История популярного микроавтобуса (а Nysa до сих пор эксплуатируется в Польше как атрибут темного социалистического прошлого) началась в маленьком городе Ныса, на мебельной фабрике «Zachód», с 1946 года производившей в основном больничные койки, тумбочки, сейфы и металлические шкафчики. В 1951 году было принято высочайшее решение перепрофилировать фабрику под производство кузовов для грузовиков Lublin 51 и Star 20 — разрушенная войной страна остро нуждалась в грузовом транспорте. На реконструкцию предприятия в послевоенной Польше ушло немногим более года — в 1952 году не смотря на острейшую нехватку оборудования был запущен т. н. «цех D». На церемонии открытия были продемонстрированы первые 15 фургонов на базе ГАЗ-63.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
По мере ликвидации разрушений, постепенно встал вопрос о нехватке малых грузовых автомобилей для «доставки товаров населению» — громоздкие и прожорливые «Стары» и ГАЗы (они же «Люблины») для этого подходили мало, а легковые авто были все же недостаточно вместительны. В 1957 году перед двумя производителями — FSO в Варшаве и FSD (так стала называться новая автофабрика) в Нысе — была поставлена задача разработать автомобиль грузоподъемностью до 1000 кг. Важным условием было максимальное использование узлов легковой «Варшавы».

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Проект, предложенный «мебельщиками» посчитали более удачным и производство было решено развернуть в Нысе, а консультировать нового автопроизводителя были направлены инженеры с Люблинской FSC, в 1956 году начавшей производство легкого развозного автомобиля Zuk.
В 1958 году FSD произвела первую партию из 314 фургонов с индексом N58.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
К началу 60-х годов пассажирские и грузовые версии Nysa начали активно поставляться на экспорт, в том числе в такие экзотические страны как Камбоджа, Вьетнам,Турция и Гана. Специально для рынка с жарким климатом на базе модели N61 был разработан экспортный вариант микроавтобуса с индексом N61M Tropic, отличавшийся двойной крышей, хромированными вентиляционными решетками на бортах, усиленным охлаждением двигателя и, как это было принято у соцпроизводителя, более высоким качеством сборки и отделки. Так же в стандартную комплектацию входили радиоприемник и козырьки над лобовым стеклом.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Модель микроавтобуса Nysa N61M Tropic произведена всем знакомой компанией PCT для всем знакомой польской журнальной серии Kultowe Auta Prl-u. Произведена со свойственным производителю букетом огрехов — например, не смотря на довольно неплохо проработанное дно модели, у выхлопной системы отсутствует глушитель, дворники отлиты вместе со стеклом и даже не окрашены, размер колес явно превышает пропорции. С другой стороны, мне попался комплектный экземпляр, не обезображенный пятнами клея, а уже одно это, сами понимаете, приятно.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Модель была приобретена в июле сего года, на Маршалковской улице в Варшаве, в газетном киоске по рекомендуемой цене 26 польских злотых, что соответствует примерно 270 рублям.
Ну и фото прототипа, как полагается.

Посмотреть на Яндекс.Фотках