Sirobius (sirobius) wrote in diecast_43,
Sirobius
sirobius
diecast_43

Category:

Из истории немецких тракторов: Fahr.

Изучая историю сельскохозяйственной техники, как и автомобильной, можно построить несколько структур, напоминающих своеобразное генеалогическое древо. Есть несколько фирм, в основном небольших, а зачастую и отдельных изобретателей и энтузиастов, от которых начинают расти "корешки", сливаясь в более крупные корни - уже состоятельные предприятия, дальше идут поглощения, перекупка, объединения, пока все это не приходит к современным консорциумам, корпорациям и т.п. крупным структурам, из которых уже растут ветвясь линейки самых разноплановых машин.

Сегодня немного об одном из таких "корней", тянущемуся к одной из крупнейших на сегодня групп производителей сельхозтехники: SAME DEUTZ-FAHR - фирме Fahr.




История фирмы начинается в 1870 (по другим источникам в 1860) году, когда Иоганн Георг Фар (Johann Georg Fahr) основал её в Готтмадингене, в земле Баден-Вюртемберг, практически на самой границе со Швейцарией. Обучившись на механика Фар сначала проработал несколько лет на машиностроительном заводе в Раушенбахе (Rauschenbach), где впервые столкнулся с производством сельскохозяйственного оборудования. После возвращения в родной Готтмадинген он организовал производство измельчительных машин для корма. Они пользовались популярностью и продавались помимо Германии в соседней Австрии. Наращивая ассортимент за счет все новых видов сельскохозяйственных приспособлений фирма понемногу расширялась В 1892 году был пущен собственный чугунолитейный завод в городе Штоках. Примерно в это же время начинается выпуск собственных паровых двигателей для привода сельхозмашин. В конце 80-х годов XIX века начинается активная поставка из США различных сложных сельхозмашин, вроде косилок, молотилок, уборочных машин под различные культуры и другой подобной спецтехники. Приблизительно с 1895 года Fahr разрабатывали и налаживали выпуск собственных, адаптированных под немецкие условия новых типов машин. Продукция Fahr сыграла большую роль в механизации немецкого сельского хозяйства.

Иоганн Георг отошел от дел в 1903 году, передав управление детям (двоим сыновьям и двум зятьям). В 1911 году фирма преобразуется в акционерное общество.

Fahr F22 1938-1941 (Universal Hobbies для Hachette)



Первым трактором, выпущенным Fahr в 1938 году, стал F22. 22 - мощность двигателя в л.с. На F22 стоял двигатель F2M 414 от Deutz объёмом 2199 см³. Как я уже писал по индексации двигателей Deutz получаем основные характеристики: 2-цилиндровый с водяным охлаждением 4 серии с ходом поршня 14 см. Трактор комплектовался 5-ступенчатой коробкой передач, позволявшей получать скорости в пределах 3,2-19 км/ч. По конструкции он весьма схож с другими тракторами того времени: бескаркасный с литыми картерами коробки передач и остальной трансмиссии, образующими силовой остов. Валы отбора мощности сзади и с правой стороны. Правый ВОМ оснащался шкивом для привода внешних механизмов. Масса составляла 1800 кг. Выпускали их до 1941 года и сделали 450 штук. С 1940 года начался выпуск усовершенствованной модели T22. Чем она отличается я не нашел - двигатель тот же, характеристики практически такие-же. Вроде-бы снизили высоту центра тяжести машины.



Выпускали T22 до 1942 года и произвели 907 штук T22 и 217 штук версии T22/2. Начиная с 1941 года и до 1944 Fahr, в соответствии с планом Шелла, регулирующим производство авто- и мототехники, перешли на производство газогенераторных тракторов HG 25. Если я правильно понял, то помимо главных целей - уменьшения номенклатуры используемого транспорта и основных запчастей, а также распределение конкретных типоразмеров производимых машин по предприятиям, планом предусматривалось максимальное использование вспомогательных видов топлива из-за проблем с нефтяными видами топлива в военной Германии. Буду рад дополнительной информации в комментариях. Двигатель Deutz GF 2 M115 рабочим объёмом 3980 см³ выдавал 25 л.с. Остальная механическая часть в основном осталась прежней.



С довоенными разобрались, теперь послевоенные.

Во время войны предприятие выпускало боеприпасы и танковые двигатели Maybach. В 1945 году завод был частично разрушен бомбардировками. Насколько он пострадал я не нашел, но новые модели начали выпускать с 1948 года. Это была линейка тракторов под индексом D. Как и до войны следом шел цифровой индекс с указанием мощности в л.с. Диапазон мощностей составлял 12-60 л.с. С 1953 года индекс стал означать примерный рабочий объём двигателя в сантилитрах. Помимо этого в конце часто ставились дополнительные литеры: A обозначала механические передачи собственного изготовления; H - не совсем понял, кажется увеличенные колеса (Hochradausführung); L - исполнение с двигателем воздушного охлаждения; N - новые модели с теми же параметрами; P - исполнение с портальными мостами; S - "скоростная" версия с другим набором передач; T - трактор-тягач; U - реконструированный трактор; W - двигатель с водяным охлаждением. Как пример рассмотрим двух поздних представителей этой серии в виде моделей от главных производителей тракторов в 43 масштабе.

Fahr D 177S 1959–1961 (Schuco)



Скоростная версия появившегося годом раньше Fahr D 177. На трактор устанавливался 4-цилиндровый дизельный форкамерный двигатель OM636 VI-E от Daimler-Benz. Рабочий объём 1767 см³, мощность 34 л.с. Коробка передач Typ A208 от ZF имела 8 прямых и 4 обратные ступени. В обычном исполнении трактор разгонялся до 19,6 км/ч, в "скоростном" - до 28,3. Построили их соответственно 1743 штук обычных D 177 и 5830 штук D 177S.



Исполнение от Schuco как всегда ажурно и полно приятных мелочей: травленые решетки, цепочка, проработанная оптика. Честно говоря боюсь брать в руки - пару неосторожных воздействий уже приложил и кое-что пришлось подклеить. Сегментная косилка закрыта кожухом, который держался на полиэтилене. после срезания оного посадил на маленький кусочек двустороннего скотча.



Fahr D 180H 1954-1959 (Universal Hobbies)



Один из наиболее популярных тракторов Fahr за всю их историю. Оснащался дизельным двухцилиндровым двигателем Typ AKD 12 Z (позже AKD 112 Z) от фирмы MWM. Двигатель рабочим объёмом 1810 см³, оснащенный топливной аппаратурой Bosch, выдавал 24 л.с. и разгонял трактор массой 1425 кг до 20 км/ч. За 5 лет выпуска собрали 8500 машин.



Модель от Universal Hobbies сделана попроще, но вживую на мой непритязательный взгляд не сильно проигрывает Schuco. Обе модели оснащены весьма распространенным навесным оборудованием - сегментными косилками.



Фото с "Золотым эталоном":


В завершение еще немного из истории Fahr.
В 1951 году Fahr на сельскохозяйственной выставке в Гамбурге представили первый в Германии зерноуборочный самоходный комбайн, серийный выпуск которого они начали в следующем году. В 1952 году был открыт филиал в Аргентине. В 1958 году Fahr расширяет сотрудничество с фирмой Güldner, у которой они до этого закупали двигатели для своих тракторов. Güldner до этого также выпускали собственные трактора. Объединив усилия они начали выпускать практически идентичные модели, отличавшиеся по большей части технологическими решениями и кузовными исполнениями. В 1961 году начался процесс постепенного поглощения Fahr концерном Klöckner-Humboldt-Deutz (KHD). В 1961 году они выкупили 25% акций, в 1968 они выкупают контрольный пакет, а в 1975 году полностью выкупили фирму. С тракторного рынка марка Fahr ушла в 1962 году. Марка остается у комбайнов, и в этой области фирма может похвастаться первыми немецкими комбайнами с гидростатическим приводом, увидевшими свет в 1965 году. Тракторам имя вернулось уже в связке Deutz-Fahr в 1968 году как название сельскохозяйственного подразделения KHD. Попутно было поглощено старейшее немецкое предприятие по выпуску молотилок, комбайнов и др. оборудования Ködel & Böhm. В 1995 году их выкупит последний на сегодня владелец, итальянская группа компаний SAME, но бренд сохранит. Завод в Готтмадингене выпускал сельхозмашины Deutz-Fahr до 1988 года, когда перешел в собственность голландской компании Greenland. В 2006 году завод был закрыт и сегодня там что-то вроде технопарка для нескольких мелких и средних предприятий.

Спасибо за внимание!
Tags: 1930-е, 1950-е, schuco, universal hobbies, германия, трактор
Subscribe

  • BMW E30, Maxichamps 1:43

    Наверное один из самых ожидаемых выпусков года. Новость о более не открывающемся капоте уже разошлась среди собирателей. Теперь можно смотреть…

  • Porsche Cayman S (981c) "Schnappi", Minichamps, 1:18

    :-) Эта песня про "маленького крокодила Шнаппи" (от немецкого schnappen, хватать) стала в 2005 г. хитом года в Германии, продержавшись 16 недель…

  • "Новый Пятисотый". Fiat Nuova 500 (500 L), Minichamps 1:18 ("Minichamps Car Collection")

    Новым он был конечно лишь по сравнению с совсем старым, по сравнению с совсем новым он конечно старый. Версия 500 L была "лакшери" вариантом,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments