aleksey-delfinn (aleksey_delfinn) wrote in diecast_43,
aleksey-delfinn
aleksey_delfinn
diecast_43

Categories:

МТБ-82Д. Авиатроллейбусный пост.

Как-то в песочнице практически не раскрыта тема троллейбусов. Решил вот не в тему и без повода вспомнить модель МТБ-82Д от Костромских производителей.

МТБ-82Д-01.jpg

После окончания войны Заводу № 82 Наркомата авиационной промышленности СССР в подмосковном Тушино (в настоящее время – ТМЗ, Тушинский машиностроительный завод) в рамках конверсии было поручено разработать и наладить выпуск новых троллейбусов. Машина получила обозначение МТБ-82Московский ТроллейБус» завода № 82). Концепция нового троллейбуса изначально происходила от довоенных ЯТБ: цельнометаллический корпус, обшитый стальными листами, с «утюгообразной» наклонной передней частью.

МТБ-82А.jpg
МТБ-82А. Фото из набор фотооткрыток «Автопром СССР», 1947 г. Взято с сайта Городской электротранспорт

Но впоследствии сказалась специфика авиационного производства: кузов троллейбуса стали изготавливать из «крылатого металла». Многие элементы конструкции кузова были унифицированы с узлами автобуса ЗиС-154, в свою очередь, «позаимствованными» у американского GM TDH-3610. Усовершенствованная машина стала называться МТБ-82Д (был ещё переходный вариант МТБ-82М – по прежнему стальной, но уже не «утюг»).

МТБ-00а.jpg
МТБ-82Д. Фото с сайта oldmos.ru

При производстве троллейбусов МТБ-82 то ли плановая экономика дала сбой, то ли перестарались в стахановском движении, но по производству кузовов как-то слишком перевыполнили план. Корпусов Тушинский авиазавод наклепал много, а двигателей и мостов не хватало. Вот и пришла идея использовать невостребованные троллейбусные кузова для производства трамваев. Корпус удлинили на два окна, установили его на СвАРЗовские ремонтные тележки, на крыше разместили пантограф, вот и получился «Московский ТрамВай» МТВ-82.

МТВ-82.jpg
Трамвай МТВ-82. Негабаритный «широколобый» вариант. Внешне весьма похож на МТБ-82Д.

МТВ-82А-A.jpg
Трамвай МТВ-82А. Усовершенствованный и более привычный взгляду. Облик уже ушёл дальше от «прародителя» МТБ-82Д. Элементов конструкции, унифицированных с троллейбусными, осталось совсем немного. Фото А. Савина.

Специфическая производственная площадка окутала первый послевоенный троллейбус некоторой пеленой секретности. Так, говорят, например, что машины не имели номерных табличек, с целью скрыть точное количество произведённых на авиазаводе экземпляров МТБ-82. Засекречен был и Главный конструктор проекта. А это был не кто иной, как Наум Семёнович Черняков, впоследствии разработчик межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» и уникального самолёта Т-4 (та самая знаменитая «Сотка»).

Мир-Авиации-2001-02-aviadejavu.jpg
Бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого Т-4, произведённый на ТМЗ. Главный конструктор проекта Н. С. Черняков. Фото из журнала «Мир Авиации» взято с сайта aviadejavu.ru.

В 1949 году Тушинский авиазавод снова получает крупный оборонный заказ. Производство МТБ-82Д переводят в Энгельс, на завод имени Урицкого. С 1951 года троллейбус выпускают на новом предприятии, а небольшую эмблему-«птичку» на передней панели сменяет звезда. Чуть позже передок машины потеряет хромированные декоративные накладки, а место звезды займёт крылатая эмблема ЗИУ. В таком виде троллейбусы будут сходить с конвейера до начала 60-х годов, а полностью машины будут выведены из эксплуатации только в 80-х годах.

МТБ-00б-Yury-Maller.jpg
Тушинский МТБ-82Д украшала «птичка», выдававшая авиационное происхождение машины. Фото Юрия Маллера.

МТБ-00в-oldsaratov.ru.jpg
Энгельсские МТБ-82Д несли на передней панели сначала звезду…

МТБ-00г-oldsaratov.jpg
…а потом – крупную «крылатую» эмблему нового и, впоследствии, основного троллейбусного предприятия СССР. (Оба фото с сайта Фотографии старого Саратова)

Пару лет назад сразу две «компании (SSM и «Ультра») решили выпустить модель под одинаковым названием «Троллейбус МТБ-82Д производства Тушинского Авиазавода». И обе ошиблись с названием, выпустив, в общем-то, неплохие модели Энгельсского троллейбуса производства начала 50-х годов. «Со звездой». И та, и другая модель нашли своих покупателей. Мне по душе пришлось костромское изделие.

МТБ-82Д-02.jpg

МТБ-82Д-10.jpg

Да, двери запечатаны наглухо (у «Ультры» двери открываются). Но для меня это не недостаток.

МТБ-82Д-03.jpg

Да, токоприёмники не рабочие (опять же, как у «Ультры»). А куда их поднимать? У меня проводов над полками нет…

МТБ-82Д-04.jpg

Зато модель изготовлена аккуратнее, имеет маршрутные таблички, бортовые номера, приличные остекление и светотехнику.

МТБ-82Д-05.jpg

МТБ окрашен в приятные цвета. Да-да, тёплые, ламповые… На 100% достоверны ли оттенки? А кто ж теперь скажет?..

МТБ-82Д-06.jpg

Модель не производит впечатления игрушки. Лично у меня.

МТБ-82Д-07.jpg

МТБ-82Д-08.jpg

МТБ-82Д-09.jpg

Имитация заклёпочных швов оживляет модель.

МТБ-82Д-11.jpg

Да, «головки заклёпок» крупноваты, шаг заклёпочного соединения великоват, но в таком масштабе это вполне допустимо. Вблизи переразмеренность в глаза бросается, но с небольшого расстояние всё вполне пристойно.

МТБ-82Д-12.jpg

Ещё один лёгкий недочёт устраняется лёгким движением руки. Токоприёмники на модели не прижимаются к удерживающим крюкам-захватам, а свободно «парят» параллельно крыше. Лечится привязыванием «рогов» к крюкам тончайшей леской. Её почти не видно даже на крупной фотографии, но внимательный зритель может разглядеть тоненькие усики над захватами.

МТБ-82Д-13.jpg

У ЗиС-127 имитация заклёпок, конечно, выполнена поизящнее, хотя, тоже, конечно, с допущениями. Но это всё же смола, а не «православный» дайкастъ.

МТБ-82Д-14.jpg

Казалось бы, «родственный» ЗиС-154 от КБ на «братишку» совсем не похож. А больше похож на недоработанную болванку.

МТБ-82Д-15.jpg

МТБ-82Д-16.jpg

МТБ-82Д-17.jpg

Такая вот получилась модель знакового послевоенного троллейбуса у SSM. Не без недостатков, но вполне годная. Можно, конечно, выбрать МТБ от «Ультры», а то и от «Вектора» (на вкус и цвет все фломастеры разные). Но без МТБ-82 машинкам 40–60-х годов было бы грустно и одиноко.

МТБ-82Д-18.jpg

• Базовая модель: МТБ-82
• Предприятие-изготовитель: Завод № 82 Наркомата авиационной промышленности СССР, ЗиУ, Завод имени Урицкого
• Годы выпуска: 1946–1961
• Модификация: МТБ-82Д Завода имени Урицкого (ранний, с 1951 г.)
• Число мест: для сидения – 38, номинальная – 56, предельная – 86
• Мощность двигателя: 80 кВт
• Максимальная скорость: 55 км/ч
• Количество выпущенных троллейбусов: на Тушинском авиазаводе – 1400, на ЗиУ – около 5 тыс.
• Модель 1/43: SSM SSM4003 Троллейбус МТБ-82Д производства Тушинского Авиазавода

Tags: 1950-е, ssm, троллейбус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →