Безбашенный кран (nobrakes) wrote in diecast_43,
Безбашенный кран
nobrakes
diecast_43

Categories:

Крышу сносит!


У автомобилей тоже бывают превратности судьбы. Вот, скажем, жил себе на свете ЗИЛ-130. Обычный бортовой трудяга цвета "хаки", каких сотни тысяч. Возил грузы, справно приносил пользу. Даже в аварии не попадал! Ну, почти. Разок немного помял облицовку, так ведь это мелочь.
И уготовано ему было вкалывать до выработки ресурса, после чего встать под забор автобазы, чтобы ещё несколько лет служить донором запчастей для более молодых собратьев. А вместо этого его взяли – и хрясь мордой о бетонный блок! Да так, что аж крышу снесло.



Историю эту я, конечно, выдумал. Но если и погрешил против истины, то не сильно.
Пару лет назад известный журналист Николай Марков выложил в своём блоге на Драйве материал про серию краш-тестов ЗИЛ-130, проведённых на Дмитровском автополигоне в 1972-74 годах. Фото и текст быстро разлетелись по сети, а в комментариях к оригинальному посту разгорелись яростные баталии совкодрочеров и его же ненавистников (если что, себя я не отношу ни к тем, ни к другим).
Но вернёмся к сабжу. Наибольшее впечатление по прочтении той статьи на меня произвело испытание на лобовое столкновение с грузом в кузове, роль которого сыграл бетонный блок.



Неизвестно, на какой скорости выполнялся удар, но, думается, не на очень высокой – передок практически не деформировался. А вот от кабины и сидящих в ней двух манекенов не осталось ничего – незакреплённый блок по инерции проскользил до задней стенки и вмял её в пол вместе со всем, что находилось внутри. Жуткое, душераздирающее зрелище!
Меня, однако, оно навело на мысль – почему бы не создать модель этой машины? Естественно, до удара, а не после. И, тем самым, воздвигнуть памятник безвременно павшей жертве науки ))) Прототип сам по себе интересный, а моя давняя приязнь к 130-му семейству не оставила места для сомнений.



Надо сказать, что копии автомобилей, предназначенных "на убой", выпускались и ранее. Многие наверняка видели "дилерку" фирмы IXO, изображающую Mercedes-Benz 220 S с ракетной (!) разгонной установкой (подробнее о модели и прототипе здесь).
Да что там! "Уральский сокол" в прошлом году анонсировал выпуск модели Москвич-2140 после краш-теста. То есть битого. Несмотря на шокирующую цену (20 000 руб.), желание пополнить своё собрание столь неординарным экземпляром изъявили аж семь человек. Правда, ни одной готовой модели мастерская пока не показала. Любопытствующие могут взглянуть на черновые наброски тут.



Я же, как уже говорилось, хотел получить модель целого грузовика, ещё до его дезинтеграции. К счастью, в моём распоряжении имелось целых пять довольно качественных фото прототипа, четыре из которых к тому же цветные. Это позволяло надеяться, что в модели удастся воспроизвести все существенные детали.
На первый взгляд, работы предстояло не очень много: "зилок" ведь почти стандартный. Нужно было лишь аккуратно вырезать водительскую дверь и пару досок в бортах платформы. Плюс специфическая окраска и бетонный блок в кузове (последний был доступен в виде aftermarket-аксессуара). О манекенах я особо не задумывался: меня бы вполне устроила модель и без них.



На снимке выше заметно, что грузовик для краш-теста взяли явно не первой свежести. На это со всей очевидностью намекают погнутая облицовка радиатора, истёртые доски кузова, видавшие виды колёса. Перед испытанием с машины сняли подфарники, дворники, корпуса зеркал – всё, что могло пригодиться "в хозяйстве". Почему-то оставили фары – возможно, чтобы ЗИЛ не выглядел совсем уж как хоспис?



Отсутствие одной из дверей подразумевало, что особое внимание в модели нужно уделить проработке салона – ведь он будет как на ладони. К счастью, мастер меня в этом полностью поддержал. И даже сам предложил сделать манекены!
Ах да, забыл сказать: изготовить модель я попросил своего друга Александра Григорьева из Донецка, чьи замечательные творения я здесь уже показывал и, будьте уверены, покажу ещё не раз.

В конце октября прошлого года закипела работа. За основу было взято всем известное шасси из Костромы. Больше всего хлопот доставила кабина: в процессе выпиливания двери лопалась тонкая стойка лобового стекла. Только с третьего раза всё получилось как надо. Аналогично прототипу, нужную жёсткость конструкции придали две распорки в пустом проёме.
А вот кузов был использован от Ultra, поскольку на оригинале он высотой шесть досок, а на моделях SSM / Аист их пять. Мастер, кстати, ещё и внутреннюю расшивку ему сделал.
Я не буду сейчас вдаваться в нюансы дискуссии, которую мы с Александром имели по поводу исполнения отдельных элементов модели. Скажу лишь, что дебаты развернулись бурные, но конструктивные.



Много вопросов вызывала окраска правой части модели, ведь на всех доступных фото реальный автомобиль заснят слева. В конце концов, путём логических умозаключений мы пришли к выводу, что раз столкновение снимали с другой стороны (на фото видны люди с камерой в подъёмной "люльке"), цветографическая схема там должна быть идентичной. Пассажирскую дверь решили сделать чёрной до нижней кромки окна, как и часть задней стенки кабины.
Пришлось повозиться и собственно с покраской. За неимением подходящих декалей белые элементы частично наносились вручную, через трафарет. Вышло нормально, но не идеально ровно.



Примерно месяц спустя модель была почти готова. Почему "почти"? Во-первых, у мастера на руках не было приличной оптики, поэтому на снимках вместо фар пустые "глазницы". Во-вторых, было решено её "запачкать". Несмотря на то, что в коллекции у меня большинство грузовиков – со следами эксплуатации, произведения Александра я не считаю нужным приводить в такой вид, они самодостаточны и не нуждаются в доработках. Но тут он сам признал, что везеринг добавит реализма.

Кому доверить модель для грамотного и ненавязчивого "состаривания"? На этот счёт я не колебался ни секунды. Однозначно, Алексею Глебову из города Иваново, чьи прекрасные работы в "песочнице" показывал когда-то коллега solmi74. (Михаил, ау! Пора прервать обет молчания и снова начать радовать нас своими постами!)

Заручившись согласием Алексея, я приготовился встречать модель, которая уже ехала ко мне в посылке. И от нечего делать, дай, думаю, спрошу Николая Маркова, нет ли у него изображения прототипа с правого бока. Вряд ли, конечно, ведь если б было, он бы выложил его в той статье...
Оказалось – есть! И там всё не совсем так, как мы предполагали: номер 24-72 расположен на двери, а не на кузове. А, значит, необходим ещё и перекрас :/



Раз пошла такая пьянка, было решено также заказать декали. Специально, под эту конкретную модель. Прорисовкой и печатью занимался Максим Прокофьев (ник на форуме maksiprof). Причём заказ выполнил качественно и недорого. Правда, мне пришлось отстоять пару месяцев в очереди (страждущих со своими идеями – навалом), но результат того стоил.

Ну, и Алексей, наконец, мастерски свёл всё воедино, завершив формирование образа. Установил фары с рассеивателями от Три А Студио, травлёные стойки зеркал от Петроградъ, перекрасил где надо, задекалил и деликатно, без излишнего фанатизма "припылил".



В кузов уложен бетонный фундаментный блок ФБС-24-5-6 производства СМУ-23.S, на который нанесена соответствующая маркировка.
Обратите внимание, как великолепно сымитирована потёртость досок! Они пластиковые, но ощущение дерева – стопроцентное!



Дьявол кроется в деталях. Если присмотреться, кронштейны зеркал на модели слегка погнуты – такое часто случается с травлением при пересылке. Но не в этот раз! Ведь погнуты они в точности как на том самом грузовике! А за моделью я лично съездил в Иваново, чтобы не доверять её шаловливым ручонкам наших почтовиков.
Или взять колёса. Мы с Александром упустили из виду этот момент, а Алексей своим взглядом профессионального художника уловил – и выкрасил закраины ободов в светлый цвет, добавив модели очков по шкале копийности.



Вот здесь немножко видны манекены. Выглядят они именно как манекены, но скорее пластиковые, которые стоят в магазинах для демонстрации одежды. Настоящие же, судя по фото, представляли собой металлический каркас с вставками из целлулоида и резины. Цели добиться абсолютного сходства, однако, и не стояло. Лично меня – устраивает!
В салоне, кстати, есть и приборы, и педали, но с моими фотографическими навыками вам остаётся лишь поверить мне на слово ))) Уже не первый раз прихожу к мысли, что надо скооперироваться с кем-то из хорошо снимающих коллег, скажем, с ukko_lintunen. На взаимовыгодных условиях, разумеется!



Вид снизу интересен даже не столько наличием поворотного моста. Я, честно признаться, вообще сомневался в его нужности, ведь в таком виде прототип был обречён двигаться строго по прямой ))) Но с повёрнутыми колёсами снимки вышли заметно живее.
А что-нибудь ещё замечаете? Александр снёс практически все крепёжные отверстия и винтики, оставив всего один, в картере двигателя. Все остальные крепления переделаны на штифты-невидимки. У кого есть под рукой стандартный костромской грузовик, сравните – небо и земля! Разобрать такую конструкцию, правда, сложнее, но оно мне и не надо.



Не всё, конечно, в модели безупречно.
Например, "помять" облицовку мы не догадались. А ведь это, пожалуй, можно было реализовать осторожным тепловым воздействием.
Про поводок левого дворника, который присутствует на прототипе, знали, но забыли – уж очень надолго растянулся созидательный процесс.
Ну, и шины не совсем правильные. Дело в том, что "зубастая шашка" И-252Б появилась в линейке Maestro сравнительно недавно, весной этого года. А на момент создания модели такая резина имелась только у DiP, но она нещадно жрала харьковские диски. Пришлось поставить аналог, И-Н142Б – тоже "шашку", но с менее выраженным протектором.
Впрочем, это всё ерунда, придирки. Ибо со своей главной функцией – сносить крышу – эта модель легко справляется и в своём нынешнем виде.


Tags: 1970-е, автоистория, аист, зил, конверсия, ссср
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →