Chaga (chaga) wrote in diecast_43,
Chaga
chaga
diecast_43

Categories:

Микроавтобус TV-35. Неясный сарай из Бухареста

Абсолютно непривычный отечественному глазу микроавтобус TV-35, вышедший в предпоследнем выпуске румыно-молдавской журнальной серии "Mașini de Legendă", имеет весьма оригинальный дизайн. И это мягко говоря. Собсна, именно по дизайну любой, кто хотя бы мало-мальски интересуется историей мирового автопрома, наверняка без труда догадается, где подобная машина появилась на свет. Вряд ли непогруженные в тему (например - я) назовут конкретное государство, но точно определят - перед нами представитель автомобилестроения одной из стран социалистического лагеря. Впрочем, а где еще могла сойти с конвейера подобная неведомая станина? Разве что в каком-нибудь Пакистане, но там все же заметно иной стиль.



Неизвестные консультанты этой забугорной журналки зачем-то подсуропили румынской редакции "ДеАгостини" название, которое не совсем точно отражает историю модели - RoCar TV-35. С таким шильдиком на решетке радиатора сходили с конвейера уже самые поздние, немногочисленные микроавтобусы и фургоны модели TV-35, основная же масса поступала на площадку готовой продукции под именем "Тудор Владимиреску" - модель 35.



Как я понял (хотя развивать свой кругозор в эту степь задачи не стояло), некто Владимиреску - такой полумифический персонаж румынской истории. Сравнение будет не очень удачным, однако для местного населения он что-то типа нашего Петра Первого или Тараса Шевченко у юго-восточных соседей. И само собой, ему в Румынии не только ставили памятники, но увековечили в названии румынского корпуса, воевавшего во время Великой Отечественной на стороне Союза, или вот - например - дали имя этому автозаводу в Бухаресте.



Нет смысла расписывать подробно будни бухарестского предприятия имени того самого Тудора. Во-первых, потому что вся инфа, конечно же, есть в этих наших интернетах. А во-вторых, кому он сдался, завод этот? Ну клепали потихоньку автобусы да фургоны. Поначалу - успешно, позже - не очень. Продукция широкого континентального распространения не получила, в СССР промышленными партиями не поставлялась, только штучно, хотя предприятие и было построено исключительно на советские деньги. Разве что воткну чутка любопытных фактов, давших толчок той инженерной мысли, чьим следствием в итоге и стала модель фургонов и микроавтобусов Tudor Vladimirescu 35.



Как часто случалось в истории социалистического автопрома, первые модели, собранные в корпусах только что построенного завода, не были оригинальной разработкой. Румыны, получившие советское финансирование, купили лицензию у немецкого MANа - состоявшегося и самодостаточного столпа автомобильной промышленности Европы. Вскоре тот же MAN передал в Бухарест еще два своих модельных проекта - городские автобусы средней вместимости (на 80 пассажиров) и большой вместимости (на 107 человек). Первый вышел с шильдой Roman-109UD, второй обозвали Roman-112UD.



Дальше же, взяв за базу уже освоенные немецкие лекала, автозавод имени TV начал штамповать собственные модели автобусов. И они получились вполне успешными - первый самостоятельный румынский пригородник TV-2R, первый же свой междугородник TV-7R с независимой передней подвеской, и годный городской сарай TV-2U. Как писал журнал "За рулем" в 1969 году, в социалистической республике Румыния "вдруг резко возникла потребность народного хозяйства" в машинах для доставки мелких партий грузов. Ну тут понятно - тонников и полуторатонников. И машиностроители из Бухареста сократили выпуск сносных автобусов, которые уступили половину ниток конвейера легким грузовикам и развозным фургонам на рамном шасси. Роковым для имиджа и популярности завода им. Владимиреску стало решение расширить перечень выпускаемой автопродукции на базе своих фургонов. Из грузовых полуторок нарубили микроавтобусы и кареты скорой помощи.


Источник: "Mașini de Legendă", "DeAgostini".

Для всего остального автопрома - бесспорно стандартный и понятный вариант развития заводской линейки, но именно после этого у румынских машиностроителей что-то пошло не так™. И это реально загадка. К концу 80-х фургоны и микроавтобусы бухарестского предприятия по наклонной скатились в унылое говно - как по дизайну, так и по качеству. Что справедливо и в адрес модели TV-35, представленной на фото.


Источник: "Mașini de Legendă", "DeAgostini".

Ненадежные, нелепой конструкции и внешнего вида, машины "Тудор Владимиреску" регулярно получали оплеухи даже от лояльной социалистической прессы, и, есессно, были трижды прокляты их владельцами, которые свой досуг проводили исключительно в положении лежа, но не на диване перед ящиком, а тупо под кузовом. Разве что румынская армия по государственной указке продолжала массово закупать фургоны TV, позволяя тем самым предприятию сводить концы с концами.


Источник: "Mașini de Legendă", "DeAgostini".


Источник: "Mașini de Legendă", "DeAgostini".

В 1990 году автозавод им. TV оказался на грани развала. Пытаясь обрезать шлейф дурной славы, руководство затеяло ребрендинг, переименовало завод в "Romanian Car" (отсюда и сокращение RoCar), но на качестве производимых машин смена вывески, ясен красный, никак не сказалась. Тем более, что с конвейера сходили все те же старые модели, проблемы которых знал наизусть любой румынский автолюбитель.


Источник: "Mașini de Legendă", "DeAgostini".

На заре - первоклассная продукция по зарубежной лицензии, в середине пути - освоение собственной линейки, на финише - крах соцлагеря, низкое качество, ребрендинг, бесконечные попытки найти себя в этом враждебном мире. Какая-то очень знакомая история, а? Собсна, вот у меня прям под боком стоит отечественный живой (пока еще) пример, прошедший аналогичный путь. Только масштабы сильно крупнее румынских.



Думаю, что для большинства соотечественников модель TV-35 действительно является неведомой зверушкой, хотя вот например у соседей в Саратове подобный микроавтобус TV работал маршруткой вплоть до 2009 года. Вроде бы он и сейчас жив, но с маршрута давно ушел. На моей же полке этот неясный сарай из румыно-молдавского партворка появился неспроста. Где-то до 2008 года у восточного торца родной многоэтажки почти такой же, но неходовой Tudor Vladimirescu 35 стоял в качестве голубятни. Это был именно микроавтобус, окна которого любитель голубей заколотил листами ДВП. Правда, не серого цвета, а бежевого, но ливрея на нем красовалась похожая. Те же синяя и красная полосы, разве что вензелем по борту они не сплетались.



Сам живу в противоположном конце дома, ближе к магистральному проспекту, и в глубине жилого квартала (там, где и гнил TV-35) бывал и бываю очень редко: друзья и родственники в тех домах не живут, социальные объекты отсутствуют, а за продуктами тамошние обитатели ходят в наш угол. Нет бы, ёпт, сходить да сфотографировать малоизвестную у нас румынскую машинку. Но это же жопу с кресла поднимать надо, а с этим, как известно, нередко возникают трудности. То завтра, то послезавтра, так и помер пожилой разводчик пернатых, а уже к концу того же года микроавтобус исчез в таинственном направлении.



Когда все-таки сунулся туда целенаправленно и с фотоаппаратом наперевес, то обнаружил на месте автоисторической голубятни модульный павильон "Свежее пиво". Сейчас, наверное, только в моей памяти невесть как приблудившийся на Средней Волге TV-35 и остался. Оттого решил увековечить эту небольшую память в недорогой масштабной копии. Да и пассажирский транспорт - тоже моя тема. В числе прочих.



Машинка в комплекте с журналом и правда оказалась недорогой. Досталась всего за 430 наших деревянных (ценник по состоянию на середину ноября 2014 года), а еще один выпуск серии "Mașini de Legendă", примкнувший к TV-35, получился и вовсе ненакладно - 370 полновесных и самых твердых на планете российских рублей. То есть фактически это розничная киосковая стоимость отечественных журнальных серий. В то время как сейчас румыно-молдавский партворк, равно и остальные европейские журналки, наши доморощенные барыги дешевле 750-800 целковых не продают. В связи с чем было крайне любопытно, какова рекомендованная цена моделек "MdL" в самих Румынии и Молдавии, если толкая их за бугор, тамошний молдаван продаван, которого я нашел на Молотке, в накладе не остается. Глянул в журнале РРЦ и в переводе на наши деньги оказалось 128 рублей. Сто двадцать восемь. Грёбанная экология, а.



За исключением мелочей сама моделька выполнена в "лучших" традициях кетайцев из PCT. Тем не менее, даже финальные, завершающие выпуски "Mașini de Legendă" проработаны сильно глубже, чем российские партворки. Особенно характерно это отразилось на мордочке. Головной свет хоть и имеет пресловутые "зрачки", удручающие вшений облик машинки, но они прозрачные, а не приметные черные как в отечественных сериях. Фары не просто с рефлектором, а еще и вставлены верно, в отличие, опять же, от наших выпусков.



Присутствуют вполне аккуратные декали - миниатюрные, повторяющие оригинальный стиль шильдиков, что очень оживляет масштабную копию когда держишь ее в руках. Светотехника - отдельными деталями. Дворники конечно толстоватые, хотя - черные, поэтому не настолько режут глаз, как если бы они были выкрашены серебрянкой или хромом. Зато - боковые зеркала. Это не серая краска, не серебрянка, а похоже все-таки фольга, потому что они - реально что-то там отражают.



И все же кетайские фабриканты не смогли изменить себе и честно протянуть стабильное качество через 80 с хвостом выпусков "MdL". Тотальный и беспросветный песдец облой: машинку, похоже, не просто измазали грязными кетайскими пальцами, а тупо окунули в знаменитое маслянистое говно. Кстати, не в курсе ли часом кто-нить, каким боком вообще эта слизь участвует в производственном процессе? Особенно тщательно безымянный узкоглазый сборщик обляпал говнищем лобовое стекло. Причем так старательно, что это видно даже на фото (обычно - нет).



Кишиневский продавец и еще раз выгодно отличился от многих отечественных барыг: журналку он отправляет в товарном виде - не вскрывает ни блистер, ни даже пакетик, куда все это барахло паковали в типографии. Мне достался экземпляр с бракованным левым зеркалом: его верхнее крепление было оторвано, а нижняя стойка выгнута перпендикулярно кузову под углом в 90 градусов. Как покрашена эта болванка - описывать не надо, передние углы кузова наглядно иллюстрируют.



На одном из модельных форумов кто-то жаловался на слишком узкие окна по бортам микроавтобуса TV-35. Мол, привыкли кетайцы заужать это дело на своих производственных формах, пошедших в российские партворки ("Волга"-сарай, финальный выпуск "Автолегенд СССР", тому свежий пример), и для румын-молдован тоже не удержались. Ну хз. На прототипе линия окон изначально высокая, это видно невооруженным глазом. Так что если кетайцы где-то с ней, с линией, и промазали, то на восприятие тех, кто никогда не видел живьем бухарестский оригинал, это обстоятельство не влияет.



Наполнение самого журнала лично мне понравилось. О качестве текста судить трудно, потому что румынским не владею, да и не самый простой это язык. Польский, к примеру, тоже не знаю, но это совсем другая история, и русскоязычный собиратель легко поймет значение примерно трети польских слов. По крайней мере мне в свое время не составило труда интуитивно заполнить пробелы между знакомыми словами в журнальчике из Польши, чтобы понять, о чем там был спич.



Структура наполнения издания соответствует той, что была в "Автолегендах" в лучшие годы этой серии. Подробная детальная фотосессия прототипа, исторические колонки по бокам, все дела. С той разницей, что румынская редакция "ДеАгостини" обошлась без рубрики, где авторы рассказывали о каком-либо фильме, в котором снимался автомобиль, ставший героем конкретного выпуска. Блок этот в "АЛ" был весьма спорный, и как по мне - так молодцы румыны. Весь остальной рубрикатор "Mașini de Legendă" - те же яйца, только в профиль. И да - на обороте журнала они предусмотрительно не анонсируют модель следующего выпуска, ибо недавно потенциальным покупателям объявлено, что каждый из них может стать последним в серии.



Прекрасно видно, что к румыно-молдавской модельке прилагается черный подиум. Вполне аккуратный и полочку с журналками он безусловно украшает, выделяя машинку на фоне своих интернациональных родственников, рожденных потугами PCT. Да и вообще люблю, когда плотные ряды с общеузнаваемыми советско-российскими легендами или просто знаковыми лично для меня машинками, разбавляют вот такие неведомые широкому кругу собирателей и любителей автоистории сараи, давно и безвестно канувшие в лету.



Такой румын.
Tags: автобусы, журнальные серии, румыния
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments