Sirobius (sirobius) wrote in diecast_43,
Sirobius
sirobius
diecast_43

Category:

"Неубиваемые" немцы. Часть 1: Hanomag.



Здравствуйте, дорогие коллеги и читатели! С нового года пытаюсь осилить пост про двух, можно сказать, культовых немецких производителей тракторной техники. Сразу про обоих не получилось, поэтому начну с более известного и больше пересекающегося с автомобильной тематикой - Hanomag.

Условно Ганноверское машиностроительное Акционерное общество «Hannoversche Actien-Gesellschaft», сократившее впоследствии название до знакомого нам Hanomag, начало свою историю в 1871 году.

Предысторию же можно начать отсчитывать чуть раньше. В 1802 году в местечке Линден, тогда еще пригороде Ганновера, родился Георг Егерсторфф (Georg Egestorff), сын промышленника Иоганна Егерсторффа, начавшего свое дело в этих местах и основавшего несколько предприятий в области химии и металлургии, быстро превративших это поселение в крупный промышленный центр. Приняв, после смерти отца, в 1834 году дела он в 1835 году основывает компанию Eisen-Giesserei und Maschinenfabrik Georg Egestorff. В перечне производимого фирмой оборудования были паровые двигатели и котлы, а также другое промышленное оборудование. С 1846 года начинается производство паровозов. На фоне интенсивного развития железнодорожного транспорта дела у фирмы идут неплохо. Собственно производство локомотивов становится основным профилем фирмы. Всего же до 1931 года, когда будет выпущен последний ханомаговский локомотив, их будет произведено 10 764 штуки.

После смерти Егерсторффа, не оставившего наследника мужского пола, в 1868 году делами фирмы занимались его зять и коммерческий директор фирмы Альфред Хоугет(?) (Alfred Houget). В том же году наследники Егерсторффа продают машиностроительный завод крупному немецкому финансисту, железнодорожному магнату и авантюристу, Вефилю (Бетелю) Генри Штраусбергу. Предприятие пополнило его активы на не слишком долгий срок. "Железнодорожный король" Штраусберг, строивший железные дороги по всей Европе, один из богатейших немцев того времени, ввязался в крупную концессию в Венгрии, на которую не смог мобилизовать нужное количество специалистов, разбросанных по другим его объектам и здорово проигрывал по срокам и качеству работ конкурентам. Довершалось дело двумя факторами: во-первых биржевыми спекуляциями, характерными для Германии эпохи грюндерства; во-вторых попыткой Штраусберга построить концерн, который включал бы "полный набор" предприятий - от производства рельсов, до строительства локомотивов, не построив соответствующую размаху управляющую структуру. Из второго фактора вытекала необходимость личного контроля над большим количеством разнообразных сделок. В итоге накопившиеся неудачи в Венгрии привели сначала к падению стоимости их акций, а после неудачи в попытках разрешить эти проблемы Штраусберг и вовсе должен был признать себя банкротом. В итоге возник международный скандал, последствия которого после этого решали ещё 11 лет наиболее доверенные банкиры Отто фон Бисмарка. Вступление получилось долгим, но мы как раз подошли к 1871 году и основанию акционерного общества, от которого предприятие и ведет свой отсчет.

В 1905 году начинается автомобильная страница в истории предприятия: купив у концерна Крупп лицензию Ханомаг начал производство грузовых машин. Причем если я правильно понял, то до 1912 года это были паровые грузовики. Грузовики Ханомаг будет выпускать до 1977 года, с 1968 года делая это в совместном производстве под маркой "Hanomag-Henschel-Fahrzeugwerke GmbH". Нам, конечно, более известен знаменитый "Kommissbrot" - Hanomag 2/10. Помимо этой эпохальной повозки Hanomag до войны выпустил и несколько вполне приличных легковушек, но попытка наладить производство легковых машин после войны нельзя назвать удачными. Послевоенный прототип Hanomag Partner, выпущенный в количестве 20 экземпляров в серию так пущен и не был.

Опыты с производством сельскохозяйственной техники приведут к выпуску в 1912 году тяжелой конструкции: Hanomag WD Großpflug - большого самоходного плуга системы Wendeler-Dohrn (отсюда WD) с 15-литровым многотопливным двигателем выдававшем при работе на бензине 80 л.с. Эту 6-тонную машину, помесь культиватора и шарнирно-сочлененного трактора, будут производить до 1921 года. В 1921 году сделали похожую машину меньшего размера и мощности - Hanomag WD Kleinpflug (малый плуг), которую и строили еще до 1924 года. Мощность этой машины составляла уже 35 л.с. при объёме двигателя в 5,7 л. Нашел тут, пока копался, номер патента на систему: US 1182334 A (легко гуглится).

К 20-м годам эти конструкции уже считались архаичными - очевидным факт того, что необходимо начать выпуск универсального трактора стал после Первой Мировой войны. В 1919 году Hanomag выпустили гусеничные трактора Hanomag WD Z 25. Данные разнятся: где-то пишут, что в 1919 году уже начали выпускать серийные машины, а где-то, что в 1919 был выпущен предсерийный вариант Hanomag WD Z 20, а уже в 1920 начали выпускать WD Z 25. Буквы WD означают то же, что и у предыдущих тракторов, Z - тягач (Zugmaschine), а цифра - мощность в л.с. Развитием этой модели стал Hanomag WD Z 50, который стали производить в 1921 году. Любителям отечественного тракторостроения он должен быть известен, как прототип для отечественного трактора "Коммунар". Обе гусеничные машины выпускали до 1931 года. В 1924 году на основе WD Z 25 начали выпускать колесный вариант - R 26. R означало "колёсный трактор" (Radschlepper), цифра - то же, мощность в л.с. Трактор был, как и многие аналоги того времени, бескаркасным. В 1926 году их сменил вариант R 28/32 с доработанным мотором, выдававшем при том же литраже уже 28/32 л.с. Дробь в обозначении модели дает диапазон мощностей при использовании разных видов топлива: керосина, бензина и бензола. Возможной была установка разных видов колёс: сначала на выбор предлагали стальные или обрезиненные, а с 1929 года еще и с пневмошинами. Эта модель выпускалась до 1935 года в сельскохозяйственном варианте (вес 2,6 т, скорость до 8 км/ч) и как дорожный тягач (3,2т, 15км/ч).

1931 год ознаменовался выходом первого дизельного трактора Hanomag. Мера была во многом вынужденной - рынок отвоёвывали гораздо более экономичные дизельные машины от Deutz и Lanz. Первая появившаяся модель RD 36 (колёсный дизельный, Radschlepper Diesel) выпускалась в двух вариантах - сельскохозяйственном со стальными колёсами, и дорожного тягача с пневмошинами и другим набором передач. RD 36 стал родоначальником целого семейства достаточно удачных тракторов, а использованный на нем двигатель D52 (дизельный с рабочим объёмом в 5,195 л) с доведенной в 1933 году до 50 л.с. мощностью устанавливали на потомков до 1951 года. Без малого 20 машин этого семейства выпускались в сельскохозяйственном, промышленном исполнениях и в качестве дорожных и седельных тягачей. Машины оказались достаточно удачными и стали весьма популярны. Используя двигатель D 52 в 1933 году начинается параллельный выпуск гусеничных тракторов семейства K 50 (K - Kettenschlepper, гусеничный трактор). На их базе помимо сельхозтракторов начали производить дорожно-строительные машины, в основном бульдозеры. Забегая несколько вперед, именно это направление на сегодня является нишей фирмы, но уже в составе компании Komatsu.

Во время войны фирма весьма активно была задействована в военных заказах: знаменитые полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz. 251, полугусеничные же тягачи Sd.Kfz. 10 и Sd.Kfz. 11, производство "Пантер" и "Ягдпантер", вот неполный список производившегося на нужды немецкой военной машины техники.


Мы наконец подошли к первой модели поста. В 1942 году начинается выпуск ставшего своего рода легендой - трактора Hanomag R 40. Он стал для многих чуть ли не эталоном надежности и неубиваемости. До сих пор живо огромное количество этих машин. Особенно они популярны в южных землях Германии. В основном за столько лет они, конечно, теряют аутентичную конфигурацию (да-да, и там технику "уколхоживают", хотя в основном из чисто утилитарных соображений), но основные агрегаты остаются родными. Если посмотреть разные немецкие ретро-фестивали сельхозтехники, то пропорция будет примерно такой: 1/3 экспонатов - Hanomag, из которых процентов 80 - R40 и его производные; 1/3 так же популярные Lanz разных моделей; оставшаяся треть приходится на остальных. Сразу скажу, что ощущение субъективное, составлено по нескольким видео подобных мероприятий, так что сильно не пинайте, если что.



Немного о технических характеристиках. Трактор оснащался дефорсированным до 40 л.с. двигателем D52. В начале выпуска было 4 основных исполнения: A - пневмошины и электрический стартер; B - стальные колеса и электрический стартер; G и J оснащались бензиновыми стартерами и различались колесами - стальными и с пневмошинами соответственно. Варианты со стальными колесами в базовой комплектации поставлялись без крыльев и подножек. Пятискоростная КПП обеспечивала скорость до 18,7 км/ч. Трактор оснащался валом отбора мощности, на котором можно было получить до 35 л.с., а также шкивом для ременного привода внешних механизмов. Трактор также имел возможность изменения задней колеи с 1370 на 1450 мм, при постоянной передней в 1380 мм. Также на тракторе была принудительная блокировка дифференциала. С 1948 года стали выпускать трактора только двух модификаций - R 40 Standart, слегка доработанная версия R 40A, и R 40C в исполнении тягача, которые оснащались другой КПП и скорость которых возросла до 25 км/ч. Бабины устанавливались разные, вроде бы самым распространенным был вариант с ветровым стеклом и легким тентом сверху, но также встречались варианты и открытые, как представленная моделька, так и закрытая кабина для тягачей. Всего собрали 12270 тракторов всех типов. Помимо дизельных в 1943-1945 годах выпустили большое количество газогенераторных машин. Точное количество я не нашел, но в одном немецком источнике пишут, что многие газогенераторные после войны переделали в обычные дизельные и процент таких машин среди сохранившихся весьма велик. Под них сделали двигатель с новым блоком большего рабочего объёма D57 (5,702 л), что позволило сохранить мощность в 40 л.с. На основе этого блока на послевоенных дизельных двигателях получили мощность в 55 и даже 60 л.с. Трактор потяжелел с 3200-3500кг (в зависимости от комплектации) для дизельного до примерно 4т.
Наиболее любопытных за недостающими характеристиками как описанных, так и неохваченных моделей отошлю по ссылке в отличную немецкую энциклопедию по тракторам и другой технике. Есть и технические характеристики, и фото много, да и вообще есть что почитать/посмотреть.



На фото хорошо видно, что конкретно эта модель не оснащена шкивом для ременной передачи, На том же месте, где он может находиться сделана лебедка. По тем фотографиям, что я видел, встречаются как модификации с лебедкой или шкивом по-отдельности, так и с расположенными с обоих сторон редуктора отбора мощности одновременно.



Про саму модельку: хотел выложить её под новый год, так как это классический самому_себе_подарок и в тему недели вписывался. Но как-то все это дело подувязло. А нашел я модельку на Авито уже после всех валютных скачков за вполне приятные докризисные цены, ну а дальше всё понятно :) Добротный Schuco в лучших традициях. Из того, что больше всего понравилось - возможность укомплектования прицепом. То есть из тягово-сцепного можно вынуть палец и получить автопоезд. Причем пальцы вынимаются как в задней, так и в передних петлях.


Пример такой сцепки:


В общем мне все нравится, несмотря на некоторые дефекты сборки.

Теперь к модельке от UH. Послевоенных моделей слишком много, чтобы давать им всем характеристику, поэтому дальше будет только о Hanomag R28. Модель ведёт родословную от первой послевоенной разработки Hanomag - модели R25. Новый трактор строился уже как полурамный, с новой пятиступенчатой КПП. Выпускался в четырех основных исполнениях, отличавшихся в основном разными типами колес и устанавливаемыми двигателями. Первые модификации оснащались двигателями D19, в то время как поздние - D28. Этот двигатель в улучшенном варианте D28S и получил рассматриваемый нами R28. Модель получила также дополнительное исполнение: пропашной трактор со сдвоенным передним колесом и увеличенной задней колеёй - R28RC (от Row Crop). В качестве опции предлагалась дополнительная понижающая передача. Цифра в названии традиционно показывает мощность двигателя.



Подпись на модели отсылает нас к 1953 году - последнему году её выпуска. В1953 году модель сменяется более новой модификацией - R35. В то же время младшая модификация с трехцилиндровым двигателем R22 догоняет по мощности четырехцилиндровую модификацию предыдущего поколения.



Фотосессия получилась темноватой, уж извините. Самая хорошая цветопередача на "диагональных" фото. Очень характерный цвет для послевоенных Ханомагов.

В целом моделька - вполне симпатичная по мне журнальная копия.



Традиционное фото с "эталоном":


Семейный портрет:


С таким же "неубиваемым" конкурентом:


В качестве послесловия можно сказать, что после 50-х годов фирма Hanomag начинает здорово сбавлять обороты: одной из неприятностей стала неудачная линейка тракторов с двухтактными двигателями. Встречал также мнение, что причиной финансовых неприятностей предприятия стала несколько раздутая линейка моделей и большое количество модификаций, что привело к слишком большим производственным издержкам. Производство расходилось по частям, начиная с совместных предприятий и заканчивая полным выкупом направлений. Тракторное производство будет выкуплено в 1971 году фирмой Massey-Ferguson, после чего эта марка ушла с тракторного рынка. Строительно-дорожные машины продержались дольше, постепенно входя в состав Komatsu. За всю тракторную историю фирмы было выпущено около 250 тысяч тракторов Hanomag.
Всем спасибо! В следующий раз, если все сложится, будет пост про Lanz.


"Пап, а можно я тоже тележку покатаю?"
Tags: 1940-е, 1950-е, hachette, hanomag, schuco, universal hobbies, германия, трактор
Subscribe

  • Renault 4, Bburago 1:24

    Выпускавшийся с 1961 г. по 1992 г. Renault 4 был создан как автомобиль для людей с ограниченными финансовыми возможностями, такими как молодые семьи…

  • Теплый ламповый дайкаст

    Шарился на иБэйе и наткнулся на парня, продающего Матчбоксовские Models of Yesterday (не сложно, да). Да, 70-80е годы прошлого века, все как положено…

  • Magnum … Renault Magnum

    Из всех европейских грузовиков, наверное самый мой любимый и наверно необычный и харизматичный . Я уже как то выкладывал одного от Элигора, в цветах…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Renault 4, Bburago 1:24

    Выпускавшийся с 1961 г. по 1992 г. Renault 4 был создан как автомобиль для людей с ограниченными финансовыми возможностями, такими как молодые семьи…

  • Теплый ламповый дайкаст

    Шарился на иБэйе и наткнулся на парня, продающего Матчбоксовские Models of Yesterday (не сложно, да). Да, 70-80е годы прошлого века, все как положено…

  • Magnum … Renault Magnum

    Из всех европейских грузовиков, наверное самый мой любимый и наверно необычный и харизматичный . Я уже как то выкладывал одного от Элигора, в цветах…