Sirobius (sirobius) wrote in diecast_43,
Sirobius
sirobius
diecast_43

Category:

"Универсал" в американском подлиннике и французской транскрипции (Farmall)



Возвращаясь к тракторному вопросу отмечу в очередной раз, что очень рад выходу нашей тракторной журналки еще и потому, что теперь можно посравнивать как там "у них" и "у нас". Например небезызвестный факт заимствования в качестве основы для нашего "Универсала" американского трактора "Фармолл" вызывает вопрос, а что же это за зверь такой был? Сегодня начну серию постов (с пока не очень ясной перспективой продолжения) про легенду американской сельскохозяйственной техники - International Harvester.


Как обычно немного истории для начала.

Общепринятой точкой отсчета этой истории считается день, когда Сайрус Холл Маккормик (Cyrus Hall McCormick) в 1831 году проводит первую публичную демонстрацию работы своей механической жатки на конной тяге. Эта машина во многом была результатом упорной изобретательской работы его отца - Роберта Маккормика, который отдал ей то ли 15, то ли 28 лет. Переняв у отца интерес к разработке сельскохозяйственных машин Сайрус внес несколько изменений в его машину, после чего и провел ту обросшую впоследствии легендами демонстрацию. И хотя не все прошло гладко (при первой попытке жатка застряла в рыхлом грунте поля, при второй выявились другие недоработки, например необходимость периодической подстройки машины) Маккормик продемонстрировал потенциал машины - прообраза будущего зерноуборочного комбайна, обработав за полдня 2,5 га овсяного поля.

Эффекта демонстрация особого не произвела - промышленная революция только начинала затрагивать сельское хозяйство, поэтому все потуги энтузиастов и просто чудаков-изобретателей не слишком трогали консервативную фермерскую среду. К тому же первая жатка оказалась капризным и не универсальным устройством. Запатентовав в 1834 году свою конструкцию, но так и не добившись каких либо успехов в продаже своих жаток Сайрус переключается на производство чугуна. С этим делом у него не заладилось. Скооперировавшись с отцом и местным школьным учителем, вошедшими в долю предприятия, они берут кредит и в 1835 году строят доменную печь. Через два года по Америке проходит один из экономических кризисов, разорив Маккормиков. Из немногочисленного имущества, оставшегося у Сайруса после процедуры банкротства была и та его первая молотилка, несколько доработанная за прошедшее время. И надо же случиться, что один из зрителей той самой демонстрации 1831 года решил купить её у Маккормика! По отзывам нового владельца заказывают две жатки двое его соседей. Внеся доработки в конструкцию на основании жалоб своих первых покупателей Маккормик начинает активно ездить с демонстрациями своей машины. Поскольку в это время в Америке активно поднимали целину осваивали Великие равнины, то и упор Сайрус сделал именно на эти земли.

Оценив перспективность рынка Маккормик поначалу продает местным западным производителям лицензии на производство своих машин. Но крайне невысокое качество исполнения лицензионных машин заставляет его думать о расширении собственного производства на запад США. Обосноваться с новым производством Маккормик решил в тогда еще глухом захолустье - Чикаго. В 1848 году он совместно со своим братом Линдером (Leander) основывает компанию McCormick Harvesting Machine Company. Время показало, что он не прогадал. Буквально за несколько лет Чикаго превратился в крупнейший центр зернового, лесного и промышленного бизнеса, важнейшим железнодорожным узлом. И часть этого преобразования вполне можно отнести на счет Маккормика. За короткое время он смог довести годовое производство жаток до 1500 штук. При этом спрос на его машины только возрастал.

Необходимость расширения производства привела Маккормика к приглашению в качестве партнера мэра Чикаго Уильяма Огдена. Под новым именем McCormick, Ogden & Co при вложениях Огдена в 25 000 $, предприятие удвоило выпуск продукции, что уже через год позволило Маккормику выкупить обратно долю Огдена за 50 000 $. После этого McCormick Harvesting Machine Company стало сугубо семейным предприятием - Сайрус привлек к работе своих братьев. Оставив им налаженное производство он сосредоточился на создании мощной системы сбыта.

Есть мнение, что Маккормик "сделал себя" не столько техническим новшеством машины (над проблемой уборочных машин ломал тогда голову не один изобретатель, чьи иски с претензиями к его патенту продолжались даже после смерти Сайруса Маккормика) сколько именно его политикой распространения. Мощная рекламная кампания в газетах, создание сети дистибьютеров, постоянные поездки заграницу на выставки и демонстрации дали свои плоды. По поставкам своей техники в Европу Маккормик превосходит всех остальных американских производителей, а мировая слава работает на авторитет и рост продаж на главном - американском рынке, поскольку по объёмам он в разы превышал тогда не дозревший еще мировой.

Отдельной главой в истории компании идут патентные войны Маккормика. Помимо претензий других изобретателей, которые пытались оспорить первенство создания жатки, сам Маккормик пытался подмять под себя все нарастающий рынок этих машин путем продления действия своего патента. В 1850 году он подает заявку на продление патента, но сталкивается с мощным противодействием других производителей уборочных машин, подавших протест в патентный комитет. Дело перешло в долгое и дорогостоящее судебное противостояние, которое Маккормик проиграл объединенному фронту своих конкурентов. Игра стоила свеч - если бы он выиграл процесс, то получал бы по 25$ с каждой выпущенной жатки, а даже в первый год тяжбы это принесло бы около 500 000 $, при том что рынок год от года только увеличивался. После успехов в Европе Маккормик в 1859 году сделал еще одну неудачную попытку продлить патент. Последняя попытка продления в 1861 году принесла ему следующий ответ от председателя патентного комитета: «Жатка представляет слишком большую ценность для нации, чтобы ее выпуск контролировал один человек».

Вообще вокруг фирмы Маккормика всё время велись те или иные тяжбы, причем как с другими фирмами, так и возникшие внутрисемейные проблемы. Два главных конфликта Маккормика - это тяжба с Дирингами, изобретателями сноповязалки, чью машину он практически скопировал и начал выпускать после окончания Гражданской войны. Но гораздо более серьезный разлад вышел у него с собственным братом Линдером. Конфликт начался с просьбы Сайруса передать в пользу фирмы несколько изобретений Линдера, но тот отказался, а познакомившись с некоторыми бумагами нашел, что Сайрус уже запатентовал ряд его изобретений на своё имя. Начался длительный семейный конфликт, масла в который подлил (простите за каламбур) знаменитый Великий чикагский пожар 1871 года, который в том числе уничтожил и завод Маккормиков. Завод был застрахован Линдером на 100 000 $, но полисы находились у Сайруса и все деньги он оставил под предлогом долгов перед ним Линдера. Конфликт разделил семью на два лагеря. Линдер при поддержке двух сестер предпринял попытку доказать, что изобрел жатку их отец, Роберт Маккормик, а Сайрусу он передал дело при условии того, что прибыль они будут делить поровну между всеми его детьми. Сайрусу Маккормику помогли данная под присягой на библии клятва его матери в том, что жатку изобрел ее сын Сайрус. Также показательным был факт, что сам Роберт Маккормик платил по 15$ с каждой выпускаемой им на своем предприятии Уолнат Гроув жатки за патент.

После потрясений пожара и семейных неурядиц Сайрус Маккормик не хотел восстанавливать завод и подумывал отойти от дел, благо скопленное им состояние в несколько миллионов долларов это позволяло. Но уговоры супруги и деятельная натура подвигли его продолжить дело. Восстановив завод Маккормик продолжил активно завоевывать международный рынок. Помимо активно развивающейся фирмы Маккормик активно вкладывается в разные предприятия своего бурлящего времени. Железные дороги, экспедиции, покупка земель с целью поиска золота, благотворительность и меценатство. Большинство из этих предприятий не давало отдачи, но основная деятельность компенсировала эти издержки признанного современниками чудаком Маккормика. В 1884 году Сайрус Маккормик старший умирает, оставляя мощнейшую фирму сыну, Сайрусу Маккормику младшему. Именно сын во многом начал делать упор в рекламе фирмы на "легенду 1831 года". Во многом благодаря его рекламной и пропагандистской кампании в 1893 году Сайрус Маккормик старший был внесен в список тридцати величайших изобретателей Америки.

А теперь собственно к International Harvester. В 1902 году в историю фирмы вмешалась такая колоритная фигура своего времени, как Джон Пирпонт Морган. Именно он повлиял на двух непримиримых конкурентов - Дирингов и Маккормиков, объединив их и три меньшие компании: Plano Manufacturing Company, the Champion Line и Milwaukee Harvester Company в крупнейшую фирму International Harvester Company. Морган организовал и профинансировал это объединение, войдя в совет директоров новой компании, наряду с Сайрусом Маккормиком младшим, Чарльзом Дирингом и Джорджем Перкинсом. Объединенная компания контролировала 90% рынка зерноуборочных машин.

Перейдем непосредственно к тракторам. Тракторную страницу в истории фирмы открыли 2 ряда моделей: Titan, которые строили на заводе Диринга и Mogul, которые строили на чикагском заводе Маккормика. И Titan, и Mogul были выпущены разных типоразмеров и мощностей. Тяжелые конструкции, по своей архитектуре напоминающие еще паровые машины, они были позже заменены на более совершенные модели.

С общей историей IH надеюсь разделаться несколько позже, и так немало вроде получилось. Дальше ближе к делу.



А теперь немного про знаменитое семейство Farmall.

Собственно одним из главных новшеств компании International Harvester стало создание пропашного трактора. До этого трактора имели следующие основные функции: тяговые трактора, которые обеспечивали энергоемкие операции, например пахотные; транспортные, что нет особой нужды расшифровывать; а также энергетические, т.е. обеспечение привода других сельхозмашин (молотилок, мельниц и др.). Создание же пропашных тракторов позволило решить такие задачи, как культивация, обработка посевов и др. для пропашных культур. Ранее эта ниша оставалась не охваченной тракторами и обрабатывалась по старинке. Главные особенности пропашных машин: увеличенный клиренс, высокая маневренность, настраиваемая (или заранее установленная под конкретный размер междурядий) колея колес, малая ширина колеса. Может есть и еще какие, но тут уж извините - не копенгаген я :)
Собственно созданием трактора Farmall IH создали новый сегмент рынка, на котором были чуть ли не единственными игроками примерно до середины-конца 30-х годов. Примерно к этому времени их несколько потеснили другие производители: Allis-Chalmers, john Deere, Oliver и ряд других.

Farmall F-12 (1935)



Первые Фармолы были трехколесными, что позволяло решить проблему клиренса при обеспечении высокой маневренности (угол поворота одного переднего колеса может достигать значений приближающихся к 90°, что снижает минимальный радиус поворота). Клиренс заднего моста увеличивался за счет применения бортовых редукторов. Нагрузка на переднее колесо уменьшалась за счет применения спаренного колеса. Компоновка машины получилась полурамная, что до сих пор характерно для самых распространенных у нас минских тракторов. Первенец, Farmall Regular, выпускался в 1924-1932 годах. Его наследником стал Farmall F-20, который мы можем представить по советской копии - трактору Универсал. F-20 выпускали с 1932 по 1939 годы. Несколько ранее, в 1931 году появилась более мощная версия, F-30, который также выпускался до 1939 года. А героем этого поста станет самый маленький трактор семейства Farmall и при этом один из самых популярных вариантов - F 12. Выпускался он в 1932-1938 годах и в отличии от более крупных собратьев проблему увеличения клиренса решал за счет диаметра колес, а не применения бортовой передачи. На трактор устанавливали четырехцилиндровый газолиновый двигатель жидкостного охлаждения рабочим объемом 1,9 л. На знаменитых тестах в Небраске трактор показал мощность в 16,2 л.с. на приводном шкиве и 12,31 л.с. на крюке. Коробка передач не синхронизированная трехступенчатая. Скорость трактора не превышала 6 км/ч. Помимо производства в Чикаго (123442 шт) выпускался в немецком городе Нойс (Neuss), где их собрали 2848 шт.



В качестве прототипа для модельки Hachette/UH выбрали не самый распространенный, четырехколесный вариант F-12. Исполнение позволяет уверенно сказать, что кривая журналка норма не только в нашем отечестве, но вполне распространенная практика и за его пределами, назло нашим нытикам :)



Сравним с Универсалом, в девичестве Farmall F-20:






Что интересно, так это то, что на оригинальном F-20 привод механизма поворота осуществляется червячной передачей, которую видимо не смогли освоить в советских условиях, из-за чего Универсал получил двухступенчатую цилиндро-коническую передачу рулевого механизма.

Farmall Super FC (1954)

В конце 30-х IH выпускает новую, "литерную" линейку тракторов, где также было 3 типоразмера: C, H и M, где С - наименее мощная версия. В начале 50-х годов выпускаются модернизированные варианты этих машин: Super C, Super H и Super M. Примером более современной машины занявшей нишу F-12 выступит французский вариант модели Super C. Для тракторов, выпускавшихся на заводе IH в городе Сен-Дизье (Saint-Dizier) с 1950 года в индекс добавили букву F. Помимо основного исполнения - Super FC, выпускались варианты Super FC-C, Super FC-D и Super FC-E, различавшиеся используемыми видами топлива. Соответственно C работали на газолине, D - на дизельном топливе, а E - на не очень мне понятном "тракторном топливе". Что интересно, дизельные двигатели использовались только на французских тракторах. В США такие тракторы не были востребованы.



Четырехцилиндровый двигатель International Harvester C-123 имел рабочий объём 2,0 л и выдавал 22 л.с. На тракторе устанавливалась 4-скоростная КПП, позволявшая разгонять трактор до 16,7 км/ч. Трактор выполнен по бескаркасной схеме. В США выпустили 98310 тракторов Super C. Сколько во Франции - я не нашел, но выпускали их там дольше, до 1957 года, в то время как в США с 1954 года запустили новую, расширенную линейку тракторов с цифровыми индексами. Кроме заводов в США, Германии и Франции IH строили трактора в английском Донкастере (Doncaster).

На сегодня марка Farmall принадлежит принадлежит фирме Case IH и под этим именем продолжают выпускать тракторы двух линеек.



Фото этого тракторишки висят в запасниках уже с пару лет, но вроде какчество фотографирования за это время я, увы, не особо подтянул, так что в дело пойдут.



Семейное фото:


Как всегда фото с "Золотым эталоном":




Буду рад конструктивным дополнениям и поправкам, ну и надеюсь что получилось хоть немного интересно.
Всем спасибо за внимание!


Tags: hachette, universal hobbies, журнальные серии, сша, трактор
Subscribe

  • Мармеладный мишка

    Эту модель купил на Алиэкспрессе исключительно из-за веселой раскраски от мармеладной компании. Модели IXO в представлении не…

  • Поросёнковый

    Давно не брал я в руки шашек. По случаю прикупил в Ростовском лабазе модель Мерседеса от ранее не известной мне «Unifortune». В…

  • "Подержанный Porsche". Porsche 911 Carrera (996), AUTOart 1:18

    Выпускавшееся с 1997 г. по 2006 г. пятое поколение Porsche 911 характеризовалось отказом от классического двигателя воздушного охлаждения,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Мармеладный мишка

    Эту модель купил на Алиэкспрессе исключительно из-за веселой раскраски от мармеладной компании. Модели IXO в представлении не…

  • Поросёнковый

    Давно не брал я в руки шашек. По случаю прикупил в Ростовском лабазе модель Мерседеса от ранее не известной мне «Unifortune». В…

  • "Подержанный Porsche". Porsche 911 Carrera (996), AUTOart 1:18

    Выпускавшееся с 1997 г. по 2006 г. пятое поколение Porsche 911 характеризовалось отказом от классического двигателя воздушного охлаждения,…