Evgeny Rulev (Evgeny Rulev) wrote in diecast_43,
Evgeny Rulev
Evgeny Rulev
diecast_43

Categories:

Тема недели №59: 1967 Ford GT40 Mk IV #1, D. Gurney/A. J. Foyt

А давайте под занавес темы недели пройдёмся по классике?
К тому же это не просто так классика, а один из самых быстрых и результативных автомобилей, когда-либо стартовавших в Ле Мане: в 1967-м году за 24 часа экипаж победителей проехал 5232,9 км (17-й результат среди всех машин и 6-й среди победителей гонки).

Большие фото по клику.




Вскоре после дебюта Ford GT40 Mk II в гонках команда инженеров начала дорабатывать его конструкцию, делая упор на аэродинамику и снижение веса. 7-литровый двигатель, сделанный на базе блока от Ford Galaxie было решено оставить, а вот вся остальная конструкция претерпела серьёзные изменения. Новое шасси было решено строить в США (в отличие от произведённых в Англии шасси для Mk II) просто гордости ради, чтобы максимально сократить сотрудничество с английскими компаниями, в конструкции каркаса широко использовались алюминиевые соты - так появился Ford J-Car.







Первый J-Car появился в 1966-м году и на тестах в Ле Мане установил новый рекорд круга, но в гонке того года было решено выставить Mk II, который к тому моменту доказал свою надёжность - как мы знаем это решение было абсолютно правильным и Форды тогда заняли весь пьедестал почёта, принеся компании первую победу на кольце Сартэ. После гонки работы над J-Car возобновились, но в августе 66-го года Кен Майлз, которого команда лишила победы в Ле Мане двумя месяцами ранее, разбился в Риверсайде во время тестов прототипа. Он потерял контроль над машиной в конце длинной прямой, врезался в ограду, алюминиевое шасси разрушилось, а машина сгорела, убив гонщика.

Причиной аварии послужила специфическая аэродинамика кузова прототипа. В дальнейшем шасси и кузов переработали и так появилась спецификация GT40 Mk IV. С Mk II его роднили двигатель, коробка передач, тормоза и некоторые элементы подвески. Всё остальное было уникальным, а самое главное - прототип был полностью спроектирован и собран в Америке.



После инцидента с Майлзом инженеры спроектировали для прототипа новый стальной каркас безопасности, отказавшись от алюминиевых сот, а также доработали аэродинамику - благодаря длинному и приземистому кузову, спроектированному исключительно для Ле Мана, автомобиль на прямой Мульсан разгонялся более, чем до 340 км/ч. Тем не менее из-за стального каркаса машина весила на 270 кг больше, чем Ferrari 330 P4, что создавало серьёзную нагрузку на тормоза. В итоге Дэн Герни на тестах выработал стратегию (которую также подхватил его коллега по экипажу Эй Джей Фойт), которая позволила беречь тормоза - за несколько сотен метров до конца прямой Мульсан он просто отпускал газ и буквально вкатывался в очень крутой поворот в её конце, при этом не используя тормоза вовсе. Разумеется это ухудшило время на круге, что породило массу слухов о неспособности Форда конкурировать с Феррари, но гонка расставила всё по местам - экипаж Герни и Фойта лидировал на протяжении всей гонки (кроме первых 90 минут), а стальной каркас доказал свою эффективность, спасши жизнь Марио Андретти в весьма серьёзной аварии. Кстати, Герни был довольно высоким гонщиком (рост 190 см) и поэтому в его Mk IV сделали специальный "пузырь" на крыше, чтобы он мог сидеть в кокпите в шлеме и не упираться в потолок.







Ночью гонщик Феррари Майкл Паркс, шедший на втором месте, пытался спровоцировать Герни, который ехал в спокойном темпе, чтобы сберечь машину - он догнал его и на протяжении некоторого времени постоянно моргал ему фарами. Герни не поддался и в один из моментов просто припарковал машину на траве в Арнаже. Паркс встал за ним, постоял некоторое время, понял, что провокация не удалась и поехал дальше. Mk IV стал рекордсменом по пройденной дистанции (на тот момент, разумеется) и его результат по-прежнему очень высок. На подиуме Герни и Фойту вручили как обычно бутылку шампанского; Герни увидел внизу главу компании Генри Форда II, владельца команды Кэрола Шелби, их жён, журналистов, которые предрекали Форду поражение, после чего как следует потряс бутылку и устроил всем вокруг знатный душ из шампанского, породив тем самым новую традицию в автоспорте, которая жива до сих пор. Ford GT40 Mk IV стал единственным в истории Ле Мана полностью американским победителем: экипаж, команда, шасси, кузов, двигатель, даже шины - всё было произведено в США.

Модель же сделана фирмой Exoto в далёком 2003-м году, то есть уже немолода по модельным меркам, но устаревшей её точно нельзя назвать - запредельная детализация, масса открывающихся элементов (всякие лючки, крышечки и прочее), отличная сборка. Эта модель была раритетом с самого своего рождения, так как тираж был крайне мал. Exoto обещали перевыпуск модели, в том числе и в варианте с фигуркой гонщика в салоне, но как обычно обещание не сдержали. Это для Exoto, увы, довольно типичная история - пообещать, собрать деньги по предзаказам и ничего не выпустить. Мне повезло - я за этой моделью погонялся всего три месяца, после чего она всплыла на ebay где-то в Испании, а оттуда уже полетела ко мне. Exoto выпустила модели всех 4 машин, принявших участие в Ле Мане, у меня есть 2 из них. В мечтах, разумеется, взять их все...










Tags: 1960-е, 1:18, exoto, ford, автоспорт, тема недели
Subscribe

  • GRT Grasser Racing Team. Lamborghini Huracan GT3 от Spark.

    Через некоторое время после релиза своей первой модели Lamborghini Spark выпустил гоночные Хураканы в других цветах. В том числе и второй экипаж…

  • G-Drive 2020. Аурус 01 (Spark)

    Продолжаю традицию каждый год покупать модельку Ореки 07 под номером 26. С 2017 года команда G-Drive выступает на этой машине, только пару лет назад…

  • айнц цвай полицай

    2020 хоть и был и говном, но был и позитив. жена сделала супер подарок https://auto-daily.livejournal.com/1563442.html я решил по пути домой заехать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments