Радио Родезия (radio_rhodesia) wrote in diecast_43,
Радио Родезия
radio_rhodesia
diecast_43

Category:

Хроники хищных городов: модель танка Char 2C

— Шульц, что это по-твоему?
— Это? — ефрейтор вылез из «двоечки» и недоуменно оглядел возвышавшегося неподалеку титана. — Похоже на... На корабль. Может, французы перевозили свои эсминцы из Тулона в Дюнкерк? По суше?


Новый фильм Питера Джексона "Хроники хищных городов" я ещё не смотрел. Друзья говорят, что это неплохое кино. Однако название этой ленты идеально подходит к французскому сверхтяжёлому танку Char 2C. Огромный 75-тонный монстр высотой в четыре с лишним метра и длиной в 10 (!!!) метров действительно похож на подвижный город, а хроника разработки, постройки и службы этих мамонтов состоит из политических амбиций, энтузиазма, технического прогресса и попыток успеть за мировым развитием танков как класса. Модель Char 2C в масштабе 1:43 выглядит таким же хтоническим хищником, как и прототип - места на полке она сжирает немеряно


Немного об истории самого танка. Char 2C создавался ещё в годы Первой Мировой войны как гусеничный аналог Звезды Смерти, основной задачей которого являлся прорыв линии фронта. К 1917 году окопная война в стиле "положим полк в атаке на соседний сортир" всем дико надоела. Наличие в рядах французской армии бронетехники показало огромный потенциал этих странноватых гусеничных коробок. Успех танков Schneider CA1 и Renault FT-17 показал, что с помощью бронемашин можно добиться существенных успехов в наступлении. Тут сказывались и возможность гусеничных маши пройти по перепаханной артиллерией ничейной земле, и вооружённость танков, и психологический фактор бронетехники. Французское военное командование решило, что если построить танк побольше, то и эффект от его применения будет прямо пропорционален его размером. И всё заверте...


Французское министерство вооружений заказало три прототипа новых танков знаменитой кораблестроительной фирме Forges et Chantiers de la Méditerranée. Предложенные варианты машин получили аббревиатуру фирмы - FCM:
FCM 1A - "легкий" тяжелый танк, весом около 30 тонн и длиной 6,92 метра. Он должен был быть вооружен 75-мм пушкой и приводиться в действие двумя 200-сильными двигателями «Рено»
FCM 1B - 45-тонный танк длиной 7,39 метров с 75-мм пушкой и двумя пулеметами. Он должен был оснащаться новым 380-сильным двигателем с гидравлической трансмиссией.
FCM 1C - 62-тонный танк, длиной 9,31 метр, с 75-мм пушкой и четырьмя пулеметами. В движение его должна была приводить установка из четырех 110-сильных моторов с электрической трансмиссией
В декабре 1917 года построили опытный танк FCM 1A. Новый танк произвел сильное впечатление на испытаниях своей мощной броневой защитой, вооружением и великолепной проходимостью. На ходу, опытная машина без малейших усилий преодолевала рвы шириной в 3,5 метра, взбиралась на метровой высоты стенку, и ломала на пути деревья толщиной в тридцать сантиметров. Главной её проблемой была низкая скорость и слабая маневренность. Однако легендарная французская военная бюрократия (которая уничтожит Францию в 1940 году) решила строить не уже готовый в металле FCM 1A, а совершенно бумажный 60-тонный FCM 1C. В итоге Первая Мировая война закончилась ещё до того, как сухопутный дредноут был построен!


В начале 1919 года, заказ на новый тяжелый танк был отменен. Однако, французское правительство распорядилось возобновить программу, в первую очередь по политическим причинам. В итоге, в апреле 1919 было решено изготовить десять тяжелых танков нового типа, получивших обозначение Char 2C; все десять были приняты на испытания к 1921 году. Они стали последними танками, построенными для французских вооруженных сил почти на десять лет. Танк Char 2C создавался в первую очередь для прорыва долговременной позиционной обороны, усиленной многочисленными инженерными препятствиями, что во многом определило особенности его конструкции. Он имел высокий корпус ромбической формы, охваченный гусеничными лентами. Подобная конструкция была выбрана исходя из требований обеспечения максимальной проходимости; танк легко преодолевал противотанковый ров 4-метровой ширины, взбирался на стенку высотой 1,2 метра и легко сносил корпусом деревья и инженерные заграждения.
Танк был разделен на четыре секции, от носа к корме: отделение управления (с курсовым пулеметом), переднее боевое отделение (с пушечной башней и двумя бортовыми пулеметами), моторно-трансмиссионный отсек, и заднее боевое отделение (с пулеметной башенкой)


Основное вооружение танка состояло из 75-миллиметровой длинноствольной пушки образца 1897 года, установленной во вращающейся башне в носовой части. Созданное на основе полевой пушки, орудие имело высокую скорострельность до 15 выстрелов в минуту и могло вести огонь на максимальную дальность до 7000 метров. Боезапас состоял из 125 снарядов; первоначально, таковые были представлены только фугасами и шрапнелью, но в начале 1930-х танки типа Char 2C получили бронебойный боеприпасы. Интересно, что орудийная башня была впервые в мировой практике сделана трехместной; в ней размещались командир, стрелок и заряжающий, тем самым обеспечивая оптимальные условия работы экипажа. Однако, французы не сумели оценить достоинства многоместных башен, на последующих танках вернувшись к одноместным (и командир охреневал от необходимости крутить башню, наводить пушку, заряжать её и ещё умудряться отдавать приказы мехводу). Сектор обстрела орудия был ограничен 320 градусами (прямо на корму башня вести огонь не могла, мешал бронегорб огромного МТО)



Вспомогательное вооружение состояло из четырех 7,5-миллиметровых пулеметов Гочкисса. Один пулемет располагался в кормовой части машины, в небольшой вращающейся башенке; тем самым, танк имел отличное прикрытие с кормы и широкий маневр огнём. Еще один пулемет был установлен в лобовом листе машины, и по одному с каждого борта боевого отделения. По некоторым данным, в башне имелся еще спаренный с пушкой пулемет; возможно, таковой был установлен в ходе модернизаций.


Броневая защита танка рассчитывалась на противостояние снарядам 77-миллиметровой германской полевой пушки 7.7 cm FK 16, наиболее распространенной в годы Первой Мировой. Лобовой лист имел толщину 45 миллиметров. Борта корпуса были защищены 30 миллиметровой броней, и корма - 20 миллиметровой. Нет точных данных по бронированию орудийных башен, но чаще всего встречается утверждение что пушечная башня была защищена 35-мм броней.
В целом, бронирование Char 2C было более чем адекватным по меркам Первой Мировой и вплоть до середины 1930-х предоставляло адекватную защиту от любой противотанковой артиллерии. Даже на момент начала Второй Мировой войны, Char 2C был все еще малоуязвим для снарядов основной немецкой противотанковой пушки Pak 35/36.
Французы предпринимали попытки усилить бронирование танков, стремясь поддерживать эти машины на уровне требований времени. В ноябре-декабре 1939, один танк был модифицирован с усилением лобовой брони до впечатляющих 90 миллиметров, а бортовой до 65 миллиметров; в подобной конфигурации машина была практически неуязвима для любых немецких противотанковых орудий того времени, но и без того малая подвижность снизилась еще больше


Ходовая часть имела характерную для тяжелых танков первой мировой ромбическую форму, позволявшую лучше преодолевать рвы и валы. Гусеницы охватывали корпус, проходя по крыше машины. На каждый борт приходилось по 36 опорных катков, пять направляющих и три поддерживающих ролика на крыше. Переднее колесо было ведущим, заднее — направляющим. Блокированная пружинная подвеска обеспечивала танку достаточно плавный ход (в отличие от тяжелых английских танков с жесткой подвеской).
Проходимость танка была впечатляющей даже по современным меркам. За счет большой длины корпуса (которая могла быть еще увеличена навеской "хвоста"), Char 2C преодолевал рвы шириной до 4-х метров, взбирался на вертикальную стенку высотой до 1,2 метров и переходил вброд реки до 1,6 метра глубиной. Большая масса корпуса позволяла танку легко сокрушать деревья и инженерные препятствия


Силовая установка Char 2C состояла из двух карбюраторных двигателей "Mercedes" GIIIa, в 180 л.с. каждый. Оба двигателя размещались в машинном отделении в центре корпуса танка; выхлопные трубы были выведены на крышу, а вентиляционные решетки располагались по бокам корпуса. Топливные баки располагались за кормой машины, между задними выступами гусеничных рам.
Трансмиссия танков Char 2C была электрической. Два динамогенератора, вращаемые от валов двигателей, приводили в действие ходовые электромоторы. Подобное решение было применено для повышения живучести машины; в случае выхода из строя одного двигателя, танк мог продолжать движение на втором (хотя скорость при этом не превышала 5 километров в час). Ходовое оборудование танка было сложным в обслуживании и достаточно ненадежным.
Максимальная скорость движения танка не превышала 15 км/ч. По меркам Первой Мировой это, однако, считалось вполне достаточным; задачей сверхтяжелых танков было преодоление укрепленного рубежа обороны, а не развитие успеха в тылах. Запас хода по дороге составлял 150 километров, что также считалось вполне достаточным для машины, действующей только на тактическую глубину с передовой позиции. Экипаж этого чудовища составлял 12 человек!!!



На вооружении французской армии танки 2C стояли вплоть до оккупации Франции в 1940 году. В войсках каждый танк, подобно кораблю, имел имя собственное (машины называли в честь провинций Франции).
Танки Char 2C, созданные для действий в условиях позиционной войны и стабильной линии фронта оказались бесполезными в маневренной механизированной войне. После прорыва немецкими войсками линии фронта в 1940 году, эшелон с этими танками был отправлен в тыл, но по пути оказался отрезан от цели подрывом туннеля. 15 июня 1940 года танки были подорваны во избежание попадания их в руки неприятеля.


Модель танка Char 2C в масштабе 1:43 вышла семнадцатым номером журнальной серии "Танки" от издательства DeAgostini. Нам предлагают поставить на полочку танк №93 "Alsace" из 51-го танкового батальона. Модель, как можно удостовериться по фотографиям, вышла здоровенной, но косячной. Облойные чушки пулемётов, отсутствие бортовых дверей для попадания внутрь танка, незакрытые оси катков, непроработанная ходовая, не слишком чёткая отливка деталей - всё это несколько портит впечатление от огромной и харизматичной машины.
Однако размеры модели, наличие на башне эмблемы подразделения, надписи и цветовая гамма танка явно привлекут к себе большее внимание, чем недочёты сборки. Такая модель даже с задних рядов полки будет смотреться грозно и величественно. А большего от неё и не требуется

Tags: deagostini, танк, франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments