
Завод FSO задумали строить сразу после окончания Второй мировой войны. Согласно польской Википедии с самого начала переговоры о покупке лицензии велись с итальянским Фиатом, с которым существовали еще довоенные партнерские отношения (с 1932 года в Польше выпускали по лицензии FIAT 508). Прервать переговоры заставило начало холодной войны. Строительство завода начали под переданный советской стороной проект М20, который в Польше обрел новое имя Warszawa. Завод расположен в местечке Прага под Варшавой (сейчас район города), название которого хорошо знакомомо тем, кто помнит про подавление восстания Костюшко 1794 года. Начав в 1951 году производство своей версии Победы FSO продолжал производство её модификаций вплоть до 1973 года. В дополнение к Варшавам в 1957 году на заводе начали выпуск малолитражных Сирен (Syrena), производство которых в 1972 году перевели на завод малолитражных автомобилей (FSM) в Бельско-Бяла.






В 1965 году, почти одновременно с советскими переговорами по ВАЗу аналогичные переговоры ведут и поляки. Но если у нас первый автомобиль собрали только в 1970 году, то производство польских Фиатов началось уже в 1967. Не знаю почему, но вроде достаточно новая на тот момент момент машина FIAT-125, в самой Италии начавшая выпускаться в 1967 году, в польском варианте получила основную начинку от предыдущего семейства FIAT-1500. Может как раз из-за спешки со сроками. Конечно, существует и версия о невидимой руке Москвы, позволившей отыграться на Польше за ряд уступок по новому оборудованию для нашей "Копейки". Но тут уж никто, наверное, не знает точно. А поляки известно, как нас "любят". Вот на основе агрегатов этого самого польского Фиата в 1975 году начинают разработку новой модели. В 1978 году начат выпуск этих машин. Если я правильно понял, то разработкой занимались итальянцы из известного бюро ItalDesign. При проектировании нового кузова уделили большое внимание вопросам пассивной безопасности. А вот по механике машина так и осталась достаточно архаичной для своего времени. За долгое время выпуска (а последние машины Polonez сошли с конвейера в 2002 году) машина несколько раз подвергалась доработкам, выпускались версии с другими кузовами, проводились рестайлинги, начиная с 90-х годов пытались ставить современные покупные двигатели. Но в целом история с его производством очень напоминает, как у нас действовали на ВАЗе, до конца выжимая возможности из Фиатовской платформы.




По самой модельке: типичная журналка. В меру кривая, в меру проработанная.
Субъективно: мне лично кажется довольно привлекательным дизайн того времени. Первые Гольфы, Пассаты, Ауди-80 и прочие, поэтому еще один вариант дизайна в том же русле весьма интересен. Любопытна милицейская "люстра" в польском варианте.