Безбашенный кран (nobrakes) wrote in diecast_43,
Безбашенный кран
nobrakes
diecast_43

Categories:

Тема недели №69. Карету мне, карету!


Я едва ли погрешу против истины, если предположу, что никто из здешних завсегдатаев не застал времена, когда автомобили скорой помощи в повседневной жизни именовались "каретами" – это выражение давно перешло в разряд устаревших. Сейчас и "неотложка" звучит непривычно, хотя каких-то 30 лет назад это слово было в ходу.
Ну, а я сегодня покажу пару моделей машин как раз из той дремучей эпохи, когда термин "карета" применительно к скорой помощи являлся общеупотребительным. Гужевой транспорт в ту пору был распространён наравне с моторным, особенно в сельской местности, люди в возрасте помнили ещё самые настоящие кареты, запряжённые лошадьми, а производством заказных автомобильных кузовов занимались подчас бывшие каретных дел мастера.



Модели эти я приобрёл в разное время, на разных торговых площадках, у продавцов из разных городов, между которыми – несколько тысяч километров. Но Почта России, прямо как полковник Кольт, уравняла шансы и доставила обе посылки в один день!
Учитывая столь необычное стечение обстоятельств, схожее назначение, концепцию и период создания прототипов, я решил, что если когда-нибудь покажу их широкой общественности, то непременно вместе.



Итак, перед вами – два автомобиля скорой медицинской помощи второй половины 30-х годов. Оба были построены на "газовских" агрегатах, самых распространённых тогда в стране, но получили оригинальные кузова, приспособленные для перевозки больных.



Свой обзор я, пожалуй, начну с машины, знакомой многим по рисунку Александра Захарова в "Исторической серии" журнала "За рулём". С лёгкой руки ведущего рубрики, Льва Шугурова, она получила имя СП-36 ("скорая помощь образца 1936 года").
Гуру советской автожурналистики частенько грешил тем, что придумывал названия безымянной технике. Из лучших побуждений, конечно – для удобства каталогизации и ссылок. Но, забывая упомянуть об условности индекса, он не раз вводил в заблуждение своих последователей, изучающих историю отечественного автомобилестроения.



Родилась эта незаурядная машина в мастерских МАСП – Московской автобазы "Скорой помощи". За основу было взято шасси грузового ГАЗ-АА.
Надо сказать, что "полуторка" в качестве базы для постройки неотложек чрезвычайно широко использовалась вплоть до начала 50-х годов. До запуска в серию ГАЗ-55 в 1938 году проблему нехватки специализированного медицинского транспорта на местах решали своими силами, переоборудуя для этих целей обычные грузовики. Да и после – тоже, ведь производство "санитарок" в Горьком хоть и было массовым, но всех потребностей не покрывало. К тому же война изрядно проредила автомобильный парк.
Этих самопальных конструкций был целый сонм. Как правило, они не имели никакого обозначения, снаружи и внутри выглядели довольно примитивно и кондово, а качество изготовления оставляло желать лучшего. Но данный экземпляр на их фоне стоит особняком.


Фото, с которого делал свой рисунок Захаров. С учётом качества исходника, всё очень точно! Но тёмный цвет крыльев Александр Николаевич не разглядел.
Источник: auto.mail.ru


Снаружи о "полуторке" напоминают только колёса, снабжённые для красоты декоративными колпаками. Кузов обтекаемой формы (деревянный каркас, обшитый металлическими листами) имеет плавные, скруглённые обводы с явной отсылкой к представительскому лимузину ЗИС-101. "Дутые" крылья, как у легкового автомобиля, наклонные облицовка радиатора и ветровое стекло добавляют стремительности. А обилие хрома, бампер сложной формы, накапотная эмблема и дудки сирен придают дополнительный шик.


На этом снимке отчётливо видно, что автомобиль не белый (кружки с вписанными в них красными крестами светлее), а крылья – того же цвета, что и колёса.
На заднем плане можно разглядеть ещё одну медицинскую "карету" на базе ГАЗ-АА, правда, далеко не столь изящно оформленную.
Источник: pastvu.com


Но одним только внешним лоском создатели не ограничились. Была основательно переделана ходовая часть: сзади поставили более мягкие рессоры, а спереди поперечную рессору заменили на две продольные. Дополнительно на обеих осях применили гидравлические амортизаторы, что заметно повысило плавность хода. Поскольку нагрузка на задний мост была небольшой, его оснастили односкатными колёсами, за счёт чего машина имела узкую заднюю колею.
Немало изменений было и в салоне, рассчитанном на размещение до семи человек. "Ширина кузова увеличена, внутреннее оборудование улучшено: сделаны мягкие пружинные сиденья для медперсонала, установлено отопление. Верхние носилки подымаются до потолка, что даёт возможность при наличии одного больного лучше обслужить его", – писал в июле 1936 года журнал "За рулём".


Предположительно, второй экземпляр "СП-36". Фото сделано в 1937 году у Института им. Н.В. Склифосовского, при котором действовала Центральная станция "Скорой помощи".
Источник: pastvu.com


Сколько всего было построено таких машин, история умалчивает. Нетрудно заметить, что "скорые" на снимках отличаются друг от друга луврами капота, формой передних дверей, задних крыльев, окраской и другими деталями. Бампер, колёсные колпаки, спецсигналы, маскот, фонарь над лобовым стеклом, форточки, "винкеры" (откидные указатели поворота) – на одних фото есть, на других нет. Кресты на окнах расположены то так, то эдак. Номерных знаков – аж три варианта. Скорее всего, это минимум два разных автомобиля, уж больно много набирается отличий.


Вероятно, шасси №2 после нескольких лет эксплуатации.
Источник: книга Михаила Соколова "Довоенные автобусы СССР" (2012).


Эффектная и по-своему привлекательная внешность "санитарки" неоднократно обращала на себя внимание моделистов. Первым её воплотил в масштабе 1/43 Виктор Зинченко из Киева, ещё в 90-е годы. Судя по фото, для тех лет модель была выполнена на очень приличном уровне, хотя есть и расхождения с прототипом (в частности, исполнение радиаторной решётки) – вероятно, из-за скудности доступной информации.


Модель Виктора Зинченко.
Источник: modelcarsheritage.ru


Затем, уже в середине 2000-х, свою версию "СП-36" выпустил другой киевлянин, Сергей Каратаев. Работал он под разными вывесками (Киевская мастерская минимоделей, БИЗ, AD Hand-Model) и "прославился" в числе прочего на ниве плагиата (есть мнение, что форма кузова была банально скопирована у Зинченко), а также фантазийными окрасками своих изделий. Поэтому его модель предлагалась в самых немыслимых вариантах, помимо, собственно, медицинского: в образе милицейского "воронка" с зарешёченными окнами, в виде фургона для перевозки хлеба и даже как пикап в окраске Вермахта и кабриолет! Показывать здесь весь этот бред нет никакого желания, у кого крепкие нервы – может пройти по ссылкам.


Модель Сергея Каратаева.
Автор: Олег Кузнецов. Источник: mycoll.ru


В 2013 году третью попытку войти в ту же реку предприняла студия "Колесо". Что характерно, тоже из Киева!
К творчеству этой мастерской у меня неоднозначное отношение. С одной стороны, они находят интересные объекты для воплощения в моделях, консультируются у экспертов-историков (так, с "Руссо-Балтами" им помогает Станислав Кирилец), сами разрабатывают и широко применяют фототравление. В то же время, качество литья из смолы и окраски порой хромает, встречается и совершенно неуместная "экономия на спичках" – сужу по имеющимся у меня образцам их продукции.
Говоря это, нельзя не признать: столичная "скорая" им удалась! Ощущение "маешь вещь" начинается уже с упаковки: качественный бокс, точь-в-точь как у ICV, немудрёный, но и не вызывающий раздражения вкладыш с фотографиями и краткими сведениями о прототипе.



Тираж на нём не указан, и даже в самой мастерской мне затруднились назвать точную цифру: "около 50 штук", как-то так...
Надо заметить, что, хотя на картонку попали изображения разных (как я считаю) автомобилей, прообразом модели послужил первый (или, если хотите, ранний) экземпляр.



При ближайшем рассмотрении позитивное впечатление лишь усиливается: хорошо схваченные пропорции, удачно подобранные цвета, аккуратная покраска, сборка без следов клея.



Проработка тоже радует глаз: фары с рифлёными рассеивателями, травлёные "дворники" и зеркало заднего вида, реалистичные номера, соответствующие прототипу.
Диски и шины – харьковские, в особом представлении не нуждаются. Чего стоят одни только надписи "Ярославский резинокомбинат" на боковинах!



А какая шикарная сквозная облицовка радиатора!



Совсем без "ложек дёгтя", впрочем, не обошлось.
Передняя ось стоит кривовато: расстояние от верхней кромки колеса до крыла слева больше, чем справа. Причём, судя по фото других моделей, эта проблема присутствует на всей партии, то есть "косяк" системный.
Крышка бензобака и дверные ручки отлиты заодно с кузовом, вдобавок размер последних явно великоват.
В передних габаритах отсутствуют стёклышки (в левом ещё и дырки какие-то), а задние фонари сделаны из стразиков. "Пасхалка" на традиционные модельные технологии?
У декалей на окнах видна прозрачная подложка.
С литьём тоже не всё гладко: присмотритесь к подоконному молдингу и особенно к нижней кромке правой передней двери. Кустарщина в чистом виде.



Есть помарки и в части копийности. Крест на фаре-искателе – лишний, задний номер крепился не на кузове, а на левой створке двери, и на ней же была единственная ручка (на модели их две).



Ну, и днище. Про него можно сказать, что оно есть )))
Невзирая на все замечания, модель, на мой взгляд, достойная и заслуживает места на полке. Во всяком случае, я ни секунды не пожалел о её покупке.



Перейдём ко второму герою этого обзора.
О прототипе санитарной "эмки" с удлинённым кузовом и двустворчатой дверью сзади известно чуть больше, чем ничего. А именно – одна-единственная плохонькая фотография из книги 1947 года издания, название которой осталось невыясненным.


Источник: rcforum.ru

Год назад на сайте pastvu.com всплыл ещё один снимок, из газеты "Московский транспортник" за 1939 год. Качество печати, конечно, отвратное, а ретушь просто чудовищная, тем не менее, на нём можно разглядеть такую же, а может, и ту же самую машину. Причём, как будто, тёмного цвета – сравните оттенок с кремовой полосой вокруг окон первого этажа на троллейбусе ЯТБ-3.


Фото изначально было "зеркальным", мне пришлось его отразить.
Источник: pastvu.com


Копия этого автомобиля появилась в 2012 году стараниями мастерской "Уральский сокол" (сейчас за этим именем стоят отец и сын, Владимир и Юрий Шварёвы). На текущий момент она крайняя в семействе из почти трёх десятков (!) модификаций ГАЗ-М1, ГАЗ-11 и их производных, созданных коллективом из Екатеринбурга.


Семейный подряд: Юрий и Владимир Шварёвы.
Источник: gruzovikpress.ru


Подробно расписывать тут плюсы и минусы этих моделей я не буду, пост всё же не о них. Замечу лишь, что почтенный возраст (начало серии "эмок" было положено ещё в 90-е годы!) и некоторая простота исполнения (например, отсутствие травлёных деталей) не мешают им оставаться в моих глазах наиболее точно передающими образ оригинала. А ещё они, простите за банальность, ну очень душевные.



Как следствие, стоит мне их увидеть, внутри меня сразу же просыпается хватательный рефлекс )))
Правда, найти модели УС по вменяемой цене нелегко – мало того, что качественная ручная работа по определению стоит недёшево, так ещё и продавцы дерут втридорога "за имя" (то же самое имеет место с ICV, Kempal, KV, Пивтораком, Жиряковым и др.).



Но почему-то именно с "эмками" мне регулярно везёт! Последние две я купил по тысяче рублей за штуку, да и предыдущие несколько были не сильно дороже. Абсолютно необъяснимый фарт!



Модель "скорой" выполнена по обычной для "Уральского сокола" технологии: кузов и днище – из смолы, мелочёвка – из белого металла. Заказать её можно было как собранной, так и в виде кита (они, кстати, есть в продаже и сейчас).



Готовых "санитарок" было сделано всего 20 штук. Десять моделей собрал Владимир Шварёв (моя – одна из них), ещё восемь – мастер из Клайпеды Максим Микешин в рамках проекта на синем форуме.


Модели "литовской сборки" проще всего узнать по красному обрамлению колёсных колпаков.
Источник: rcforum.ru


Кроме того, Юрий Шварёв изготовил два экземпляра с открывающимися задними створками. Один из них к тому же был в улучшенной деталировке – с номерами, харьковской резиной, окрашенным двигателем и системой выпуска, матовыми стёклами отсека для больных и другими приятными "ништяками". В марте он ушёл с аукциона Scalebay за солидные 10 тысяч.



Хотел бы я, чтобы моя "эмка" снизу выглядела так!



Увы, у моей днище вот такое. Можно сказать, никакое...
С другой стороны, часто ли мы разглядываем "исподнее" у предметов коллекции? Только если там есть на что посмотреть.



В остальном – копия превосходная, придраться решительно не к чему. Безукоризненная покраска, чёткая расшивка, обилие мелких деталей – маскот, подфарники, форточки и даже ручки боковин капота (не говоря уже о дверных) выполнены отдельными элементами.
Тонкая, искусная работа, которую, вместе с тем, не страшно повертеть в руках и покатать по столу.



Вот такие два медработника обосновались у меня на полках. Или, лучше сказать, медработницы – по аналогии с неотложкой и "скорой"?
Пусть не идеальные, но яркие и самобытные модели с историей, погружение в которую оказалось весьма увлекательным занятием.



Tags: 1930-е, автомобили оперативных служб, газ, кустарщина, спецмашины, ссср, уральский сокол
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments