serg_z_spb (serg_z_spb) wrote in diecast_43,
serg_z_spb
serg_z_spb
diecast_43

Category:

Тема недель 52. Самый успешный двигатель Формулы 1

Я, наверное, единственный человек здесь, у которого нет ни одной модели Форда - ни европейского, ни американского. Тем не менее, машины с логотипом "Форд" в моей коллекции есть - это болиды Формулы 1 с моторами от этого производителя. И сейчас речь пойдет о "лучшем двигателе Формулы 1" - легендарном Ford-Cosworth DFV.

В 1966 году Ф1 перешла на новый стандарт дигателей - атмосферники объемом 3 литра. Колин Чепмен, руководитель "Лотуса", договорился с Кейтом Даквортом из Cosworth о разработке и производстве двигателей для его команды. Но Cosworth требовались немалые деньги, которых у Чепмена не было. Тогда в дело вмешался Уолтер Хейс - представитель Ford по связям с общественностью - он убедил Генри Форда второго вложить деньги за размещение своего логотипа на головках блока в качестве рекламы.

Но не только имя Форда досталось новому двигателю. За основу взяли блок от седана Кортина. Не беда, что там было всего 4 цилиндра - взяли 2 блока и соединили их в V-образную восьмерку и отлили ее не из чугуна, а из легкого алюминия. Так и родился Double Four Valve - "двойной четырехклапанный" (у мотора Кортины было по 4 клапана на цилиндр).

В 1967 году Лотус получил новые моторы от Ford-Cosworth, но из-за детских болезней и проблем с надежностью упустил титул. Но в квалификациях моторы Форд не проиграли ни разу. А в 1968 году Лотус, МакЛарен и Матра, оснащенные двигателями Ford DFV, заняли первые три места в кубке конструкторов. Всего в том году клиенты Ford выиграли 11 гонок из 12.



Одним из победителей был Йо Зифферт - гонщик из Швейцарии, выступавший на частном болиде Lotus 49. На нем он выиграл гран-при Великобритании, а по итогам сезона занял 7 место.



Итак, простой восьмицилиндровый мотор Ford оказался быстрее моторов Ferrari, Maserati, Honda и прочих, несмотря на большую мощнось последних. И понятно - он был и надежнее из-за своей простоты, и значительно легче, а также экономичнее двенадцатицилиндровых конкурентов. Также у  него был очень низкий центр тяжести. И из-за сложностей с прокладкой топливных магистралей Колин Чепмен поставил топливный бак перед двигателем - ровно в центре массы машины, из-за чего развесовка не менялась в зависимости от количества горючего в баке. Такое решение применяется и по сей день.

В 1970 году на смену Lotus 49 пришла модель 72 - первый болид Формулы 1 с традиционной ныне компоновкой - низкое переднее антикрыло, большое заднее, а радиаторы находились по бокам машины, а не спереди.



Лотус 72 - один из самых известных и успешных болидов Формулы 1. За 5 лет он принес команде 3 кубка конструкторов.



И на Лотусе 72 свой первый титул выиграл Эмерсон Фиттипальди.



Также 72й стал первым Лотусом в знаменитой ливрее John Player Special. А что Форд? А двигатели DFV так и продолжали доминировать в гонках аж до 1975 года.



В 1975 году Феррари усовершенствовали свой 12-цилиндровый оппозит, а также заполучили в команду Ники Лауду - он и взял титул. Но годом позже титул снова вернулся к Форду - благодаря Джеймсу Ханту и его McLaren M23. Также в 1976 году на старт вышел самый необычный болид Ф1 - шестиколесный Tyrrell P34, также оснащенный моторм Ford DFV.




Болиды с моторами Ford выигрывали титулы в 1978, 1980-82 годах, и могли мы продолжить свою победную серию, но им на смену пришли новые турбо-моторы, имевшие в разы большую мощность. В 1983 году DFV одержал последнюю победу в своей карьере, но титулы достались турбо-моторам: кубок конструкторов взяли Феррари, а в личном зачете победил Нельсон Пике на Brabham-BMW. К слову, начинал он свою карьеру в 1978 году на болиде с мотором Ford DFV:



Всего же на счету «золотого» двигателя и его разновидностей — 155 побед на этапах чемпионата мира. В конце первой турбо-эры Форд вернулись в Ф1 в качестве поставщика двигателей, но их новый мотор не смог повторить успехи предшественника. На его счету лишь один титул Михаэля Шумахера в 1994 году.
Tags: ford, lotus, mclaren, minichamps, quartzo, truescale miniatures, автоспорт, гонки, тема недели, формула 1
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments