Sirobius (sirobius) wrote in diecast_43,
Sirobius
sirobius
diecast_43

В тёмно-синем лесу... Latil H14 TL10 (Universal Hobbies)

В этот раз продолжу демонстрировать французскую ветвь своей коллекции. Это будет трелёвочный трактор из тракторной серии Hachette.




Историю марки Latil начинает французский инженер и изобретатель Жорж Латиль (полное французское имя Auguste Joseph Frédéric Georges Latil). В 1898 году в возрасте 19 лет он запатентовал шаровой шарнир, представлявший собою стальную сферу с двумя кольцевыми проточками, в которые входили 2 вилки.

В 1898 году в Марселе, Латиль построил легкую двухместную повозку. Конструкция включала двухцилиндровый двигатель Де Дион-Бутон поперечного расположения, передававший крутящий момент на передние колеса через упомянутые шарниры. Фактически эта конструкция стала первым переднеприводным автомобилем. Особого успеха машина не имела, а в связи с несовершенством используемого шарнира выявился такой недостаток, как малый угол поворота, что здорово снижало маневренность машины.

Позже Жорж Латиль совместно со своим братом Лазарем и механиком Алоисом Корном (Aloïs Korn) создали компанию "Société Korn et Latil". Используя свой шарнир они начали выпуск моторных передков, которые можно было приспособить к раме обычной телеги вместо передней оси и получать простой автомобиль. В 1899 году Латиль запатентовал изобретенный им передок. Выпускали 4 типа передков (A, B, C и D) с двигателями мощностью 4,5-12л.с. Благодаря простоте установки, надежности, большей грузоподъёмности и топливной экономичности модель стала достаточно популярной. Недостатком осталась малая маневренность и малая скорость (до 20 км/ч) машин.

Следующим этапом в жизни компании является приход нового владельца и управляющего - Шарля Блюма, в 1908 году. Несмотря на востребованность передков Латиль компаньоны испытывают финансовые трудности, от которых их спасает партнерство с Блюмом. Являясь инженером и большим энтузиастом развития автомобилей Блюм создает смешанное акционерное общество, что позволило вложить в строительство нового завода 1200000 франков и вывести фирму на новый уровень объёмов производства. Под его руководством в 1912 году начинают выпускаться уже полноценные рамные грузовики, сохранившие основные конструктивные решения, но более рационально перекомпонованные. За счет перенесения мотора и коробки передач на раму, вынесения радиатора за двигатель (как на автомобилях Рено того времени) удалось уменьшить высоту рамы и снизить массу автомобиля. В то-же время грузоподъёмность машины стала достигать 8т. Машина могла буксировать прицепы полной массой до 20т. В 1911 году Появляется первый полноприводный автомобиль Latil. Конструктивно он представлял собой раму, на которой устанавливались два передка: один с двигателем, а ко второму протягивался карданный вал. Причем обе оси были управляемыми! Это позволило несколько увеличить маневренность и добиться некоторой унификации деталей.



С 1913 года Latil начинает поставки машин во французскую армию. Главным образом это были полноприводные тягачи TAR. Практиковалась схема покупки таких машин гражданскими лицами с компенсацией 30% их стоимости за счет военных с правом последних мобилизовать их на военную службу вместе с шофером, в случае войны. После Первой мировой фирма активно производит самые разнообразные варианты полно-, передне- и заднеприводных автомобилей. В том числе для военных, сельскохозяйственных, лесных и коммунальных служб. Первые трелевочные тракторы появляются примерно в то-же время. Latil активно использовали как французские военные, так и Вермахт, получивший большое количество этих машин в качестве трофеев.



После Второй мировой Latil начинает выпуск нового семейства унифицированных машин грузоподъёмностью 4-7т. Для нового семейства были разработаны двигатели: 4-цилиндровый "Н14" (5585 см3, 80-85 л.с.) и два 6-цилиндровых "Н16" (8376см3, 120-130л.с.) и "Н12" (9310см3, 150л.с.).

Линейка машин с двигателем H14 была самой популярной. Собственно этот же двигатель стоит и на представленном тракторе, что отражается в названии модели. У этого трактора также все приводные и управляемые колёса.




В 1955 году Latil, SOMUA и грузовое отделение Renault объединились в группу Saviem. А в 1974 году фирма Бримон (Brimont) выкупает производство трелевочной серии TL, чтобы до 1993 года продолжать их выпуск уже под маркой BRIMONT-LATIL.

Для масштаба:


Моделька из журнальной серии для Hachette. Сделана весьма симпатично и вполне прилично для UH собрана.

Видео с трактором за работой :) Ещё одно


Tags: 1950-е, universal hobbies, тема недели, трактор, франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments