Chaga (chaga) wrote in diecast_43,
Chaga
chaga
diecast_43

Categories:

Польской неотложки псто. Nysa 522 ambulans – спецвыпуск Kultowe AUTA PRL-u

Масштабная модель Nysa 522 ambulans – спецвыпуск польской журнальной серии "Kultowe AUTA PRL-u" – оказалась для меня крайне долгожданной. Хотя и не являюсь лютым поклонником восточноевропейского автопрома, но давно хотел разбавить полочку с отечественными и забугорными "неотложками" в масштабе 1:43 чем-то таким, соцлагерным, а подходящий вариант все никак не подворачивался. Это во-первых.


Во-вторых же, долгожданной моделька стала еще и потому, что московский барыга-одиночка, у которого я заказал на Молотке эту "Нюську", методично и качественно (подозреваю, что и с наслаждением) в течение нескольких месяцев пежил мне мозги с отправкой уже оплаченного заказа. И это с учетом того, что машинка + журнал обошлись втрое дороже, не считая доставки, чем они продаются в Польше. На конец весны в тех интернет-магазинах, где я обычно отовариваюсь масштабными копиями, этой модельки не было, а сейчас – вот, пожалуйста – за половину от той цены, что пришлось отдать. Но эту "неотложку" я – хотел, поэтому не обеднею.


О журнале.

Фотографий прототипа такой "неотложки", как это часто бывает в журнальных сериях, в данном выпуске по сути нет. Вернее, есть скромный в размерах черно-белый снимок 1979 года, сделанный в день известного взрыва магистрального газопровода в центре Варшавы, где под обломками банковского здания погибло 49 человек. На этом и без того куцем кадре сквозь лупу можно разглядеть три "неотложки" на базе Nysa 522, одна из которых в целом похожа на масштабную модель из журналки. На остальных иллюстрациях (там, где есть эти легендарные польские фургоны) представлены "скорые" в линейном окрасе, хоть и в нескольких его вариациях. Впрочем, имеется крупная иллюстрация прототипа, напоминающая 3D. То есть это некая серединка на половинку между 3D и цветным графическим рисунком, сделанная руками журнальных дезигнеров.


В разделе о медслужбе ПНР есть фотография бутылки коньяка "Арарат" с трогательной подписью. Я польский бы выучил только за то не знаю, но там в целом несложно, что-то типа: "В ПНР бутылка коньяка была популярным способом выражения благодарности врачу, который добротно выполнил свою работу". Беззастенчиво так, по-социалистически.


О модели.

Ну что тут скажешь: кетай как всегда песдец сборка кривая. На модельных форумах усердно сравнивают российские журнальные выпуски "Автолегенд СССР" и "Автомобиля на службе" с аналогичными европейскими партворками, включая и польскую серию. Мол, для нас, сирых и нищих, китайские фабриканты существенно упрощают модель, детали крепят куда придется, кругом дефект и облой, а для них, розовощеких и богатых, каждую готовую модельку принимает целый консилиум, и чтобы муха не сидела. На моей полке это первая неотечественная журналка, и, возможно, просто не повезло с экземпляром, но, судя по тому, что я сейчас держу в руках, китайская муха не просто посидела на модельке, но и обильно изгадила ее суперклеем (особенно досталось правой половине лобового стекла) и непонятной маслянистой херней. А заодно отломала правое зеркало заднего вида и криво, как умела, воткнула один из проблесковых маячков. Что касается колес, то крутится только задняя ось, а тонировка решетки радиатора… Ну, в общем, на фото практически не видно, но она, тонировка, там все-таки есть. Серенькая, убогая, незаметная, но присутствует. И, что тоже радует, на машинке никакого облоя.


Деталировка в целом действительно побогаче, чем в наших журналках. Окна медицинского салона, как и положено "неотложкам", на две трети покрыты полупрозрачным матовым "напылением". Про наши "скорые" в серии "Автомобиль на службе" и говорить нечего. Салонные окна СМП ГАЗ-32214 китайцы просто закрасили белой краской, а в реанимации новорожденных и RAF-Tamro с такой мелочью даже заморачиваться не стали: буквально подходи и смотри сквозь прозрачное стекло, как в медицинском салоне маленькие врачики в масштабе 1:43 режут человека по-живому. В польской "неотложке" порадовали и противотуманки, которые реально в масштабе, и с тоненькой аккуратной сеточкой. Передние поворотники мало того, что попали в цвет, но и выполнены отдельными деталями из прозрачного пластика, а не как часто бывает в российских журналках. Передние фары – в тонком хромированном ажуре, но в противовес им – непрокрашеные уплотнители окон, что весьма смазывает общее впечатление. Салон – есть. Некрашеный черный пластик, выполненный одной деталью, но зато пьедестал с носилками для больного, три кресла, тумба и полуторная перегородка кабины водителя.


Из крупных косяков – понятно, что в первую очередь дворники, которые как-то сразу отталкивают. И еще не нравится геометрия передней части, в частности угол, который китайцы сделали между капотом и лобовыми стеклами, хотя, вот на мой вкус, образ прототипа польско-китайская "Нюся" таки передает. В целом же, резюмируя, держать модельку в руках приятно – тяжеленькая, миниатюрная и полочку с "неотложками" бесспорно поддерживает украшает.


О прототипе.

Чисто по наитию предположил, что крупная буква "R" на обоих бортах, обведенная синим кругом, намекает на реанимационный, а не линейный, профиль машины. Но, изучив матчасть, понял, что со спецокрасом "неотложек" ПНР творилось примерно то же, что и в России 90-х. То есть цвето-графический стандарт, включая внешние маркировки, в Польше конца 70-х и до 90-х вероятно существовал, но то ли проще удавиться, чем его осилить, то ли на него дружно забивали всей системой неотложной медицинской помощи. Обычные линейные машины – еще куда ни шло: кремовый окрас с синей продольной полосой под окнами. Хотя и тут с вариантами: где-то на двери наносили аккуратный синий крест в синем же круге, а где-то синюю "снежинку" (с белой змеей по центру) размером на половину двери. Был и вариант с жирным красным крестом в красном же круге. А на отдельных цветных архивных фотографиях из сети встречаются и чисто белые "неотложки" тех времен, но с непременной синей полосой.


Со "скорыми" специального профиля все еще сложнее. На представленной масштабной копии есть "красная шапочка", синяя продольная полоса, а под ней дополнительная красная. Плюс крупная "R", обведенная в синий круг. Такой вариант на архивных фотографиях встречается часто, он же экспонируется в музее, где деагостиньи и взяли образец для своей масштабной копии. Но были и другие варианты. Тот же спецокрас, но без "красной шапочки". Он же, с "красной шапочкой", но синяя полоса уже стала дополнительной и переместилась вниз, а красная стала основной, буква "R" отсутствует, а на крыше есть специальный люк, через который наверх выдвигается отдельный блок, примерно как на ЗиЛ-118А, только значительно меньше. И, наконец, следующий вариант, где ЦГС как на предыдущем, но крупная буква "R" смещена по борту и не обведена синим кругом. До кучи и у военных медиков был свой санитарный транспорт, раскрашенный по привычной нам схеме: защитный цвет, красный крест в белом круге. И все это примерно в один временной период. В общем, поляки развлекались, как хотели, а я так и не смог окончательно выяснить, какому спецпрофилю служил прототип журнальной модели.
Tags: 1970-е, 1980-е, deagostini, автомобили оперативных служб, журнальные серии, польша, спецмашины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments