Chaga (chaga) wrote in diecast_43,
Chaga
chaga
diecast_43

Categories:

Насоса на майские. Еще одна пожарная насосная станция

Больше насосов, хороших и разных. Советских и несоветских.

Ко Дню пожарной охраны СССР, который до сих пор в чести даже у тех, кто этот самый Союз не застал (во многих его, кстати, странах, реально без шуток), на мою масштабную полочку приехала моделька старого советского пожарного насоса на колесах - ПНС-100 (157К) 66. А сегодня, 30 апреля, в День пожарной охраны России, запилю другую здоровенную насосную станцию - современную, целиком и полностью российского происхождения и производства. С конвейера Варгашинского завода противопожарного оборудования (Курганская область) она сходит и в наши дни.



Эта ПНС-110 (5557) 51АВР досталась не к праздничку, а была куплена где-то в конце лета прошлого года. Еще одна дальновидная (так оказалось позже по причине всем известных осенних событий) покупка, как и каноничная американская неотложка в голландском костюме. По нынешним бюджетам - моим и страны - обошлась совсем адекватно, учитывая, что через три месяца та же самая моделька волею тех же самых барыг, у которых и брал, подскочила в стоимости процентов эдак на 40. Не взял бы тогда - не взял бы, видимо, уже никогда. Даже если б очень-очень сильно захотел.



Назначение и принцип работы у модели 51АВР ровно те же, что и у насосной старушки на шасси ЗИЛ-157К, оттого обойдусь без повторного ликбеза. Главное, в моей пожарной части на столе теперь всё как у настоящих больших посонов: две ПНС - одна основная новая, вторая постарше и в глубоком резерве, то есть запасная.



Моделька не промышленного изготовления, а склеена малым тиражом руками артели кустарей, которые часть своей продукции лепят под логотипом "Конка". Опытный собиратель знает, что кустарный моделизм - чистая лотерея. Многие поделки известных мастерских, еще пять-семь лет назад (в эпоху модельного голода) казавшиеся чуть ли не шедеврами в рамках масштаба 1:43, сегодня - на фоне промышленных образцов - выглядят полным говном.



Да и часто штампуются с адовым браком, до какого даже клятые кетайские фабриканты стараются (если это понятие вообще к ним применимо) не опускаться. Всякой кривой жути с ценником от Боинга мы тут в песочнице видели от души, а обида "счастливого обладателя" говномашинки порой буквально просачивалась сквозь монитор и резала ранимое собирательское сердце нас, его коллег на другом конце.



Вот потому и брал "Конку" с большой опаской, дооолго приглядывался к их витринам, юзал отзывы, ну и все-таки решился. И - внезапно - не разочаровался. По большому счету у меня к мастерам "Конки" только две претензии. Первая - упаковка, бывшая когда-то тонкой картонной коробкой из-под шоколадных конфет. Но это плевать, чай не баре, да и годный прозрачный бокс явно накинул бы лишние деньги на и без того недешевую 51АВР.



Вторая - всё! склеено! херово! За последние полгода пришлось заново "пересадить" две трети всей мелочевки и богатого обвеса. Я, бесспорно, криворучка, но не варвар и к масштабным миниатюрам, учитывая их хрупкость априори, отношусь максимально бережно. Причем всё это опадает буквально как осенние листья: берешь модельку за безопасные места, ставишь у клавиатуры - оппа, между клавишами уже проблесковый маячок валяется (особенно задний вконец достал).



И ладно бы мелочевка (на то она и мелочевка), но во время этой скромной фотосессии вдруг тупо отвалилась кабина. Глянул на раму и, судя по цвету клея, мастеровые кустари крепили её, кабину,  при помощи клея ПВА, да еще и разбавленного ослиной мочой. Только не тот ПВА, который гордость советского химпрома, а тюбик для школьников младшего возраста, причем явно кетайского производства. Помню вот из Обнинска раньше был хороший, но лет пять уже не видел его на прилавке.



Обвес и детализация и правда хороши. Травлёные дворники, годные фары головного света (не мутные и без "зрачков"), противотуманки, фара-искатель, боковые зеркала (реально что-то отражающие), "ураловские" шильдики, декаль МЧС на дверях, госномера (эти не очень годные, но для сельской местности сойдут). Отдельно порадовали маячки (они - в масштабе, а чаще всего попадаются либо слишком мелкие, либо - наоборот), и прокрашенные уплотнители окон (лобовых и в пожарной надстройке). Люди даже лопаточку не забыли подвесить к передней стенке ПНС - всё ровно так, как и на реальном прототипе.



Ну и насчет реального прототипа.



Да, "Конка" попала в образ. Вероятно, какие-то чертежи и лекала под рукой были, а этим, как известно, кустари не всегда себя утруждают.



Подвеска выполнена относительно рабочей, невысокие препятствия машинка преодолевает вполне жизненно. Привет старым добрым полноприводным грузовичкам от казанского "Элекона".



Кстати, по поводу "Элекона". Впервые достав "Урал" из конфетной коробочки и внимательно осмотрев, подумал, что вот оно, первое разочарование - кабина, тупо снятая с элеконовского донора и просто слегка подмалёванная. Ан нет, на поверку (она же, блять, отвалилась) кабина оказалась смоляная и отлита руками "конского" мастера. Рама - тож смола, покрышки - резина, а надсройка, понятно, из модельного пластика.



Прототипу ПНС от "Конки" соответствует и еще двумя любопытными деталями.



Этот низкий, а потому и злополучный, задний бампер. Из вольного ликбеза про обстоятельства работы пожарных насосных станций ясно, что эти большие и мощные насосы на колесах редко работают, опираясь на твердое покрытие. Сильно чаще - в грязище, говнище и прочих -ище, куда добираются, само собой, по сильно пересеченной местности. А оттого бампер этот - спасибо грамотным заводским конструкторам из Варгашей - отрывается легко, об любой гнилой пень или колдобину на грунтовке. Есессно, пожарные, получившие на вооружение машину 51АВР своими силами подрезают его по вертикали, приваривая продольную перекладину как можно выше и ближе к надстройке.





Попытался, кстати, чу-чуть запылить задний бампер и зону вокруг фаркопа, но натурально не получилось: навыков с гулькин хрен, а испортить так, чтобы не было возможности откатить версию назад, побоялся.



Всё то же самое относится и к желтым противотуманкам под передним бампером. Их (имея благовидный и обоснованный предлог) также снимают и отправляют на склад под роспись, протокол, сдал-принял. Куда они затем исчезают на деле - к чему взрослым и вменяемым людям эти мелкие подробности пожарного автохозяйствования?



Тем не менее, Варгаши продолжают неуклонно вешать под задницу ПНС-110 (5557) 51АВР искомый бампер.



Чтобы насосная станция смогла перекачать крупные объемы воды на значительное расстояние - придуман рукавный автомобиль. У нас в селе пожарные называют их  "брат и сестра" (много где так, а много где и нет). Обычно они кучкуются в одной и той же пожарной части. Исключения - бывают. Бывают весьма часто, бывают по всей стране, но тем не менее это по-прежнему исключения. В нашем регионе есть только один скромный в размерах городской гарнизон пожарной охраны, где ПНС и АР не живут вместе. Но там это потому, что насосной станции у них тупо нет, служит один рукавник.



В моей настольной ПЧ есть пока (а и не стремлюсь) только АР-2 (43105) 215, производившийся в течение многих-многих лет казанским "Элеконом", и разошедшийся по полкам собирателей гигантскими тиражами. Но зато - наконец - пара вместе.



Пээнэсочка и рукавничек.





 Два аналога - уже российский и тот самый советский. У первого, впрочем, производительность насоса чутка побольше.







Аналоги - да, но родственниками их назвать сложно.





Не первым, не вторым, но всё же каким-то там по счету аргументом в пользу приобретения в кладовку на полку модельки 51АВР от "Конки" послужило то обстоятельство, что реальный прототип автоминиатюры я фотографировал. И в своём же селе.





В этой же ПЧ парой к ПНС на базе Урал-5557 служит - как по заказу - тот самый рукавник АР-2 (43105) 215, выпущенный Прилукским заводом противопожарного оборудования. Главным, пожалуй, предприятием, массово обеспечившим огромный Союз пожарной техникой разного назначения.



Такой насос. И тоже (прям безо всяких вопросов) - праздничный.
Tags: кустарщина, пожарные автомобили, спецмашины, спецтехника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments