solmi74 (solmi74) wrote in diecast_43,
solmi74
solmi74
diecast_43

Categories:

ЗиС 101 от DiP Models

ЗиС 101. Первый и самый массовый автомобиль представительского класса за всю историю СССР.



Судьба у серийных ЗиС 101 получилась сложная, но интересная.

История выпуска этого автомобиля уходит корнями на ленинградский завод «Красный путиловец» (позднее — Кировский завод) - там в 1932-м году собрали 6 лимузинов Л-1, которые были копией Buick 32–90. Но отсутствие компетенций для производства современного американского автомобиля и заказ на бронетехнику не дал развится этому проекту. Но идею подхватил директор ЗИСа Иван Алексеевич Лихачев. Для московского завода было престижно первым наладить полноценное серийное производство представительского автомобиля, и Лихачев получил поддержку в верхах. В отличие от ленинградских коллег, котрые намеревались изготовить оснастку для производства кузовов своими силами, московские инженеры с самого начала ориентировались на изготовление и закупку штампов в США. Проектирование кузова по заводским эскизам было доверено филадельфийской компания Budd Manufacturing. У нее и закупили станки для штамповки шасси и кузова. А так же приобрели прессы для листового металла у фирмы Hamilton Foundry and Machine Company из штата Огайо.
Но руководство ЗиС'а ошиблось в выборе подрядчика - они да, имели опыт создания конструкций автомобилей представительского класса. Но такие машины за рубежом традиционно выпускали небольшими партиями, а потому и сборка предполагалась не конвейерная, а стапельная, с большой долей ручного труда и индивидуальной подгонкой элементов каждого экземпляра. Budd Manufacturing делала оригинальные кузова под готовые шасси для мелкосерийного, если не сказать штучного производства, а потому архитектура кузова была соответствующей: под крупными, боящимися деформации при сборке штампованными металлическими деталями скрывался каркас из бука, собранный вручную на шурупах, с многочисленными филигранными подгонками. Для конструкции, состоящей из несущего деревянного каркаса и обтягивающих его листовых панелей, такая технология сборки была вполне приемлемой. Но Завод имени Сталина был ориентирован на конвейерное производство, а конвейерная технология не позволяла уделять достаточно времени и внимания подгонке элементов букового каркаса кузова. Потому деревянный каркас из бука зачастую либо сразу начинал скрипеть, либо по истечении времени, когда дерево рассыхалось. Да и технически для завода этот автомобиль оказался сложным. Что вылилось в многочисленные нарекания и рекламации от эксплуатирующих организаций. В ГОН 101-е поставлять не стали. Они служили в государственных гаражах рангом ниже - автохозяйства наркоматов, посольств, обкомов партии. Избыток легковых ЗИСов позволил использовать их даже в качестве такси и карет скорой помощи. Так тысячи профессионалов — водителей и механиков — смогли оценить реальные эксплуатационные качества и качество производства и сборки этих автомобилей. Пошли письма и в газету "За рулем":




(Из архива ЗР - октябрьский выпуск 1937 года № 20, открытое письмо трех работников автобазы Наркомтяжпрома, озаглавленное «Несколько вопросов автозаводу им. Сталина»)

В июне 1940 года для изучения дефектов лимузина была создана специальная правительственная комиссия под руководством автомобильного эксперта, члена Академии наук СССР Евгения Чудакова. По результатам работы этой комиссии вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), поднимавшее проблему качества ЗИС-101 на государственный уровень. Устранить недостатки конструкции ЗИС-101 в короткий срок было практически невозможно. Но заводчане и сами прекрасно знали слабые места своего изделия, поэтому «пакет изменений» начал формироваться задолго до выводов комиссии. Во второй половине 1940 года началось производство модернизированной модификации представительского лимузина ЗИС-101А.
Выпускался автомобиль с 3 ноября 1936 года. Со второй половины 1940-го по 7 июля 1941 года выпускался модернизированный вариант - 101А. Всего было выпущено 8752 автомобиля, из них около 600 ЗИС-101А, а также в нескольких экземплярах различных модификаций, например таких как с индексом 101Э(с бронированными 70мм стеклами), двухместный родстер 101А-Спорт в единственном экземпляре, люксовый вариант 101Л с телефоном, 102 и 102А - фаэтоны.


(Из архива ЗР - ноябрьский выпуск 1937 года № 21-22, статья "Четыре победы")



Модель ЗиС 101 в 43-м масштабе заказала питерская модельная фирма "DiP Models" у китайского изготовителя моделек "Сentury Dragon". Этот производидеть известен своими весьма сложными моделями из смолы. И эта модель выполнена на не менее высоком уровне:





На модельковых форумах возникли вопросы по поводу цвета - мы ведь привыкли оценивать то далекое прошлое по черно-белой фото/кино хроники тех времен. Но мир и тогда был цветным. Вот фото с питерского форума коллеги форумчанина под ником "Дмитрий_89" 28-ой странички книги В.Киреева ЗиС 101:



А не доверять В.Кирееву, как специалисту по ЗиС 101, нет никаких оснований.

Цвет красивый:













И лишь подфарники, мазанутые белой краской - а они у оригинала и в самом деле были белыми - на макросъемке выделяются на общем фоне. Мелкой отделной деталькой было б достойнее. Но рассматривая модель в живую на эту мелочь внимание не обращаешь - уж больно маленькая эта деталька, а общее впечатлениее от модели весьма положительное.

Tags: 1930-е, century dragon, dip, зис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments