Юкко Линтунен (ukko_lintunen) wrote in diecast_43,
Юкко Линтунен
ukko_lintunen
diecast_43

Categories:

Тема недели № 56: Прицеп Скиф 2М + ВАЗ-2121 Нива

Оригинал взят у ukko_lintunen в Прицеп Скиф 2М + ВАЗ-2121 Нива

Как верно заметил уважаемый flagon_f в комментарии к объявлению очередной "Темы недели" в Сообществе, модели ВАЗов, за редким исключением, встречаются либо в виде "Автолегенд", либо в виде "Саратова". Что, собственно, и подтвердилось постами коллег. Но, раз такое дело (и пока уважаемый twanger готовит "тяжелую артиллерию"), покажу... прицеп СКИФ-2М, мечту советского автотуриста.



Ах да, к нему ещё прицеплен какой-то ВАЗ. Кажется, "Нива". :)
UPD: добавлены три фотографии коробочки (в конце поста).

Что мы знаем о Скифе? Да почти ничего. Реклама времен СССР:



"Скифы" не были изобретением советских инженеров. Подобные прицепы были широко распространены в Европе в 50-е годы. Распространение "прицепов-чемоданов" было вызвано популярностью малолитражек в небогатой послевоенной Европе. Понятно, что большие "трейлеры" буксировать было просто нечем, да и приобретать не на что. А спрос на небольшие туристические прицепы был велик, так как молодежь уже тогда была, хоть и небогатой, но весьма "автомобилизированной", и (как и сейчас) обожала выезды на природу — подальше от родителей и посторонних глаз.

"Скиф" выпускался на Пермском авиазаводе в качестве товара народного потребления (ТНП), или так называемого "ширпотреба". Кстати, и на Харьковском авиационном, и на Росвертоле в Батайске тоже! А вот кто разработал, когда, как, где, какие были модификации (есть Скифы с окнами в торцах палатки и веранды, с "юбкой" по всему периметру прицепа, есть даже "скиф" - домик, клепаный из алюминия!) — загадка. Видимо, это связано с тем, что предприятия, его выпускавшие, относились к "оборонке". Ниже  то, что удалось найти (признаюсь, искал без большого фанатизма и уверен, что можно найти больше):

Ранние "Скифы" (1М) не имели металлического каркаса пола. Окрашивались в разные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и др. Поздние "Скифы" (типа 2М) окрашивались преимущественно в светло-серый цвет, реже - в белый и оранжевый. И в них, благодаря съемному стальному каркасу, внутри кузова можно было организовать полноценную спальню (человека на 2-3). У старых "Скифов" матрасы спальни были скругленными, у поздних — с ярко выраженными углами.

Пермские "Скифы" оснащались 10" колесами, унифицированными с мотокультиватором "Муравей". Понятно, что владельцы были от этого не в восторге, поэтому появлялись многочисленные и разнообразные конверсии: начиная с "Запорожских" колес и заканчивая "Волговскими" на рессорах.

Существовало 2 варианта палатки, на выбор: обычная и с прихожей, + противомоскитная сетка. Обычная палатка-домик накрывала только сам кузов и открытую крышку.
Полноценная — когда к ней пристегивалась на молнии прихожая. Площадь прихожей была равна площади самого прицепа с открытой крышкой. "Скифы" (в том числе ранние) могли комплектоваться (типа по выбору клиента) кухней (здоровенный такой шкаф с газовой плитой и баллоном), складным столиком и стульчиками. В обязательном порядке прицепы комплектовались алюминиевым каркасом палатки, который для спален раскрывался над самим прицепом и крышкой, а для прихожей — прикладывался отдельно и крепился к каркасу спален специальными скобами; а также подножкой для входа в кузов, матрасами спальни (спален), алюминиевыми колышками (~30 см) для палаток, комплектом веревок и двумя треугольными подставками под открытую крышку с опорами регулируемой высоты (левое фото, справа), устанавливаемыми на релинги крышки.

Недостатки "Скифов":
1. Небольшая грузоподъемность.
2. Невысокая максимальная скорость из-за 10" покрышек.
3. Верх палатки на заводе делали прорезиненным, а значит, он не пропускал дождь — но только пока был новым. Несколько месяцев на солнце, и он трескался. Трещины были едва заметны, но пропускали ливень в местах контакта с каркасом.
4. Стандартные колышки палатки (30 см) крайне неподходящи для несвязных грунтов (типа ракушечника). Азовские автотуристы сразу меняли их на стальные колья длиной 50-70 см или на заворачивающиеся "буры".
5. Ветровая стойкость палатки и ее каркаса невысока. Хорошие ураганы на Азовском море срывали палатки со "Скифов". Поэтому опытные автотуристы, живущие на море не меньше месяца, укрывали палатки "Скифов" огромными полотнищами, "железно" привязанными к машине и/или тяжелым стационарным объектам типа бетонных кубов.

В СССР прицеп продавался только по великому блату, как и новые а/м. Был отчаянной мечтой всех автотуристов СССР, поскольку ни массовых альтернатив ему, ни "трейлеров-караванов" в те годы не было. Цена "Скифа" в СССР, в зависимости от комплектации, составляла 1200-1500 руб. (это во времена, когда средние зарплаты были 130-180 рублей в месяц).



Интересно, что по данным налоговой декларации за 2013 год, президент России В.В. Путин владел (в числе прочего) автомобилем "Нива" и автомобильным прицепом "Скиф".



Показанный на фото набор был приобретён мной в апреле 1986 года, незадолго до известной катастрофы. Отчаявшись купить желанную "Ниву" в магазине, я написал в "Посылторг" по адресу, указанному на коробочке от "Жигулей". Особо на успех письма не надеялся, но, как ни странно, посылка "наложенным платежом" не заставила себя ждать, и в ней оказались все три модели, которые я просил: ГАЗ-13 "Чайка", ЗиЛ-117 и набор: ВАЗ-2121 "Нива" + прицеп "Скиф".



Честно говоря, не собирался делать полноценный пост, а просто выложить пару фоток "для разогрева" перед постом коллеги twanger'а, поэтому не заготовил фотографий коробочки. В процессе написания столкнулся с отсутствием информации о прицепе, поэтому несколько углубился в тему и пост получился чуть больше задуманного.



Модель "Нивы" всем собирателям отлично знакома:





Кривенькая, грубоватая, но в те времена это была самая навороченная модель: "открывашка" всего, поворотные передние колёса, пружинная подвеска... Когда вынимал её из коробочки, испытывал прямо-таки благоговейный трепет. С некоторых ракурсов выглядит очень даже вполне:



А уж когда открыто всё, что открывается, то и подавно:





Рядом с ВАЗ-2102 (оранжевый, как в рекламе прицепа):





"Нам любые дОроги дорОги" (с):



UPD по просьбе уважаемого twanger'а: фото родной коробочки, чудом сохранившейся:







Вот теперь — всё. Спасибо за внимание!
Tags: 1980-е, ваз, прицеп, саратов, ссср, тема недели
Subscribe

  • Первый бельгиец, выигравший гонку DTM

    В 2014 году бельгийский гонщик Максим Мартен дебютировал в чемпионате DTM. До этого он выступал за БМВ в классе GT3 — лучшим его результатом было 2е…

  • Magirus-Deutz Mercur 120 A-K, Conrad 1:43

    Отечественное, не от Minichamps:-) Грузовики Magirus-Deutz хорошо известны на просторах бывшего СССР. Эта фирма ведет свою родословную от…

  • Alfa Romeo 4C. AutoArt 1/18.

    В 2013 году Альфа Ромео представили свой новый спорткар 4С. Компактный автомобиль получил небольшой четырёхцилиндровый мотор объемом 1,75 литра и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments

  • Первый бельгиец, выигравший гонку DTM

    В 2014 году бельгийский гонщик Максим Мартен дебютировал в чемпионате DTM. До этого он выступал за БМВ в классе GT3 — лучшим его результатом было 2е…

  • Magirus-Deutz Mercur 120 A-K, Conrad 1:43

    Отечественное, не от Minichamps:-) Грузовики Magirus-Deutz хорошо известны на просторах бывшего СССР. Эта фирма ведет свою родословную от…

  • Alfa Romeo 4C. AutoArt 1/18.

    В 2013 году Альфа Ромео представили свой новый спорткар 4С. Компактный автомобиль получил небольшой четырёхцилиндровый мотор объемом 1,75 литра и…