставлялся  Béla Egger & Co. был большим и тяжелым, весом более 100 кг) и исключения из конструкции автомобиля  различных механизмов, передающих крутящий момент на ведущие колеса.


Рисунок Порше, шестигранник это изображение электродвигателя Egger-Lohner. Думал как бы его пристроить на переднюю ось  

 И такое решение, после изучения достижений достигнутых изобретателями, пытавшимися установить электродвигатели малого размера на велосипеды, было найдено.  Два небольших  электродвигателя установили на передние колеса.


Электродвигатель в колесе, современная реплика

Вот так, как мне кажется, выглядел первый электромобиль с реализованными идеями Фердинанда Порше, трудившегося уже к тому времени в Jacob Lohner &Co .


Обратите внимание на передем колесе появился электродвигатель

Затем пошли испытания и усовершенствования, связанные с обеспечением достаточной управляемости, запасом хода, улучшением скоростных характеристик, для чего было построено еще пара прототипов.



Прототипы

И в 1900 году на автомобильной выставке в Париже был показан электромобиль с запатентованной конструкцией Lohner-Porsche , компоновка которого удивила и восхитила многих инженеров, что и было отмечено присуждением детищу Порше и Людвига Лонера «Гран-При».


Обладатель "Гран При" 1900 год

Автомобиль получился компактным, хорошо управляемым и быстрым, что позволило установить на нем рекорд скорости – 10 километровая дистанция, включающая 400 метровый подъем была пройдена за 14 минут и 52 секунды.



Два варианта четырехместного автомобиля, предлагаемого клиентам
Фердинанд Порше, радовался успеху, но останавливаться на достигнутом не стал, а решил продолжать разработку, искать возможность увеличения ресурса автомобиля. Аккумуляторы на электромобилях необходимо было довольно часто перезаряжать. А чтобы продавать автомобили, ведь это было основной целю их производства в компании Jacob Lohner &Co, необходимо было сделать их желанными для потребителя.  Порше нашел решение и создал первый в мире гибридный автомобиль!!  В 1900 году в прессе появилась заметка, что  Jacob Lohner &Co. создали автомобиль Lohner-Porsche "Semper Vivus" ( с латинского дословно «Вечно живой» или по-русски «Бессмертный» этакий горец))) ).



Lohner-Porsche "Semper Vivus"

На автомобиле установили передние ведущие колеса с электродвигателями, как и на машине, что была показана в Париже. Правда дополнительно, на автомобиль установили два двигателя внутреннего сгорания De Dion-Button. В задачу которых входило приводить в движение два генератора, каждый из которых выдавал электрический ток, необходимый для работы электродвигателей и зарядки аккумуляторов, которыми хоть и в гораздо меньшем количестве, чем ранее использовалось на электромобиле, но все же комплектовали новое транспортное средство. К сожалению, данный автомобиль был впоследствии утрачен, но сотрудники музея Порше в 2007 году вложили в проект один миллион долларов и создали действующую реплику, которая в наши дни и экспонируется в этом музее.


Lohner-Porsche "Semper Vivus" реплика

Попутно к ноябрю 1900 года по заказу господина Бартса из Великобритании, Фердинанд Порше сконструировал и с помощью сотрудников Jacob Lohner &Co создал первый в мире полноприводной электромобиль! Электродвигатели стояли на всех четырех колесах! Тоже скажу вам немаленькое событие!


Первый в мире электромобиль с полным приводом
В начале 1901 года, понимая, что автомобиль «Бессмертный» выглядит достаточно аскетично и вряд ли заинтересует потенциальных покупателей Фердинанд Порше создает   Lohner-Porsche Mixte, на котором вместо двух двигателей внутреннего сгорания устанавливается один четырех цилиндровый, мощностью в зависимости от пожеланий заказчика, а кузов и количество сидений гораздо более пригодное для ежедневного использования.


Lohner-Porsche Mixte 1901 за рулем Фердинанд Порше




Lohner-Porsche Mixte 1901

Новинку высоко оценили в высших кругах Австро-Венгрии,  на одном из автомобилей с двигателем внутреннего сгорания Mercedes и названным Mercedes – Lohner – Porsche на военных маневрах разъезжал эрцгерцог Франц Фердинанд и давал высокую оценку ходовым, скоростным и комфортабельным качествам автомобиля.


Mercedes – Lohner – Porsche


Эрцгерцог Франц Фердинанд на Mercedes – Lohner – Porsche

Не смотря на то, что автомобиль Lohner-Porsche Mixte имел прогрессивную конструкцию, для покупателей он оказался очень дорогим, по некоторым сведениям удалось продать всего пять штук. Электромобили Lohner-Porsche были значительно популярнее их приобретали как частные лица, так и пожарные части, почтовые службы, предпрениматели занимающиеся перевозкой пассажиров (электроавтобусы) и грузов (различные фургончики).


Сборка на заводе Jacob Lohner &Co

Вот так реализовывался технический талант Фердинанда Порше с 1897 по 1901 годы.
Мне точно неизвестно почему в качестве масштабной модели одного из первых автомобилей Порше был выбран Lohner-Porsche Mixte 1901 года, а не например более ранний электромобиль или тот, что  был отмечен «Гран При» Парижского автосалона 1901 года. Но предположение все же сделаю. Мне кажется, что произошло это, потому что в экспозиции музея Порше – основном заказчике масштабной модели нет этих экспонатов. Например автомобиль Lohner-Porsche 1900 года находится в Техническом музее в Вене.



С другой стороны в Штутгарте имеется реплика «Бессмертного», могли бы для начала выпусть копию этого автомобиля, тем более он считается Первым гибридом. В общем,  мало что понятно. Но факт есть факт. Lohner-Porsche Mixte 1901 это первая масштабная модель заказанная музеем Порше, позволяющая как в  43 так и в 18 масштабе увидеть достижения пионеров автомобилестроения из Австро-Венгрии.  
Не смотря на то, что являюсь давним коллекционером масштабных моделей, и стараюсь следить за новинками на этом рынке, о копии  Lohner-Porsche Mixte 1901 года я узнал случайно. Впервые ее увидел, будучи на встрече в редакции нашего известнейшего журнала «За Рулем» в витрине, где выставлены награды и подарки сотрудникам. Меня это удивило, я поинтересовался, откуда модель, мне ответили, что это подарок преподнесли генеральному директору, когда он посещал музей Порше. Наведя справки у своих коллег коллекционеров, удалось узнать, что по заказу музея примерно в 2012-2013 году сделана небольшая партия  Lohner-Porsche Mixte 1901 синего и красного цветов. Какая конкретно фабрика реализовывала заказ в Китайской Народной Республике, узнать не удалось. Упускать момент было нельзя, и с помощью немецких коллег их удалось приобрести. На фото показаны копии Lohner-Porsche Mixte 1901 в масшатбе 1\43.




















Проработка моделей прекрасная, выполнены они из пластика и тонкой жести на высочайшем уровне. Особенно меня поразила имитация двигателя внутреннего сгорания! Очень качественные модели, по моему мнению. Жаль что отличие только в цвете, можно было сделать красную с двиагтелем Mercedes было бы очень интересно.
Lohner-Porsche Mixte 1901 оказалась не единственной копией в масштабе 1\43 в линейке заказанных сотрудниками музея Порше, но о других я расскажу как-нибудь в другой раз.

Lohner-Porsche Mixte 1901 в музее Порше

Lohner-Porsche Mixte 1901  в движении
Tags: забытые имена, тема недели
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Dallara F3 2019 Роберта Шварцмана. IXO.

    Роберт Шварцман — молодой гонщик из Санкт-Петербурга, главная звезда открытых колёс из России. С четырёх лет он начал заниматься картингом, а в 2014…

  • Land Rover 88 Series I Fire Truck , Matchbox 1:43

    В конце 80-х гг. фирма Universal Toysl владевшая тогда торговыми марками Matchbox и Dinky выпустило новую линейку моделей в масштабе 1:43 под…

  • Pikes peak hill climb версия 2

    Когда то я выложил 2 модели Пежо . И жаловался что не хватает самого известного Пежо, чтобы закрыть эту тему.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments