
Пару слов о истории появления прототипа: платформа 450-го семейства имела множество врожденных недостатков, обусловленных необходимостью строить бескапотники на шасси ГАЗ-69. Захват кабиной надкапотного пространства привел к тому, что передний мост оказался катастрофически перегружен, а водителю и пассажиру было тесно. Кроме того, затейливый профиль рамы ГАЗ-69 не позволял в транспортном отсеке фургона и санитарной машины сделать боковую дверь.
Конструкторы прекрасно понимали, что рано или поздно главные заказчики семейства, военные, потребуют поработать над ошибками, вызванными требованиями унификации.

Главным недостатком, который предстояло побороть в ходе проектирования новой платформы, являлась перегруженность переднего моста. Если в полноприводной версии недогруженным оказывался один из двух ведущих мостов, что было не столь критично, то в заднеприводной конфигурации трансмиссии зависал единственный. Это было подтверждено на практике – в 1958 году в СКБ Ульяновского автозавода изготовили два экспериментальных образца на базе УАЗ-450 – переднеприводный и заднеприводный автомобили. Оба варианта пришлось забраковать именно из-за проблем с развесовкой.

В конечном счете, после проведения многочисленных испытаний, в ходе которых опытные "451-е" с различной развесовкой состязались в проходимости с… грузовиком ГАЗ-51А, остановились на второй схеме. Базу оставили прежней, а двигатель, принеся в жертву унификацию капота и моторного отсека, сдвинули назад и немного (на 73 мм) вниз. В конце концов, это не только способствовало лучшей развесовке, но и увеличивало пространство в кабине, позволяя водителю и пассажиру расположиться с большим комфортом. Кроме того, впоследствии, при создании полноприводного шасси с использованием раздаточной коробки "469-го", такая компоновка дала возможность оптимизировать углы в шарнирах карданных валов

Новая платформа была рассчитана на производство не только бортового грузовичка, но и «вагонных» модификаций – фургона УАЗ-451, санитарного автомобиля УАЗ-451А и микроавтобуса УАЗ-451В (микроавтобус и санитарная машина, в конечном счёте, в серию не пошли). Поэтому следовало позаботиться о возможности оснащения транспортного отсека боковой дверью. Для этого пришлось полностью перекраивать раму – сделать ее ровной (без гибов) в вертикальной плоскости. С "прошлым" в лице ГАЗ-69 «рвали» достаточно решительно. Заглядывая в будущее, сразу же решили, что на автомобили нового семейства следует устанавливать не "победовские", а "волговские" двигатели – более мощные, но почти на 40 кг легче. Как следствие "напрашивалась" четырехступенчатая КПП. Ее разработкой занялся конструктор А.Я. Мелкадзе. Рычаг переключения КПП перенесли с верхней части капота на рулевую колонку. Основательной модернизации подверглось переусложненное рулевое управление автомобилей предыдущего поколения

В общей сложности отличий от "450-х" было не так уж много, но все их можно считать принципиальными. По всему выходило, что семейство заднеприводных малотоннажников, предназначенных для работы на поприще мелких народнохозяйственных перевозок в городе и на селе, уступает старшим «армейским» собратьям лишь в проходимости, и то – при определенных условиях, а по остальным статьям – существенно превосходит. И не случайно еще на стадии разработки компоновочных чертежей Варченко начал по своей инициативе «примеривать» к новому шасси раздаточную коробку и передний ведущий мост, закладывая основу для нового поколения бескапотных полноприводников. Семейство заднеприводных УАЗ-451 принято считать упрощенной версией своих полноприводных собратьев, "452-х". В действительности заднеприводная платформа во многом самобытна и знаменательна. Именно ее архитектура позволила впоследствии создать второе поколение ульяновских бескапотных вездеходов. Кроме того, УАЗ-451 стал первой моделью, разработанной ульяновскими конструкторами не по заказу военных

Теперь перейду к модели. Как я уже писал в заголовке поста, сработана она по принципу "бедненько, но чистенько". Это интересная модель малотоннажного развозного фургончика, к которым я питаю непреодолимую слабость. Однако, как и всякая кустарная модель, этот "Уазик" имеет ряд косяков, объяснить некоторые из которых я не в силах. К примеру, тонущую в облое, заусенцах и толкателях пластиковую базу (саратовскую вроде) - неужто мастеру было так сложно привести её в товарный вид? Покрашенная одним цветом задняя оптика тоже не способствует идеальному восприятию. Имеются и огрехи в окраске:

Фары тоже криповенькие:

Но всё-таки неплохо бы поставить этот фургон в одну компанию с одноклассниками. Из таковых у меня только автолегендарные "буханки". И в их ряду МАЛовский фургон неплохо выглядит:


Появляется также прекрасная возможность сравнить донышки из Саратова и из Китая:

Собственно, как-то так. Не скажу, что УАЗ-451Д в исполнении студии МАЛ идеален. Однако дикого отторжения и несварения он тоже не вызывает. Скорее, это просто ещё одна кустарная модель среднего качества. Этот фургон достался мне за 2500 рублей - учитывая конские ценники к другим изделиям Андраника Манукяна, то взял я его почти даром. Однако приобретать в коллекцию что-то ещё от студии МАЛ пока желанием не горю