lischita (lischita) wrote in diecast_43,
lischita
lischita
diecast_43

Category:

Тема Недели 62. Brookе Swan Car (Лебедь)

Оригинал взят у lischita в Brookе Swan Car (Лебедь)



История создания масштабных моделей, такая же интересная, как и история создания их прототипов. Несколько лет тому назад я с интересом обратил внимание, на появившуюся в продаже на аукционе копию автомобиля «Brookе Swan Car» 1910 года. Меня поразила эта масштабная модель, ничего более необычного и экстравагантного ранее мне не попадалось. Но после того как  я окунулся в процесс поиска информации о реальном прототипе,  обнаружилось множество неточностей, откровенных домыслов и легенд, поэтому мне захотелось обобщить все наиболее правдивые данные в этом материале. И вот, что в результате удалось разузнать.
«Brookе Swan Car» или как некоторые авторы просто называют этот автомобиль­ - «Лебедь», был задуман подданным британской короны, шотландцем и инженером Робертом Меттьюсоном (Robert Nicholl Matthewson), для некоторых более известным по прозвищу Скотти (Scotty).




Роберт постоянно проживал в Калькутте – городе, который являлся не только столицей Индии, в тот период колонии Великобритании, но и вторым крупнейшим городом Британской империи. Состоятельные жители Калькутты, путешествуя по миру и пытаясь перещеголять друг друга, приобретали и привозили домой все самое лучшее. Это касалось одежды, домашней утвари, предметов искусства и конечно автомобилей. Сумма не имела значения, главное, чтобы купленная вещь была шикарной, захватывала дух и существовала в единственном экземпляре. Первый автомобиль появился в Калькутте в конце XIX века, а уже к 1904 году, улицы города были плотно забиты, автомобилями, трамваями и различными экипажами на гужевой тяге. «Rolls-Royce», с кузовами, выполненными по специальному заказу, обладающих немыслимой отделкой как снаружи, так и внутри, перестали быть редкостью на местных улицах.   Но не смотря на это, жителям второго города Британской империи еще предстояло увидеть по настоящему необычный автомобиль. 
Роберт Меттьюсон решил перещеголять своих знакомых и создать собственный автомобиль с кузовом, похожим на реальную птицу – Лебедь.  Не сохранилось, каких либо документальных свидетельств, почему Роберт, выбрал лебедя, а не, например, орла или ястреба. Возможно, это произошло из-за его особой любви к этим прекрасным птицам, или в детстве на него неизгладимое впечатление произвела сказка Ганса Христиана Андресена «Гадкий Утенок», впервые опубликованная в 1843 году. Возможно, на выбор формы кузова оказал, находившийся в шикарном районе Алипори (Alipore) поблизости с домом Меттьюсона Лебединый парк, являвшийся частью огромного Зоопарка Калькутты, обладавшего шикарной коллекцией птиц, в том числе и различных видов лебедей.  Так или иначе, но работы по производству автомобиля начались  1909 году, во время поездки Меттьюсона в Великобританию. Технические вопросы, должны били решаться специалистами фабрики «Брук» (Brooke).




Этот выбор, как и внешний вид автомобиля тоже достаточно неординарен. Почему ни  «Роллс-Ройс», ни «Даймлер» (Dimler) ни кто-то еще из крупных автомобильных заводов того времени? Хотя возможно, только специалисты «Брук» решились исполнить прихоть Роберта и воплотить его фантазию в жизнь.
Находившаяся в городе Лоустофт (Lowestoft) графства Саффлок (Suffolk) фабрика «Брук» хоть и существовала с  1874 года, была в основном известна с начала ХХ века как производитель  двигателей, в том числе и автомобильных. Выпускать же собственные автомобили специалисты  фабрики начали пробовать с 1903 года.  «Брук» была одной из первых создавшей и начавшей серийный выпуск шести цилиндровых двигателей с цепным приводом, причем трансмиссия их автомобилей была также цепной. Передачи в  трех скоростной коробке изменялись не при помощи шестерен, а с помощью цепей.
Меттьюсон попросил укомплектовать свой автомобиль шести цилиндровым тридцати сильным мотором (не известно, почему выбор был таким, ведь такой максималист как Роберт мог использовать и более мощный двигатель- в сорок лошадиных сил, выпускаемый «Брук» с 1907 года), а  в качестве шасси сотрудники фабрики «Брук» использовали так же свою разработку 1906 года - шасси от автомобиля «Brookе 25/30HP».



На шасси установили кузов, вырезанный вручную из дерева, специалистами фабрики «Саваж оф Кингс Линн» (Savage of Kings Lynn), известном в те времена производителе ярмарочных аттракционов. Затем нанятый художник покрыл основу гипсовой лепкой, создав эффект лебединых перьев. Но и на этом Роберт Меттьюсон не остановился. Пригласив около семнадцати ювелиров и золотых дел мастеров, он дал им задание украсить кузов декоративными элементами, которых в результате получилось около двухсот! Например, на дверях автомобиля установили ручки  – выполненные в виде серебряных рыбок.



Серебряные рыбки же, украшали крышу машины, изготовленную в виде резной садовой беседки. На боковые части авто позолотой нанесли изображения лотоса, почитаемого в Индии как символ мудрости, на стойках салонного ветрового стекла  установили электрические бра - огромная редкость для того времени, на верхушках которых также расположились меленькие рыбки  и т.п.



Заднюю часть автомобиля украсили резным инициалами владельца «RNM», окруженных цветами и листьями лотоса. Но главной особенностью, дизайна создаваемого транспортного средства, стала голова лебедя с длинней шеей, выполненной очень правдоподобно и установленной в передней части автомобиля над его радиатором.



Голову птицы очень оживляли глаза, изготовленные из янтаря, освещаемые электрическими лампочками. Такие же лампочки разместили на ошейнике, находящемся на шее (кстати, эти лампочки, как бра  и фара, расположенная в передней части автомобиля явились одним из первых опытов использования электроприборов в автомобиле). Когда в темное время суток вся иллюминация зажигалась, зрелище, по свидетельству очевидцев, было жутким. Салон автомобиля, также не обошли вниманием и отделали его с присущей всей концепции роскошью. Для этого использовали специально изготовленные индийскими мастерами парчовые гобелены с причудливым золотым рисунком.
Кроме экстравагантной и роскошной отделки  автомобиль оснастили и интересными техническими приспособлениями, такими как телеграф, выполненный по принципу судового телеграфа. Прибор располагался в пассажирской, задней части автомобиля.  Стоило повернуть ручку в одно из основных положений: «Вправо», «Влево», «Стоп», «Быстро», «Вернуться домой», как диск на приборе, расположенный перед водителем в письменной форме давал ему команду каким образом дальше управлять вверенным ему транспортным средством. Другим интересным приспособлением являлась звуковая предупреждающая система.



Прибор представлял собой некое подобие флейты пана (или свирели), выполненной из латуни и звук извлекался не с помощью легких музыканта, а благодаря выхлопным выбросам автомобиля, интенсивность и силу поступления которых мог регулировать пассажир благодаря 4 кнопкам, расположенным в задней пассажирской части салона. Благодаря этим кнопкам можно было даже брать целые аккорды или воспроизводить мелодию. По не подтвержденным данным, для обслуживания этой звуковой системы, издававшей чаще какофонию иногда очень противных звуков, из Лондона были приглашены профессор музыки и настройщик инструментов. Следующим, заслуживающим внимания приспособлением, являлась «система освобождения дороги». Как вы помните, в начале статьи упоминалось, что улицы Калькутты были просто забиты различными транспортными средствами, животными пешеходами и это прекрасно знал Роберт Меттьюсон. Поэтому он заранее позаботился о неком средстве, которое помогло бы его водителю освобождать дорогу перед автомобилем, что успешно и реализовали специалисты компании «Брук». Устройство оказалось на редкость простым, после открытия определенного клапана из головы лебедя, находившейся достаточно высоко над дорогой, выплескивалась струя горячей воды, подававшейся из радиатора автомобиля. Согласитесь после такого горячего душа, мало кто из людей или животных останется на своем месте и не уступит дорогу.  Жестоко, но эффективно, как считал Роберт. Но самым безумным, по мнению многих, знакомых с этим автомобилем людей, являлось устройство - моделирующее выброс экскрементов. Ведь Роберт Меттьюсон пытался создать автомобиль похожий на птицу, т.е. живое существо, а каждое живое существо, как это  не неприятно слышать, но освобождается тем или иным путем от продуктов своей жизнедеятельности. И чтобы придать созданной механической птице близость к оригиналу, шотландец заказал эту систему, также управляемую соответствующим клапаном. После открытия клапана, путем нажатия кнопки  из задней части автомобиля на дорогу выпадала увесистая «плюха» хорошо только что не реального помета, а всего лишь раствора извести.  Так Роберт попал в один ряд с хозяевами гужевого транспорта. Только вторые засоряли улицы Калькутты не намеренно, а первый предполагал делать это и ради веселья тоже. Наверное, именно поэтому, Меттьюсон попросил у каждого колеса поместить щетку, предназначенную для очистки покрышек. Так как никогда не знаешь, на что можно наехать, передвигаясь по улицам столицы Индии.



К началу 1910 года автомобиль был готов. Оказалось, что на его создание было потрачено около 15 000 фунтов стерлингов – астрономическая в те времена сумма. За эти деньги можно было приобрести шесть роскошных новеньких «Rolls-Royce Silver Ghost 45/50 HP» 1909 года! Но не смотря на эти траты, Роберт был очень доволен.




В  Калькутту Меттьюсон прибыл вместе со своим автомобилем в апреле 1910 года. Не трудно догадаться, что первое же появление на улице города  «Brookе Swan Car» вызвало неоднозначную реакцию и заинтересовало не только праздных зевак, оказавшихся в тот момент рядом, но и местных журналистов. Сохранилась небольшая заметка, описывающая это событие: «Женщины кричали. Экипажи мчались прочь с дороги. Буйволы, волы, козлы, слоны, верблюды и местные жители после единого взгляда на автомобиль разлетались в разные стороны с большой скоростью».  Когда же Роберт стал на практике использовать свои технические новшества, обливая без разбора людей горячей водой, громко сигналя и засоряя «пометом» улицы, жалоб накопилось столько, что полиция Калькутты запретило ему выводить автомобиль на улицу. Был вынесен вердикт, что «Brookе Swan Car»  не желателен к появлению на улицах города. Так для Роберта все закончилось. Ему пришлось продать свой автомобиль и далее следы эксцентричного шотландца теряются, как развивалась его судьба дальше мне не известно. 
Естественно в Калькутте покупателей не нашлось, и новым обладателем автомобиля стал Рипудаман Сингх (Ripudaman Singh) махараджа правитель феодального княжества Британской Индии - Набха (Nabha).



Княжество располагалась на территории площадью около 2 400 кв. км,  в 240 км к югу от Дели. После покупки махараджа несколько изменил облик автомобиля. Голову лебедя стала венчать небольшая корона, добавили две передние фары и изменили форму клаксона, он стал похож на нападающую змею.  Рипудаман после военного конфликта со своим соседом Бхупендрой Сингхом (Bhupendra Singh) магараджей Патиала (Patiala), произошедшим из-за похищения девушки ушел в отставку.  Бхупендра и так к тому моменту уже имевший 365 жен, похитил подданную Рипудамана и не хотел ее возвращать. Разгорелся военный конфликт, но Рипудаман проиграл и был вынужден оставить престол девятилетнему Пратапу Сингху (Pratap Singh), который фактически стал править княжеством с 1940 года, после достижения 21 летнего возраста, и был у власти вплоть до 1947 года, когда Индия обрела независимость. Все это время автомобиль находился во владении семьей махараджи Набха, более того в 1920 году к «Большому лебедю» добавился «Лебеденок» («Cygnet»)  - небольшой автомобильчик, созданный по заказу махараджи, по всей видимости специально для Пратапа Сингха. Этот автомобильчик, укомплектованный электрическим двигателем можно считать первым автомобилем, созданным в Индии!



Возможно, именно поэтому Пратап Сингх всю жизнь любил автомобили и в дальнейшем собрал достойную коллекцию. Он был действенным энтузиастом сохранения ретро автомобилей в Индии. В восьмидесятые годы XX века, не смотря на запрет от 1972 года, касающегося вывоза автомобилей из Индии «Brookе Swan Car» и «Cygnet» были проданы Протапом Сингхом и контрабандным путем вывезены в Европу. Возможно, индийский коллекционер понимал, что он не сможет восстановить и должным образом хранить эти автомобили и решил продать их, чтобы, в конце концов, спасти красоту для истории.



В 1991 году оба автомобиля приобрел Эверт Лувман, крупнейший голландский импортер автомобилей, коллекционер и владелец автомобильного музея «Louwman» в Гааге. Эверту достались комплектные, но несколько потрепанные временем и мелкими грызунами автомобили. Но он не опустил рук и к 1993 году  «Brookе Swan Car» был восстановлен в своем первозданном виде и помимо прочего с головы лебедя убрали корону, демонтировали передние фары и вернули на место старый клаксон. В том же 1993 году «Brookе Swan Car»  демонстрировался публике на престижнейшем фестивале элегантности и красоты автомобилей в Паббл Бич (Pebble Beach). Где его появление было высоко оценено, и автомобиль удостоили премии Монтегю (Montagu Prize)



Сегодня «Brookе Swan Car» можно увидеть  в Нидерландах среди экспонатов музея  «Louwman». 




В конце рассказа о «Brookе Swan Car» я хотел бы сказать несколько слов о фабрике «Брук». Она, к сожалению, закончила свое существование раньше, чем созданный ее сотрудниками столь красивый автомобиль. В 1913 году специалисты фабрики перешли на производство только судовых двигателей, закрыв полностью автомобильное направление, а  затем в результате последствий Великой экономической депрессии фабрику поглотило более крупное предприятие.

«Brookе Swan Car» в миниатюре

Если реальный «Brookе Swan Car» удостоили премии Монтегю, то масштабная модель «Brookе Swan Car» пока менее титулована, хотя этого бесспорно достойна! Видимо этого не сделали только потому, что нет в мире общего фестиваля, на котором экспонировались бы и награждались масштабные модели автомобилей.
Создать копию автомобиля  Роберта Меттьюсона задумал Фил Альдерман (Phil Alderman) из США. В 2007 году в качестве исполнителя, при посредничестве компании «Vertex», выбрали мастерскую Владимира Пивторак из города Киев, Украина. Ранее  специалисты этой мастерской доказали, что способны создавать качественные и прекрасно детализированные масштабные модели автомобилей. Украинские мастера изучили материалы (фото, чертежи и т.п.) и произвели предварительные расчеты трудозатрат и себестоимости модели. Тираж планировался в размере 300 экземпляров.



После начала работ и обсуждения стоимости услуг ювелиров, сборки сигнального экземпляра и подсчета реальных трудозатрат была рассчитана фактическая себестоимость, оказавшаяся выше ожидаемой, что как следствие увеличило итоговую стоимость модели. Она оказалось достаточно высокой, что вызвало недовольство не только заказчика, но и производителя. Но произошло это из-за вполне обоснованных причин. Некоторые технологии и операции, необходимые для изготовления модели «Brookе Swan Car», применялись специалистами мастерской В. Пивторак впервые, потому при предварительных расчетах  не удалось правильно определить ее стоимость. На увеличение стоимости повлияло и участие посредника «Vertex», который получал от мастерской В. Пиворак готовые модели и перепродавал их Филу Альдерману. В результате из трехсот заказанных моделей произвели только сто, заказчик - Фил выкупил всего восемьдесят моделей и реализовывал их в дальнейшем под маркой «One 43». Двадцать же оставшихся из ста масштабных копий автомобиля  Роберта Меттьюсона производитель реализовал самостоятельно.  Как в случае с реальным автомобилем, коллекционерам пришлось заплатить за модель «Brookе Swan Car» цену нескольких масштабных моделей ручной работы, может быть даже и «Rolls-Royce».
Давайте познакомимся с «Brookе Swan Car» в масштабе 1\43 поближе. Кузов выполнен из смолы, рама литая из латуни.



Богатство отделки и интерьера воспроизведены даже в мелочах. Прекрасно повторены все элементы управления. Реалистично имитирована отделка салона, чего достигли благодаря использованию специально разработанных декалей.  Однако наибольшее впечатление оставляет даже не рельефный кузов, стилизованный под оперение лебедя, и не фототравленные спицованные колеса. Впечатляет золотая роспись и позолоченные детали!



Да, это тончайший слой электрохимического покрытия, но это — золото! Краской не передать цвет реального золота, поэтому позолота подножек, растительного орнамента и других мелких деталей - настоящая! 








Собирали масштабную модель из двух сотен деталей. Сложным моментом сборки оказался монтаж крыши. Крепящаяся на тонких опорах, она должна была стать на свое место без малейших перекосов, что требовало времени и большого опыта у сборщика. Некоторые скептики могут возразить, что у модели есть и недостатки. Например, недостаточно проработанная подвеска, отсутствие таких элементов, как рулевые тяги.  Сегодня мастерская В. Пивторак,  известная теперь как «EMC - Models»  этого бы не допустила. Но в 2006 -2007 году мало кто из производителей моделей ручной работы в масштабе 1\43  мог похвастать достойным  "видом снизу" своих моделей.
В наши дни найти в продаже масштабную модель «Brookе Swan Car» крайне сложно, и если вы захотите добавить ее к своей коллекции, то помимо большого количества времени потраченного на поиски и переговоры, вам нужно быть готовым заплатить за нее солидные деньги, настоящего ценителя это не остановит, так как эта модель по праву может считаться украшением любой коллекции масштабных моделей автомобилей!  

Очень благодарен Владимиру Сороколат за помощь в поиске информации.

Список Литературы:
1.     Gautam Sen «The Maharajas & Their Magnificent Motor Cars, Haynes Publishing (6 Jan 2011), 384 p.
2.     Владимир Винник «МОТОРЫ ИНДИЙСКИХ СКАЗОК (Beautiful Cars)», журнал Fashion Drive, Декабрь 2007 / Январь 2008
3.     Краснов А.А. "Самые красивые и знаменитые автомобили мира", М. - Аванта +, 2009, 186 стр.
4.     The Brooke Swan Car  http://www.scale143.com/viewtopic.php?f=8&t=559
5.     Brooke Swan Car - Dziwne kaczątko
http://www.autocentrum.pl/prezentacje/brooke-swan-car-dziwne-kaczatko/
6.     Brooke 25/30-HP SWAN CAR  1910
http://www.louwmanmuseum.nl/asp/appmain.asp?appactie=collectiedetail&taalcd=nl&collsq=5395
7.     Cygnet «THE BABY SWAN CAR» 1920
http://www.louwmanmuseum.nl/asp/appmain.asp?appactie=collectiedetail&taalcd=nl&collsq=5484
8.     (BROOKE) Лаувстофт, Великобритания, 1901-1913, Автомобильная энциклопедия (легковые автомобили). Фирмы. Модели. Конструкции. Издательство «За рулем», 2003, 576 страниц
Tags: забытые имена, пивторак, тема недели
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments