lischita (lischita) wrote in diecast_43,
lischita
lischita
diecast_43

Categories:

Jeantaud - первый покоритель скорости! ( Тема Недели 62)

Оригинал взят у lischita в Jeantaud - первый покоритель скорости!


Подбирая для своей коллекции новые экземпляры, я всегда старался найти копии интересных автомобилей, красивых или чем-то знаменитых. Поэтому когда лет 17 тому назад мой большой друг (знаток книг, истории автомобиля и автоспорта) Костя подкинул почитать книгу Евгения Дмитриевича Кочнева «Люди, автомобили, рекорды», вышедшую в 1982 году в СССР ( кто не читал, очень советую http://www.vadim-blin.narod.ru/E_D_Kochnev/index.htm)  я был потрясен. И было от чего интересные автомобили, смелые и отважные гонщики, готовые ради рекорда поставить на карту даже собственную жизнь! Мне сразу же захотелось добавить в коллекцию копии автомобилей, установивших рекорды скорости на суше. И это желание затянуло меня на долгие годы. Я стал целенаправленно искать рекордные автомобили, узнал, что к сожалению еще никто в мире не выпустил серию масштабных моделей, в которой бы были представлены копии всех автомобилей, установивших в разное время рекордную скорость, а среди них есть и конструкции, созданные в СССР, да это наверное не возможно, столь велико их количество, учитывая разделения на классы.
Благодаря многолетним поискам, общению с коллегами, удалось выяснить, что  модели рекордных автомобилей производятся как на территории СНГ, так и за рубежом. Причем некоторые компании, занимающиеся выпуском масштабных моделей промышленным способом,  например, итальянские Brumm и RIO, французская Norev, американская Road Champs, немецкие Minichamps и Cursor, английская Western Models,  российская DIP-models уделяли им свое внимание лишь эпизодически. Другие, например, итальянские Bizzare или Spark  более последовательны и каждый год  прибавляют к своему ассортименту все новые интересные копии рекордных автомобилей. От промышленных компаний не отстают отдельные мастера и мелкосерийные мастерские и можно сказать, что с ассортиментом, у них дело обстоит лучше, потому что если мастер увлекся рекордными автомобилями, он уже не отвлекается на что-то другое, не смотря на конъюнктуру рынка или изменение моды. Серди признанных мастеров, выпускающих «киты» и готовые модели в масштабе 1\43, хотелось бы отметить из Великобритании Джона Шинтона (John Shinton Models), Стюарта Делфа (Touchwood Models), Ральфа Фостера (Pandora Models), Яна Джонса (Mach One Models), Джейсона Фернса (HB models), Говарда Стэтхема (LSR productions), Мйка Стантона (Ms models); из Италии Уго Фадини (Land Speed Record car models) и  мастерскую Kherson models из Украины, выпускающую рекордные автомобили СССР.
Для того кто увлечен копиями рекордных автомобилей «священным Граалем»  конечно являются модели автомобилей, установившие самые первые рекорды скорости на суше, которыми являются Jeantaud DUC и Jeantaud DUC Profilee, установивших рекорды в 1898 и 1899 году. Вот об этом я сегодня и расскажу.

Jeantaud DUC 1898 год


Jeantaud DUC Profilee
Шарль Жанто (Charles Jeantaud) был очень одаренным человеком, бизнесменом (владелец мастерской по изготовлению экипажей) и по сути являлся пионером автомобилестроения, развивая создание самодвижущих экипажей с электрическими двигателями. Его изобретения до сих пор применяются в автомобилестроении, например рулевая трапеция ( правда хоть трапецию и называют "трапеция Жанто", но в том деле не все чисто, был скандал и обвинения в воровсте изобретения, но оставим это историкам)

Шарль Жанто
Конечно, он понимал, что для популяризации автомобиля, необходимо чтобы люди видели его возможности, его надежность, комфорт. Поэтому при любом случае показывал свою продукцию на выставках, участвовал в гонках ( правда не очень успешно, так как аккумуляторы приходилось часто перезаряжать) и безусловно с удовольствием решил совершить атаку на скорость.

Шарль Жанто за рулем своего двухместного автомобиля 1894 год.




Электрокэб Шарля Жанто



Ландо Шарля Жанто с электродвигатлем


Милорд Шарля Жанто с электродвигатлем



Электромобиль Шарля Жанто с кузовом Виктория, в некоторых источниках этот электромобиль называли как-то по русски Дрожки :)


устройство для зарядки аккамуляторов электромобилей Шарля Жанто
Первый автомобильный рекорд скорости на суше установили 18 декабря 1898 года и равнялся он 63,149 км\ч. Это было гораздо медленнее рекорда, установленного паровозом в Великобритании, который удалось разогнать до скорости 131,6 км/ч. Автомобилем рекордсменом стал Jeantaud DUC версии 1898года, оснащенный двумя электромоторами, выдававших общую мощность в 36 л.с., а управлял им граф Гастон де Шасслу-Лоба (comte Gaston de Chasseloup-Laubat) .


Jeantaud DUC 1898 год, граф за рулем


На этом общем фото графа Гастона де Шасслу-Лоба пометил красным кружком

Шарль очень радовался, правда недолго, потому что бельгийский гонщик Камиль Женатци (Camille Jenatzy) 17 января 1899 года разогнался на серийном электромобиле CGA Dogcart (о нем я расскажу как-нибудь в другой раз) до скорости 66,661 км/ч  ( прямо дьявольское число) :) Шарль и Гастон решили не отставать и в тот же день 17 января вышли на старт на том же Jeantaud DUC, что и в 1898 году. Теперь графу удалось разогнать электромобиль уже до 70,31 км\ч (вот только на финише оба электромотора сгорели). Через 10 дней 27 января 1899 года  Камиль Женатци разогнал свой электромобиль еще быстрее, рекорд стал равен 80,35 км/ч. И тут как в старом анекдоте «призадумались джигиты» …..
И лишь 4 марта Шарль Жанто предоставил для управления графу  Гастон де Шасслу-Лоба более мощный автомобиль Jeantaud DUC Profilee, с электродвигателем в 40 л.с. и обтекаемым кузовом.


4 марта Jeantaud DUC Profilee атака на рекорд!

Граф не подвел Шарля и разогнал Jeantaud Profilee до сумасшедшей скорости  92, 696 км\ч. Это была фантастика! Камиль попытался проехать быстрее, но это ему не удалось, однако отступать он не собирался.  Поэтому триумф Жанто  длился только до 29 апреля 1899 года, когда Камиль Женатци, на вновь сконструированном электромобиле, названном La Jamais Contente, что переводится как «Вечно недовольный»  стал первым человеком, сумевшим преодолеть барьер в 100 км/ч на автомобиле! Он разогнался до 105,882 км/ч! Шарль Жанто был потрясен и более не вступил в борьбу. Рекорд Женатци продержался до 1902 года!  Граф Гастон де Шасслу-Лоба скончался в 1903 году, а Шарль Жанто из-за финансовых проблем покончил с собой в 1906.

Конечно узнав столько подробностей очень хотелось добвить в коллекцию копии Jeantaud DUC и Jeantaud DUC Profilee в масштабе 1\43. После нескольких лет поисков мне удалось приобрести их в Великобритании, но в виде «китов» ( смола, белый металл, травленка). Версия Jeantaud  1898 года была создана Стюартом Делфом,

а автором «кита» Jeantaud 1899 года является Джон Шинтон.


После оплаты и нескольких недель ожидания наборы для сборки  были у меня,  но так как, увы, не являюсь специалистом по сборке «китов» пришлось искать того, кто взялся бы за эту работу. После полугода общения с коллегами, знакомства с результатами их труда удалось найти мастера – Олега Борисова (студия BON г. Пенза), который, по моему мнению, был способен сделать из имевшихся в моем распоряжении «китов» достойные масштабные модели. Его работы, те что мне удалось увидеть,  выделялись своим вниманием к мелочам. После непродолжительных переговоров, «киты» вместе с информацией об их прототипах  отправились к Олегу в Пензу и через несколько недель вернулись обратно уже в виде готовых масштабных моделей.  Фото небольшой фотоочет по их сборке











И вторая модель:










Получив посылку и раскрыв ее, я обнаружил, что  копия Jeantaud  1899 года сорвалась с подставки, увы, работники «Почты России» не всегда аккуратно перемещают наши отправления.  Детали подвески отлетели от кузова,   фототравленые детали имитирующие цепи механизма привода ведущих колес оказались сломанными, и восстановлению не подлежали. Конечно, мы с Олегом расстроились.  Но раз цель поставлена ее необходимо реализовывать. Обратившись к Джону Шинтону, удалось получить новые детали взамен утраченных, а Олег вторично собрал все в лучшем виде и через пару месяцев обе модели автомобилей Jeantaud красовались в моей коллекции.
Если рассмотреть получившиеся копии Jeantaud более внимательно, можно сказать, что выполнены они на достаточно высоком уровне, тут необходимо принимать во внимание, что вся оснастка для их изготовления разрабатывалась в начале 2000-х годов. Чистое литье деталей модели не потребовало от Олега Борисова дополнительных усилий по удалению лишнего облоя при сборке. Но недостатки все же есть. Резиновые кольца, имитирующие покрышки, из-за внутренних напряжений постоянно слезают с каркаса колес, даже если модель не двигается. Приклеить их тяжело, так как они очень туго надеваются на обод колес, и есть вероятность все заляпать клеем. У модификации Jeantaud 1899 года очень грубо  сымитировано брезентовое полотно, закрывающее ходовую часть автомобиля. Стежки швов, скрепляющих брезент можно принять за брак отливки. Только человек знакомый с описанием прототипа способен догадаться, что это за полоски.
Несмотря на перечисленные недостатки, получившиеся масштабные  модели Jeantaud интересны, в них чувствуется рука людей, трудившихся над ними. К тому же на рынке так и не появилось копий от других производителей этих знаменитых автомобилей. Когда коллеги или знакомые смотрят на них, у многих почти всегда возникают те же ощущения, какие бывают при осмотре старинного автомобиля, удивление по поводу причудливости формы кузова, не совершенности ходовой части и рулевого управления, размера колес,  аскетичности салона. И безусловно всегда возникают  очень большие сомнения по поводу того что эти транспортные средства могли когда-то самостоятельно передвигаться, тем более так быстро, как вы уже знаете :)
Tags: забытые имена, тема недели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments