Chaga (chaga) wrote in diecast_43,
Chaga
chaga
diecast_43

Праздничного насоса в ленту. ПНС-100 (157К) 66

Он умудрялся на бегу
Прописать дырочку в снегу.


Эпиграф к песне Вени Д’ркина "Молодой пожарный".



Точно к сегодняшнему праздничку приехала на мою полку масштабная копия пожарной насосной станции на базе ЗИЛ-157К. Староверы этой разудалой службы (а количество их с каждым годом почему-то не убавляется) продолжают отмечать свой профессиональный праздник по старому стилю - 17 апреля, в День советской пожарной охраны, положив лафетный ствол на указ Борис Николаича от 1999 года. Тот тоже время от времени любил дать бой "всему советскому" и росчерком пера перенес веселые гуляния борцов с огнем на две недели вперед. Но для того случая у меня заготовлена к обзору совсем другая большая красная машинка.



Любопытно, что первая отечественная ПНС появилась на свет не из цехов завода спецтехники. Даже изготовлена была не по лекалам конструкторского бюро. Как и не называлась насосной станцией, а гораздо проще - сверхмощный насос. В 1930 году шоферы пожарного гарнизона Баку с исконно азербайджанскими фамилиями Ляпин, Ходосевич, Терновой, Бегляров и Бадаев собрали, выражаясь образно, из арматуры и птичьего помета насосную установку. Прикрутили к ней персональный отдельный двигатель и водрузили конструкцию на шасси грузовика. Поскольку ребята охраняли богатый куст местных нефтепромыслов, то, собрав такую машину, сильно облегчили себе работу в случае большого пожара.



По-настоящему заводская отечественная насосная станция (сверхмощный насос) будет выпущена лишь через пять лет после бакинского агрегата Московским заводом пожарных автомобилей. Впрочем - по заказу той же "Азнефти", как пишет в своей книге известный историк пожтехники Александр Карпов.



Ну а ПНС-100 (157К) 66, которая на фото, встанет на конвейер Прилукского завода противопожарного оборудования лишь в 1964 году. И удивит в итоге весьма парадоксальной биографией.



Производство модели закончится всего спустя пять лет, в 1969-м. Кургузый головастик хоть и получил широкое географическое распространение по уголкам огромной страны, но - внезапно - выпущен был в каком-то мизерном количестве, всего 211 (!) экземпляров. Причем в первый год серийной сборки Прилуки опять саботировали новую для них модель, как это случилось несколькими годами ранее с цистерной ПМЗ-27.



Несмотря на этот факт, "Захары" ПНС-100 благополучно переживут позднебрежневский ГОСТ от 1976 года и массово переоденутся в костюм с белыми полосами и синими проблесковыми маячками. Через 22 года после окончания производства модель 66 не менее спокойно попрощается и с Советским Союзом, продолжая защищать от огня уже не товарищей, а дорогих россиян, украинцев, белорусов и прочую дружбу народов. Причем продолжит в немалом (с поправкой на общий объём выпуска) количестве. Только в одной Самарской области (совсем некрупного региона) по состоянию на 1994 год известны две живые машины ПНС-100 (157К) 66.

Единичные динозавры пройдут рубеж веков и останутся на ходу влоть до самого конца 2000-х. Справедливости ради: в заповедниках, где они на тот момент сохранились, это случилось отнюдь не от хорошей жизни.




Конечно же, долгой службе насосных "Захаров" есть простое объяснение. Реальная работа для них находилась редко, в небольших гарнизонах пожарной охраны - даже не раз в год. А в свободное от труда время (читай - 80% срока экплуатации) ПНС мирно бытовали в теплых, сухих и капитальных зданиях пождепо, получая должный уход.



Спецам, понятно, распедаливать не требуется, а для тех, кто далек от пожарной темы, буквально на пальцах поясню, в чем смысл пожарной насосной станции. По сути это здоровенный насос на колесах. Он способен перекачивать конские объемы воды из точки А в точку Б. Пашет насос не от двигателя автомобиля, а от своего собственного двигла. Вся эта система вместе с набором сопутствующих узлов и агрегатов фактически накрыта металлическим панцирем. Он защищает конструкцию от погодных осадков, пыли, а в жесткий зной - еще и от прямых солнечных лучей, что, в общем-то, снижает риск перегрева того же двигателя.



На крупных и затяжных пожарах (как один из примеров - горящий лес на большой площади), в удалении от штатных водоисточников, такая машина ставится к лесу передом, а к речке задом и начинает усиленно подавать водичку в далёкий очаг. В пару к насосной станции придуман рукавный автомобиль, который, собсна, и прокладывает пожарные рукава от ПНС на расстояние до двух километров, в самое адище, где воют уже основные силы и средства.



Дополнительная прелесть "пээнэсок" в том, что один такой автомобиль, укомплектованным одним же шофером, заменяет ресурс трех-четырех обычных автоцистерн и стольких же водителей. Плюс экономия горючки: конкретно ПНС-100 (157К) 66 кушала всего около 1 литра топлива за час (UPD: тьфу ты - за минуту, конечно же) непрерывной работы.



Главный или не главный, но ощутимый минус таких пожарных насосных станций - комфорт (а вернее отсутствие комфорта) для шофера. Крупные, затяжные пожары на то крупные и затяжные, что водитель почти всё время находится сзади машины, у насоса, ничем не прикрытый и продуваемый всеми ветрами. Под дождем, снегом или в сорокаградусный мороз человек запросто может обниматься с холодным кузовом (и поколено в воде) хоть целые сутки, пока его окоченевший трупик не сменят другим бойцом.



Масштабная копия ПНС на базе "Захарки" появилась на магазинных прилавках неделю назад. Известная контора из Костромы предложила два варианта цвето-графической схемы: с белой дверью и полностью красный. Принятому стандарту (до 1977) в точности соответствует только последний. Но шило в том, что мне пожарки в старом костюме интересны совсем мало, а вот окрашенные по ГОСТу 1976 года - очень даже. В соответствии с этим стандартом кетайско-костромские дельцы покрасили только двери кабины, с полосочками даже заморачиваться не стали. Костромские, вы либо крестик снимите, либо трусы оденьте. Но нет: который уже год, от одной модели к другой, упорно ходят с крестиком и без трусов. Очевидно, что происходит подобное по простой причине - людям просто от души похер на то, чем они занимаются, и какие недоделки впаривают покупателю.



Вот и пришлось малой кровью приводить модельку в частичное соответствие с позднесоветской цвето-графической схемой. Запилил на крышу проблесковые маячки, обозначил белые полосы на капоте и в задней части надстройки. Продольную боковую полосу по обоим бортам тупо ниасилил. Но тут сердце успокоилось известной истиной - строгость любых отечественных нормативных документов смягчается необязательностью их исполнения. И при Союзе, и сейчас пожарные регулярно отступают от указанных стандартов окраски. Вот и в новейшие времена на службе борцов с огнем состоят похожие насосные станции без белых полос на боковинах.



Однако, кое в чём Кострома прогрессирует. Ручки отсеков насосной надстройки и лючок топливного бака, расположенный там же, выполнены отдельными деталями (раньше на подобную мелочевку клали с прибором). Радует и травлёная решеточка на окне кабины за спиной водителя.



В целом же, пусть и некоторыми оговорками, масштабная копия реальному прототипу соответствует. И главное - образ эдакого "ботинка" с острым загругленным носом, какой мне и видится настоящая ПНС-100 (157К) 66, вполне передает.



Осталось только добавить фото "подошвы":



И в колпаке:



Такой насос.
Tags: ssm, зил, пожарные автомобили, спецмашины, спецтехника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments