pumbars (pumbars) wrote in diecast_43,
pumbars
pumbars
diecast_43

Category:

КСП-76 (ГАЗ-68) - Работа над чужими ошибками.


Немного профильной темы к Дню Победы. :) Сборка из КИТа того же автора, что и БТР-152.
Для начала о прототипе: (Статья взята целиком и без изменений с сайта http://www.aviarmor.net (http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/ussr/ksp76.htm)

КСП-76 (ГАЗ-68)

Общевойсковая самоходная артиллерийская установка

Согласно полученному от Главного Артиллерийского Управления РККА технического задания на разработку общевойсковой САУ (проект ОСА)
специалисты Горьковского автозавода разработали один из самых интересных проектов самоходки времен Великой Отечественной войны.
В противовес КБ завода №38, где в качестве основы был выбран легкий танк Т-70, группой инженеров ГАЗа под общим руководством ведущего
конструктора В.А.Грачева была спроектирована САУ на шасси полноприводного автомобиля ГАЗ-63.

Работа над машиной повышенной проходимости началась ещё в апреле 1938 г., когда на рассмотрение был представлен первый эскизный проект. Почти одновременно прорабатывалось несколько вариантов двух- и трехосных грузовиков с колесной формулой 4х4 и 6х6, правда их большая часть осталась только в виде опытных образцов.

Первые два прототипа были построены в марте 1939 и декабре 1940 года, успешно прошедших испытания. С началом войны дальнейшее развитие проекта было приостановлено, поскольку все усилия сосредоточили на выпуске серийной продукции. Вновь о ГАЗ-63 вспомнили только в 1943 г., когда на совещании конструкторов автомобильной промышленности у Сталина главный конструктор ГАЗа А.А.Липгарт доложил о наличии в опытном экземпляре полноприводного автомобиля повышенной проходимости, основные показатели которого были не хуже, чем у аналогичных иностранных машин. В ноябре того же года был собран новый прототип ГАЗ-63, отличавшийся кабиной, почти целиком заимствованной у автомобиля Studebaker US6-62, Г-образными крыльями и решетками перед фарами. Несколько ранее, в августе 1943 г., шасси более раннего прототипа было выбрано для создания САУ, первоначально получившей обозначение “изделие 63-СУ”, а затем ГАЗ-68.


Перед конструкторами, помимо основных показателей, стояла задача максимально облегчить обслуживание машины и её серийный выпуск, так что выбор в пользу автомобильного шасси был частично оправдан. В разработке САУ, помимо В.А.Грачева, приняли участие не менее талантливые инженеры: И.В. Гавалов, А.Л. Иванов, Б.Д. Кирсанов, И.Г. Шимановский и другие. Согласно официальным данным предварительный вариант компоновки начали прорабатывать 19 октября 1943 г. и уже к концу года был построен деревянный макет самоходки, переименованной к этому времени в КСП-76 (колесная самоходная пушка калибра 76 мм). Руководство ГБТУ РККА, поначалу относившееся к проекту ГАЗа довольно скептически, быстро убедилось, что колесная самоходка может получиться не хуже гусеничной и 7 февраля 1944 г. проект получил официальное одобрение.

Не дожидаясь, пока будет готов полный комплект рабочих чертежей, в сборочные цеха стали передавать техническую документацию, что отчасти позволило сэкономить время при сборке первого прототипа. Спустя три месяца, 4 мая 1944 г., опытный образец КСП-76 был полностью готов. Бронекорпус самоходки, разработанный инженерами Ю.Н.Сорочкиным и А.Н.Кирилловым, не имел крыши боевого отделения, но его листы устанавливались под рациональными углами, что надежно защищало экипаж от крупнокалиберных пуль и осколков. Полная масса корпуса составила 1140 кг. Основное вооружение КСП-76 состояло из 76,2-мм дивизионной пушки ЗИС-3 с углом наведения по горизонтали 37°, по вертикали – от -3° до +15°. Орудие установили в корпусе максимально низко, чтобы снизить высоту машины и одновременно увеличить устойчивость самоходки при стрельбе. Компоновка боевого отделения была следующей. Орудие размещалось по оси машины, справа от которого находилось кресло водителя, слева – командира-наводчика, позади него – откидное сиденье для заряжающего. Наблюдение за окружающей обстановкой велось смотровые пуленепробиваемые приборы в корпусе, а также при помощи командирской панорамы. Командир дополнительно выполнял обязанности радиста – перед ним в особой нише была установлена радиостанция 12-РТ.

Для КСП-76 был выбран карбюраторный двигатель ГАЗ-202 мощностью 85 л.с., который также использовался на легком танке Т-70. Силовой агрегат устанавливался в кормовой части со смещением на 276 мм вправо от оси машины. Слева от двигателя, в специальных изолированных отсеках, разместили топливный бак на 140 литров и основную часть боекомплекта из 58 снарядов.

Коробка передач оснащалась механическим дистанционным управлением. Привод тормозов также был механическим. Связь двигателя с ведущими мостами осуществлялась через три карданных вала с двухступенчатой коробкой передач. Привод на передние колеса был постоянным, на задние – отключаемым. Жесткие мосты с шириной колей 1700 мм крепились к лонжеронам, приваренным к корпусу, на четырех рессорах с гидроамортизаторами. На самоходке использовались пулестойкие односкатные шины большого диаметра с грунтозацепами.

В таком виде КСП-76 была представлена на заводские, а затем на сравнительные испытания с ОСА-76, проходившие весной-осенью 1944 г. Поначалу артиллеристы отдавали предпочтение колесной самоходке, обладавшей лучшими эксплуатационными качествами. Основные ходовые характеристики тоже были высокими – при полной боевой массе 5430 кг машина могла развивать скорость до 77 км\ч, а также преодолевать брод глубиной до 0,9 м и подъём 30°.

Правда, очень скоро мнение о КСП-76 изменилось. По сравнению с гусеничной ОСА-76 колесная САУ обладала худшей проходимостью по мягкому и рыхлому грунту. Кроме того, выявилась недостаточная остойчивость при стрельбе. По результатам испытаний для дальнейшего развития и внедрения в серийное производство выбрали ОСА-76. Работы над КСП-76 были прекращены в ноябре 1944 г., а единственный экземпляр был в дальнейшем передан танковому музею в Кубинке, где он находится до сих пор.

Источники:
М.Свирин. "Самоходки Сталина Сталина. История советской САУ 1918-45 гг." Изд."Яуза", "Эксмо". 2008
Е.Прочко "Самоходка на колёсах". (Техника-молодёжи №8, 1983 г.)
Г.Л.Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998


А теперь про КИТ.

Куплен он был на "зелёном" форуме аж за полторы тыщи рублей (+250 пересыл). В принципе после 152 я был готов к чему угодно, так что даже увиденные косяки не пугали, очень уж хотелось мне "Горыныча".
(в цикле книг Андрея Круза "Люди Великой Реки" есть упоминание о существовавшей в той альтернативной реальности похожей машины, носившей название "Горыныч", так что я своего так же окрестил :) ) связался с продавцом и через две недели КИТ был у меня.

Так выглядит готовый КИТ авторской сборки:









Автор этих четырёх фото - vanamingo-nn

Итак, кит был разложен, сверен с имеющимися фотографиями. Стало ясно, что много чего не так. Самый главный косяк был в планировке БО, например заряжающий сидит не слева а справа, а оперативный БК соответственно расположен слева, плюс с полом БО было явно что-то не то, отсутствовала выпускная и карданы мостов, уходящие в раздатку, растущую посередине корпуса малость напрягали.
Нужда хоть в каких-то в фотоматериалах вывела на форум 35-х моделистов panzer35.ru, где обитал собрат по выбранной жертве, Константин capatov, у которого имелась весьма подробная фотосессия обитающей в Кубинке самоходки, коими он и поделился, за что ему огромная благодарность. ;)

Первым делом было решено заменить исходные колёса на что повеселее, так как они были мягко говоря корявоваты (диск - копия колёс Шишиги, шины - отстойный самодел). Так как нужных пятидырчатых дисков я ни на чём доступном мне не нашёл, решил установить более подходящие по размеру колёса от ГАЗ-62 из "Автолегенд СССР". При этом подверглись перепилу оба моста (так как повторилась история с БТР-152, и высверлить полуоси не получилось), потому разобрал и заменил чулки полуосей на трубочку.



двигатель с колоколом сцепления и КПП взят из безжалостно распиленной автотаймовской буханки.



Попутно добавлен лонжерон моторного отсека



В обнимку с "младшим братом", БТР-40



В итоге новый пол БО был изготовлен из картона, с более-менее похожими выступами (это кожух КПП).
Попутно отбраковывались некоторые детали вроде руля, который с трудом влазил в БО, фары, показавшейся наоборот мелковатой (на фото уже стоит фара от БА-20 из Автолегенд СССР).



Горыныч плавно обрастал детальками...



Над топором думал долго.. по уму его надо бы развернуть обратной стороной.. но увы, отливка этого не позволяла.
Три раза переклеивал всяко вертя, в итоге он сломался и был заменён на аналогичную деталь от ГАЗ-61-417 которая увы, оказалась сделана такой же стороной.



Выпускная система получилась вот такой. С фотками её не богато, и у меня есть подозрение что я накосячил со стороной на которую она выходит.. ну пусть так, вроде выглядит логично.



Вместо отлитых вместе с корпусом воздухозаборников моторного отсека сделал отдельные из бумаги в правильном количестве. Помятенько выглядят, но так даже жизненнее :)
подножки так же срубил и сделал свои, потоньше. приборная панель, урезанная и покрашенная взята от ГАЗ-61-417 (Наш Автопром)



Оправки для изготовления предохранительных ограждений затвора. (деактив, если что, господа из полиции могут выдохнуть :)) немецкий винтовочный 7.92 1934г. и ТТ-шный 7.62 1943г.
Богата земля Новгородская копаниной, увы... "Эхо войны" однако! Штатное ограждение (внизу справа) было мало того что здоровое, так еще и гнутое.




Добавлялись недостающие органы управления согласно Костиным фотографиям... Приборная панель все от того же 61-417



С длиной ограждения я несколько косякнул, позднее оно укоротилось до приемлимых величин





Антенна - котовый ус, скатка тента взята из набора Скаута М3 от Звезды











Струбцину-фиксатор ствола орудия в транспортном положении пришлось мутить самому. В комплекте её нет.















Так как делалось всё урывками между работой (ушло больше года, хоть и с кучей параллельных проектов), но я всё же закончил Горыныча.
Конечно с мастерами мне не тягаться, особенно в плане покраски, но с учётом условий труда, результат меня устраивает.

Для представления масштабов, совместное фото с ИСУ-152..



И с немецкой Пумой Sd.Kfz.234/2



PS Поздравляю всех с Днём Победы в Великой Отечественной Войне!
Tags: 1940-е, военная техника, газ, конверсия, кустарщина, ссср
Subscribe

  • GRT Grasser Racing Team. Lamborghini Huracan GT3 от Spark.

    Через некоторое время после релиза своей первой модели Lamborghini Spark выпустил гоночные Хураканы в других цветах. В том числе и второй экипаж…

  • G-Drive 2020. Аурус 01 (Spark)

    Продолжаю традицию каждый год покупать модельку Ореки 07 под номером 26. С 2017 года команда G-Drive выступает на этой машине, только пару лет назад…

  • айнц цвай полицай

    2020 хоть и был и говном, но был и позитив. жена сделала супер подарок https://auto-daily.livejournal.com/1563442.html я решил по пути домой заехать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • GRT Grasser Racing Team. Lamborghini Huracan GT3 от Spark.

    Через некоторое время после релиза своей первой модели Lamborghini Spark выпустил гоночные Хураканы в других цветах. В том числе и второй экипаж…

  • G-Drive 2020. Аурус 01 (Spark)

    Продолжаю традицию каждый год покупать модельку Ореки 07 под номером 26. С 2017 года команда G-Drive выступает на этой машине, только пару лет назад…

  • айнц цвай полицай

    2020 хоть и был и говном, но был и позитив. жена сделала супер подарок https://auto-daily.livejournal.com/1563442.html я решил по пути домой заехать…