serg_z_spb (serg_z_spb) wrote in diecast_43,
serg_z_spb
serg_z_spb
diecast_43

Category:

Тема недели 50. Brabham BT52 (Quartzo)

Долго думал, о чем написать в 50ю тему недели. 50 на 50 - что можно придумать? Юты типа Эль Камино или Ранчеро - не имею в коллекции, автомобили гибриды - оба уже показал здесь. И тут вспомнил - Формула 1! Нет, не та, что сейчас - в ней если и есть "50 на 50", то только если миллионов долларов. В моем посте речь пойдет о "славных старых временах", когда маленькие частные команды (в основном из Британии) объединялись с лучшими мотористами мира для того, чтобы построить чемпионский болид.

В начале 80х годов все беольше конструкторов стали использовать новые легкие и мощные турбомоторы вместо классических атмосферников - сначала Рено, затем Феррари и прочие. В 1982 году Гордон Мюррей, главный конструктор команды Brabham, заключает контракт с BMW. К слову, это будет не последнее его сотрудничество с баваским концерном - в начале 90х он снова использует их двигатели в британской машине - McLaren F1.



BMW, в отличие от Ferrari и Renault с их V6, использовали рядную четырехцилиндровую компоновку двигателя. В основу лег знаменитый М10 - мотор, который ставили на серийные BMW с 60х годов. Получившийся мотор М12 обладал огромной мощностью, однако надежности ему не доставало. Поэтому босс команды Берни Экклстоун выставил в сезоне 1982 года 2 болида BT50 с разными моторами - Нельсон Пике получил турбо-машину, а Рикардо Партезе достался болид с проверенным Ford DFV. Больших успехов в том сезоне добиться не получилось, но единственная победа Нельсона Пике убедила руководство команды продолжить сотрудничество с BMW.



Для сезона 83 года баварские инженеры не только поработали над проблемами с надежностью мотора, но и увеличили мощность. При максимальном давлении в 6 бар мотор M12/13 мог выдать до полутор тысяч лошадиных сил! Эти цифры - абсолютный рекорд Формулы 1, ни до, ни после и близко не было моторов с подобной мощностью, для остальных пределом была тысяча сил. Конечно, в таком режиме мотор не мог "прожить" долго, но пару-тройку быстрых кругов он работал исправно - а большего в квалификациях и не надо. Ну а вгоночном режиме мотор настраивали примерно на 700 сил.



Так куда же поставили этого монстра? Для того, чтобы избежать постоянных пробуксовок, Гордон Мюррей решил перенести основную массу болида на задние колеса. Частично из-за этого Brabham BT52 иимел характерную стреловидную форму. Ну и частично из-за того, что граунд-эффект в 83 году ушел в историю, и болидам больше нельзя было иметь широкие боковые понтоны с юбками для создания прижимной силы. Решение Мюррея позволило закрепить все элементы охлаждения - радиаторы и трубы - прямо на раме двигателя, что облегчало работу механикам: мотор можно было снять с шасси для замены вместе с системой охлаждения, не тратя время на слив и замену охлаждающих жидкостей.



Но остальная часть машины была не такой радикальной. Шасси было комбинированным - нжняя часть из аллюминия, верх из карбона, в то время как многие другие конструкторы полностью перешли на углеродное волокно. Передняя подвеска также не была инновационной - использовались двойные поперечные рычаги и система push-rod. Ну и для того, чтобы облегченный перед машины (помним - основная масса перенесена назад) имел достаточное сцепление с дорогой, машину оснастили массивным передним антикрылом.



Новая машина отлично подходила Нельсону Пике, и он выиграл первый гран при сезона. В последующих 7 гонках он 2 раза становился вторым и дважды финишировал на 4 месте. Хоть обновленный мотор BMW и был надежнее, но все равно отказы случались - в итоге 3 схода, и Пике уступил Алену просту лидерство в чемпионате. Ни команду Brabham, ни концерн BMW такое положение дел не устраивало - на гран-при Великобритании гонщики получили в свое распоряжение обновленный BT52B. Пике завоевал на нем 2е место, а Партезе сошел с дистанции. Но в следующих гонках удача вернулась к команде. Нельсон Пике выиграл 2 гран-при и дважды закончил гонки на третьем месте и в итоге оформил свой второй чемпионский титул. А Риккардо Партезе, дважды завоевав подиум, добавил очков команде в кубке конструкторов, что позволило Brabham занять почетное третье место.



Также BT52 известен как последний успешный Brabham. В следующих сезонах возросла конкуренция со стороны McLaren и Ferrari, а через несколько лет команду покинули нельсон Пике и Гордон Мюррей. В 87 году закончился контракт с BMW, и Берни Экклстоун продал команду. Новые владельцы не смогли вернуть Brabham в конкурентоспособную форму. В 1992 году финансовые проблемы стали настолько большими, что команду пришлось закрыть по окончании сезона.



Модель BT52 от Quartzo копирует машину Нельсона Пике. Учитывая простоту прототипа, модель имеет неплохую деталировку: в кокпите имеются приборы, неплохо сделана подвеска, аккуратно воспроизведена гоночная ливрея. Да и стоит эта модель немного - в интернете ее можно найти дешевле 20 евро. Вердикт - отличная модель для любителей формулы 1, британских гоночных авто и BMW.

Вот такая история о сотрудничестве немцев и британцев получилась. Не знаю, попал ли я в тему, но в моей коллекции больше нет моделей машин, соместивших в себе 2 истории. По крайней мере так успешно, как это было в случае с Brabham и BMW.
Ктати, тег Brabham отсутствует.
Tags: bmw, brabham, quartzo, гонки, тема недели, формула 1
Subscribe

  • Volvo 121 Amazon, Minichamps 1:43

    Шведский автомобиль среднего класса Volvo Amazon простоял на конвейере с 1957 г. по 1970 г. Т.к. торговая марка "Amazon" была запатентована немецким…

  • Mercedes-Benz 600 LWB (W 100), AUTOart 1:43

    Немецкий автомобиль класса люкс Mercedes-Benz 600 (W 100) простоял на конвейере с 1964 г. по 1981 г. В современной линейке Mercedes'а нет…

  • Ford Consul, Lledo Vanguards 1:43

    Показывать в песочнице Ford от Vanguards это все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром, или в Афины со своей совой (так говорят в Греции),…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Volvo 121 Amazon, Minichamps 1:43

    Шведский автомобиль среднего класса Volvo Amazon простоял на конвейере с 1957 г. по 1970 г. Т.к. торговая марка "Amazon" была запатентована немецким…

  • Mercedes-Benz 600 LWB (W 100), AUTOart 1:43

    Немецкий автомобиль класса люкс Mercedes-Benz 600 (W 100) простоял на конвейере с 1964 г. по 1981 г. В современной линейке Mercedes'а нет…

  • Ford Consul, Lledo Vanguards 1:43

    Показывать в песочнице Ford от Vanguards это все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром, или в Афины со своей совой (так говорят в Греции),…