Прописать дырочку в снегу.
Эпиграф к песне Вени Д’ркина "Молодой пожарный".
Точно к сегодняшнему праздничку приехала на мою полку масштабная копия пожарной насосной станции на базе ЗИЛ-157К. Староверы этой разудалой службы (а количество их с каждым годом почему-то не убавляется) продолжают отмечать свой профессиональный праздник по старому стилю - 17 апреля, в День советской пожарной охраны, положив лафетный ствол на указ Борис Николаича от 1999 года. Тот тоже время от времени любил дать бой "всему советскому" и росчерком пера перенес веселые гуляния борцов с огнем на две недели вперед. Но для того случая у меня заготовлена к обзору совсем другая большая красная машинка.
Любопытно, что первая отечественная ПНС появилась на свет не из цехов завода спецтехники. Даже изготовлена была не по лекалам конструкторского бюро. Как и не называлась насосной станцией, а гораздо проще - сверхмощный насос. В 1930 году шоферы пожарного гарнизона Баку с исконно азербайджанскими фамилиями Ляпин, Ходосевич, Терновой, Бегляров и Бадаев собрали, выражаясь образно, из арматуры и птичьего помета насосную установку. Прикрутили к ней персональный отдельный двигатель и водрузили конструкцию на шасси грузовика. Поскольку ребята охраняли богатый куст местных нефтепромыслов, то, собрав такую машину, сильно облегчили себе работу в случае большого пожара.
По-настоящему заводская отечественная насосная станция (сверхмощный насос) будет выпущена лишь через пять лет после бакинского агрегата Московским заводом пожарных автомобилей. Впрочем - по заказу той же "Азнефти", как пишет в своей книге известный историк пожтехники Александр Карпов.
Ну а ПНС-100 (157К) 66, которая на фото, встанет на конвейер Прилукского завода противопожарного оборудования лишь в 1964 году. И удивит в итоге весьма парадоксальной биографией.
Производство модели закончится всего спустя пять лет, в 1969-м. Кургузый головастик хоть и получил широкое географическое распространение по уголкам огромной страны, но - внезапно - выпущен был в каком-то мизерном количестве, всего 211 (!) экземпляров. Причем в первый год серийной сборки Прилуки опять саботировали новую для них модель, как это случилось несколькими годами ранее с цистерной ПМЗ-27.
Несмотря на этот факт, "Захары" ПНС-100 благополучно переживут позднебрежневский ГОСТ от 1976 года и массово переоденутся в костюм с белыми полосами и синими проблесковыми маячками. Через 22 года после окончания производства модель 66 не менее спокойно попрощается и с Советским Союзом, продолжая защищать от огня уже не товарищей, а дорогих россиян™, украинцев, белорусов и прочую дружбу народов. Причем продолжит в немалом (с поправкой на общий объём выпуска) количестве. Только в одной Самарской области (совсем некрупного региона) по состоянию на 1994 год известны две живые машины ПНС-100 (157К) 66.
Единичные динозавры пройдут рубеж веков и останутся на ходу влоть до самого конца 2000-х. Справедливости ради: в заповедниках, где они на тот момент сохранились, это случилось отнюдь не от хорошей жизни.
Конечно же, долгой службе насосных "Захаров" есть простое объяснение. Реальная работа для них находилась редко, в небольших гарнизонах пожарной охраны - даже не раз в год. А в свободное от труда время (читай - 80% срока экплуатации) ПНС мирно бытовали в теплых, сухих и капитальных зданиях пождепо, получая должный уход.
Спецам, понятно, распедаливать не требуется, а для тех, кто далек от пожарной темы, буквально на пальцах поясню, в чем смысл пожарной насосной станции. По сути это здоровенный насос на колесах. Он способен перекачивать конские объемы воды из точки А в точку Б. Пашет насос не от двигателя автомобиля, а от своего собственного двигла. Вся эта система вместе с набором сопутствующих узлов и агрегатов фактически накрыта металлическим панцирем. Он защищает конструкцию от погодных осадков, пыли, а в жесткий зной - еще и от прямых солнечных лучей, что, в общем-то, снижает риск перегрева того же двигателя.
На крупных и затяжных пожарах (как один из примеров - горящий лес на большой площади), в удалении от штатных водоисточников, такая машина ставится к лесу передом, а к речке задом и начинает усиленно подавать водичку в далёкий очаг. В пару к насосной станции придуман рукавный автомобиль, который, собсна, и прокладывает пожарные рукава от ПНС на расстояние до двух километров, в самое адище, где воют уже основные силы и средства.
Дополнительная прелесть "пээнэсок" в том, что один такой автомобиль, укомплектованным одним же шофером, заменяет ресурс трех-четырех обычных автоцистерн и стольких же водителей. Плюс экономия горючки: конкретно ПНС-100 (157К) 66 кушала всего около 1 литра топлива за
Главный или не главный, но ощутимый минус таких пожарных насосных станций - комфорт (а вернее отсутствие комфорта) для шофера. Крупные, затяжные пожары на то крупные и затяжные, что водитель почти всё время находится сзади машины, у насоса, ничем не прикрытый и продуваемый всеми ветрами. Под дождем, снегом или в сорокаградусный мороз человек запросто может обниматься с холодным кузовом (и поколено в воде) хоть целые сутки, пока его
Масштабная копия ПНС на базе "Захарки" появилась на магазинных прилавках неделю назад. Известная контора из Костромы предложила два варианта цвето-графической схемы: с белой дверью и полностью красный. Принятому стандарту (до 1977) в точности соответствует только последний. Но шило в том, что мне пожарки в старом костюме интересны совсем мало, а вот окрашенные по ГОСТу 1976 года - очень даже. В соответствии с этим стандартом кетайско-костромские дельцы покрасили только двери кабины, с полосочками даже заморачиваться не стали. Костромские, вы либо крестик снимите, либо трусы оденьте. Но нет: который уже год, от одной модели к другой, упорно ходят с крестиком и без трусов. Очевидно, что происходит подобное по простой причине - людям просто от души похер на то, чем они занимаются, и какие недоделки впаривают покупателю.
Вот и пришлось малой кровью приводить модельку в частичное соответствие с позднесоветской цвето-графической схемой. Запилил на крышу проблесковые маячки, обозначил белые полосы на капоте и в задней части надстройки. Продольную боковую полосу по обоим бортам тупо ниасилил. Но тут сердце успокоилось известной истиной - строгость любых отечественных нормативных документов смягчается необязательностью их исполнения. И при Союзе, и сейчас пожарные регулярно отступают от указанных стандартов окраски. Вот и в новейшие времена на службе борцов с огнем состоят похожие насосные станции без белых полос на боковинах.
Однако, кое в чём Кострома прогрессирует. Ручки отсеков насосной надстройки и лючок топливного бака, расположенный там же, выполнены отдельными деталями (раньше на подобную мелочевку клали с прибором). Радует и травлёная решеточка на окне кабины за спиной водителя.
В целом же, пусть и некоторыми оговорками, масштабная копия реальному прототипу соответствует. И главное - образ эдакого "ботинка" с острым загругленным носом, какой мне и видится настоящая ПНС-100 (157К) 66, вполне передает.
Осталось только добавить фото "подошвы":
И в колпаке:
Такой насос.