serg_z_spb (serg_z_spb) wrote in diecast_43,
serg_z_spb
serg_z_spb
diecast_43

Category:

Тема недели 59. 1955 - Mercedes-Benz 300 SLR (Minichamps)

В прошлый раз я писал, что история помнит только победителей, но это не всегда так. В 1955 году именно Мерседес вписал свое имя в историю Ле Мана, несмотря на поражение в гонке. Но обо всем по порядку.
В 1953 и 1954 году Мерседес сосредоточили свои усилия на Формуле 1 и создали непобедимый W196, котрый принес Хуану Мануэлю Фанхио чемпионский титул. В 1955 году 196й также доминировал в королевских гонках, поэтому у команды появилось время и средства на участие в Ле Мане. Благо машина уже почти была готова - w196 в аэродинамичном закрытом кузове не требовал значительных переделок для марафонских гонок.



300SLR получил переднюю и заднюю светотехнику, двухместный кокпит - для пилота и штурмана и немного измененный кузов. Мотор сильно отличался от предыдущих "трехсотых" - это был формульный рядный восьмицилиндровый двигатель, объем которого увеличили до 3 литров для повышения ресурса. Это был один из первых автомобильных моторов с прямым впрыском топлива и десмодромным механизмом клапанов - эти технологии применялись на самолетах Мессершмит во время войны. Агрегат развивал мощность около 300 лошадиных сил и разгонял авто до 300 км/ч. Хоть он и был очень легким, но ему требовались очень хорошие тормоза, чтобы превзойти Ягуары. В отличие от Ягуара, Мерседес не стал ставить дисковые тормоза и выбрал старые добрые барабаны. Но они получились настолько большими, что просто не влезли в колеса - диаметром около 16 дюймов. Поэтому их разместили внутри корпуса на редукторах, и убили этим сразу двух "зайцев" - как следствие уменьшились неподрессоренные массы, что также улучшило стабильность и управляемость машины. Массово такое решение в автоспорте начнут применять только в 70-80х годах.



Неудивительно, что на трассах 300SLR не знал соперников. Хуан Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс громили конкурентов в Милле Милья, Тарга Флорио, на Нюрбургринге и на других трассах - Мерседес оформил титул в чемпионате спортивных автомобилей еще до гонки в Ле Мане. И "серебрянная стрела" без сомнения выиграла бы Ле Ман, если бы не ужасная авария, случившаяся с одним из экипажей штутгартской команды.



В 1952 году французский гонщик Пьер Левек чуть было в одиночку не переиграл Мерседес, но его подвела усталость и техника. Но в Штутгарте оценили его мастерство и целеустремленность, и взяли в свою команду в 1955 году. В Ле Мане он естественно был любимцем публики и главным фаворитом. Но на старте он откатился аж на 7 место, пропустив вперед и соперников из Ягуара, и своих товарищей по команде. Но уже после 30 кругов гонки Мерседесы Левека и Фанхио подобрались вплотную к лидеру гонки Майку Хоуторну на Ягуаре. На 35 круге и Хоуторн, и Левек прошли в последнем повороте круговой Остин Хили, и в этот момент Ягуар зазвали на пит-стоп для дозаправки - топлива у Майка почти не осталось. Ягуар резко затормозил благодаря своим дисковым тормозам, а вот Мерседес так не мог - Левек потерял контроль над машиной, и врезался в Остин Хили, который они обогнали ранее. На скорости 240 километров в час 300SLR взмыл в воздух и устремился прямо в толпу зрителей на главной трибуне. После первого удара у машины оторвало оси, капот и двигатель, которые полетели в разные стороны, разрубая зрителей. Также загорелся топливный бак. Сам Пьер Левек вылетел из машины еще после первого удара, но и ему не повезло - при падении он разбил голову и погиб. Всего в тот день SLR №20 унес 84 жизни. Еще больше 100 человек получили различные травмы. Виновники аварии - Майк Хоуторн и Лэнс Маклин (пилот Остина Хили) не пострадали - первый выиграл в итоге гонку, а второй закончил ее после столкновения с Левеком в отбойнике, не получив серьезных травм.



После аварии гонку решили не останавливать, чтобы толпы людей, покидающих трассу, не перекрывали подьезды для машин скорой помощи. К ночи Мерседес Фанхио и Мосса вырвался в лидеры, но в дело вмешался босс Мерседеса. В 2 часа ночи оба СЛР-а зазвали в боксы и объявили о сходе. Таким образом Мерседес отдал свою дань уважения к погибшим и раненым зрителям. Руководство команды посоветовало Ягуару последовать их примеру, но те отказались и в итоге выиграли Ле Ман.
После этой аварии автоспорт изменился навсегда. При конструировании машин и трасс безопасность вышла на первое место. В 1955 году пришлось отменить многие гонки, чтобы перестроить трассы и трибуны. А некоторые страны даже ввели запрет на проведение автогонок - в Швейарии, например, он действует до сих пор. А сам Мерседес свернул свою автоспортивную программу на многие годы - в Ле Ман "серебрянные стрелы" вернутся только в конце 80х годов.



Модель от Minichamps копирует машину экипажа №19 - Хуан Мануэль Фанхио и Стерлинг Мосс. Не случись страшной аварии - победа вполне могла бы достаться им, но увы. Модели машины Пьера Левека (№20), кстати, Минич не выпускал - найти можно лишь копию от Brumm.
Модель сделана очень качественно, как и другие 300е Мерседесы от Минича. Множество мелких деталей, травленые колеса - описывать не имеет смысла, все видно на фото. Придраться можно разве что к простой передней оптике, но живьем она смотрится вполне естественно.



Вот и заверщена еще одна глава истории Ле Мана. Пожалуй самая страшная и печальная из всех. Это еще одно напоминание о том, что автоспорт - один из самых опасных видов спорта, а гонщики - одни из самых смелых людей. К нашему времени безопасность автомобилей и гонок повысилась на несколько порядков, и смертность в автоспорте снизилась до единиц. Тем не менее, нулевого процента достичь пока не удалось, да и вряд ли удастся - риск в гонках всегда есть.
Tags: mercedes-benz, minichamps, автоспорт, германия, гонки, тема недели
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments