Georgy Chernyshyov (dobryv0lshebnik) wrote in diecast_43,
Georgy Chernyshyov
dobryv0lshebnik
diecast_43

Categories:

Спортивные легенды МЗМА

Советский автоспорт. Конечно, с мировой точки зрения он был ничтожен. Но он был. По началу, отверженный властью, автоспорт считался бесполезной тратой бензина и опасным лихачеством, но уже в конце 30х годов произошел пересмотр приоритетов, возникли первые официальные организации, стали проводиться линейные рекордные заезды и шоссейные соревнования, а вместе с ними появились и первые советские спортивные автомобили. И это был настоящий советский спорт.

Держалось всё, в основном, на энтузиастах. Спортсменам-любителям, желающим выступать на самостоятельно подготовленных автомобилях, чтобы быть допущенными на соревнования, приходилось приписываться к какой-либо автобазе или таксопарку, и за него выступать. Но были и профессионалы. Они работали при различных НИИ и на автозаводах, где существовали лаборатории спортивных испытаний, водителями-испытателями. В этих лабораториях на базе серийных создавались уникальные машины, и в этом посте речь пойдёт о первых спортивных автомобилях Московского Завода Малолитражных Автомобилей.

IMG_1642+


Москвич-404 Спорт
Автомобиль был построен в единственном экземпляре в экспериментальном цехе МЗМА в 1954 году. Конструктором автомобиля был начальник экспериментального цеха и энтузиаст автоспорта И.А. Гладилин, в последствии создавший линейку спортивных москвичей серии "Г". Несмотря на то, что машина имела ярко выраженную спортивную внешность, она базировалась на узлах и агрегатах серийного "Москвича-401". Низкий открытый кузов был несущим. Его изготовили вручную без применения штампов. Дверей как таковых не было. Садясь в машину, перешагивали через борт.

IMG_1653+

Для этого автомобиля в конструкторском бюро МЗМА под руководством И.И.Окунева был разработан экспериментальный верхнеклапанный двигатель модели «404» с полусферическими камерами сгорания. Имея рабочий объем 1074 куб. см, двигатель развивал мощность 38 л.с. при 4200 об/мин. На этот мотор были установлены четыре мотоциклетных карбюратора — по одному на каждый цилиндр. Мощность двигателя выросла с 38 до 55 л.с., максимальная скорость автомобиля составляла 147 км/ч. В 1957 году на машину был установлен форсированный предсерийный двигатель "Москвич-407" рабочим объемом 1358 куб. см. и мощностью 70 л.с. при 4600 оборотов в минуту. С этим двигателем автомобиль развивал скорость 156 километров в час.

IMG_1679+

IMG_1677+

В 1954 г. на "Москвиче-404-Спорт" Л.Гивартовский и В.Веселов стали серебряными призерами чемпионата СССР, а в 1957-1959 годах «Москвич-404-Спорт» три года подряд становился золотым призёром чемпионата СССР: в 1957 году – Е.Веретов и Е.Цыплаков, в 1958 году – А.Терехин и Ю.Федотов, в 1959 году – А.Терехин и В.Кочетков.
«Москвич-404-Спорт» принимал участие в кольцевых и ипподромных гонках по 1964 год включительно. В 1965 году автомобиль был списан и утилизирован.

IMG_1681+

IMG_1674+

Модель автомобиля "Москвич-404-Спорт" в конце минувшего года выкатила на полки магазинов питерская DIP-Models. Собрана аккуратно, на прототип, если сравнивать со старыми фотографиями, вполне похожа. Правда, для меня есть некоторые спорные моменты. Во-первых, есть сомнение в исторической достоверности: я нигде не смог найти фотографии этой машины со стартовым номером 12 и колпаками на колёсах. Я не спорю, возможно такой и был, но вариант получается слишком малоизвестным. Тем временем, DIP уже анонсировали модель этой машины времен её расцвета и побед - уже в привычном, знакомом по старым снимкам и рисунку Захарова варианте, без колпаков и с дугой безопасности. Видимо, рассчитывают, что собиратели дважды поставят на полку модель одной и той же машины, и выпусти они сначала вариант 58-59 годов, то этот уже никто бы не купил. Во-вторых, исполнение: серебрянка на стойках ветрового стекла при общей ажурности очень портит вид. Весьма спорный чёрный полуглянцевый салон не понравился вовсе, а на торпедо ясно видны присутствующие на форме, но не окрашенные на модели "слонячий" шильдик между циферблатами и замок зажигания. Кстати заметим, что на модели два рычага КПП, на руле и на полу:)

IMG_1702++

Как можно было сделать такой салон на модели открытой машины, где всё на виду? Зато педали окрасили, которых не видно, как ни крути. Но это совершенные мелочи, и в целом моделька мне понравилась.

IMG_1637+

Москвич-407 Купе
Спортивный автомобиль конструкции И.А.Гладилина и Л.М.Шугурова, построенный в двух экземплярах на МЗМА в 1962 году, был одной из самых совершенных кузовных гоночных машин тех лет. Исходный материал взяли с конвейера. Кузов максимально облегчили. Не меняя общих габаритов, оставили только передние двери, плавно изогнули заднюю часть крыши и сопрягли её с задними крыльями. Сиденье оставили только переднее, ни каркаса безопасности, ни ремней не было и в помине.

IMG_1666+

Переднюю подвеску опустили, укоротив пружины на 1,5 витка. Стабилизатор поперечной устойчивости изготовили из прутка большего сечения. Задок машины тоже опустили до минимума, установив между рессорами и балкой моста деревянную вставку. Длинные стремянки изогнули из прутка и закалили в масле. Тормоза оставили прежние, в коробке и мосте изменили передаточные отношения. Машины имели форсированные двигатели (аналогичные применявшимся на болидах «Москвич-Г3»), получившие поршни с выпуклым днищем, головку цилиндров с изменённой формой камеры сгорания (степень сжатия- 9,5), специальным гоночным распредвалом и четырьмя мотоциклетными карбюраторами К-99. Мощность двигателя составила 77 л.с. при 5500 об/мин, максимальная скорость - 145 км/ч. В 1965 году место под капотом занял новый двигатель модели "408" объемом 1358 см. куб., впервые в истории отечественного автомобилестроения оснащенный двумя сдвоенными горизонтальными карбюраторами "Weber-40DCO". Мощность возросла до 81 л.с. при 5600 об/мин), скорость составляла 152 км/ч.

IMG_1667+++

Автомобили "Москвич-407-Купе" участвовали в кольцевых и ипподромных гонках. В 1962 г. Э.Лившиц, выступая на нём в Чемпионате СССР, стал бронзовым призёром, а в 1963 г. - взял золото.

IMG_1668+

IMG_1669+

Модель производства мастерской "Уральский Сокол" (кит-комплект собственной сборки). За основу мастерская брала хорошо знакомый всем нам вариант москвича 407/403 от PCT. Изначально, поставив себя перед муками выбора модели 407-купе, расклад был следующий: готовые модели предлагались конторами DeCV и Vector-models, обе представляли из себя жуткие кривульки, далёкие от оригинала. В качестве кит-комплектов, модели от Старт-43 и от Уральского Сокола. Последний показался мне наиболее правильным, его и взял. Все четыре упомянутых сделаны на основе моделей PCT. Что касается сборки кита, то сейчас, по прошествии двух лет, я конечно, сделал бы многое иначе, но тогда я мало представлял что-либо о фольге и многих других модельных технологиях. Но в целом результат меня радует :)

IMG_1631++
Tags: 1950-е, 1960-е, dip, автоспорт, азлк (ким-мзма), москвич
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments