Безбашенный кран (nobrakes) wrote in diecast_43,
Безбашенный кран
nobrakes
diecast_43

Category:

Надо только выучиться ждать!


Эту модель я ждал долго. Очень долго. Если быть точным, полтора года.
Проект по созданию экскаватора ЭО-3322Д от мастерской AASM стартовал в известном месте в октябре 2015 года. И я, само собой, не мог его пропустить, записался одним из первых. Ибо аппарат этот в своём роде эпохальный – первый серийный советский гидравлический экскаватор на пневмоколёсном ходу.



Э-э, ну и что? – спросят те, кто далёк от темы СДМ.
Ключевое слово тут – "гидравлический". Прежде все подобные экскаваторы в СССР имели механический привод лопаты, преимущественно, тросовый. Переход на гидравлику, где энергия от двигателя передаётся рабочим органам за счёт давления жидкости, ознаменовал собой прорыв в универсальности, производительности, быстродействии, удобстве управления. Если подбирать аналог в автомобилестроении, то, пожалуй, это можно сравнить с внедрением электронного впрыска топлива взамен карбюратора.


Опытный ЭО-3322. Как можно заметить, он не очень-то похож на рассматриваемую модель: кабина, капот и ковш совершенно другие, стрела составная, с демонтируемой верхней частью.
Фото из архива Тверского экскаваторного завода. Источник: rcforum.ru.


И, раз уж я начал рассказывать о прототипе, продолжу краткий исторический экскурс.
ЭО-3322 был спроектирован во второй половине 60-х годов в духе новейших мировых тенденций. Приёмочные испытания машина прошла в 1970-м, а два года спустя было развёрнуто серийное производство. Причём сразу на двух заводах – в Ленинграде, где его разработали, и в Калинине (ныне Тверь). В народе их так и называли по месту изготовления: "Ленинградец" и "Калининец". Внешне их проще всего отличить по виду сзади: у первых на противовесе отлита массивная надпись "ЛЭЗ ЭО-3322", а у вторых там пусто.


Серийный ЭО-3322А Калининского завода с кабиной раннего образца.
Кадр из кинокомедии "Живите в радости" (1978). Плохо видно, но за рычагами – Леонид Куравлёв. По сюжету его герою аферисты подсунули угнанный экскаватор, содрав с него за аренду 800 руб. В жизни отпускная цена ЭО-3322А составляла 17 500 руб. (по состоянию на 1973 год).


По сравнению с предшественником – морально и технически устаревшим тросовым Э-302Б – новинка была огромным шагом вперёд, по сути революцией. Концепция и конструкция ЭО-3322 оказались настолько удачными, что он продержался в производстве два десятка лет. Несмотря на то, что уже в 1983 году Калининский завод освоил второе поколение гидравлических землеройных машин – ЭО-3323, предыдущая модель продолжала пользоваться стабильным спросом у хорошо знакомых с ней эксплуатирующих организаций.


Поздний ЭО-3322А Ленинградского завода, уже с новой кабиной и моноблочной стрелой. На заднем плане ещё один абориген советских строек – ЭО-2621А.
Фото сделано в Тарту в 1985 году. Автор: Айву Пылдару. Источник: rcforum.ru.


ЭО-3322 относился к 3-й размерной группе экскаваторов (массой 12-17 тонн). Он предназначался для рытья каналов, котлованов, траншей, колодцев, выполнения погрузочно-разгрузочных операций с грунтом, разрыхлёнными скальными породами, всевозможными сыпучими материалами. Его широко применяли в строительстве, дорожных работах, коммунальном хозяйстве, мелиорации, а благодаря крупным объёмам выпуска он встречался во всех уголках страны. И, конечно, у интересующегося техникой пацана, чьё детство пришлось на 80-е годы, эта машина крепко отпечаталась в памяти.


Отгрузка с Калининского завода новеньких ЭО-3322Б на железнодорожных платформах. Кабина ещё ранняя, зато внутри вместо частокола торчащих из пола рычагов появилась пара джойстиков – на этой модификации было впервые внедрено сервоуправление.
Фото из архива Антона Круглова. Источник: rcforum.ru.


Шасси экскаватора представляло собой сварную раму на колёсном ходу с опорным устройством роликового типа, на котором лежит поворотная платформа. На ней, в свою очередь, закреплены кабина, стрела, двигатель и другие агрегаты.
Интересная особенность трансмиссии – то, что само передвижение машины реализовано через систему гидроприводов. Поперечно установленный в задней части 75-сильный турбодизель СМД-14 (модифицированный силовой агрегат тракторов МТЗ) крутит насос, а тот приводит в действие низкомоментные гидромоторы, обеспечивающие вращение колёс и поворот платформы.


Судя по всему, свежеокрашенный и оттого очень опрятно выглядящий ЭО-3322(Д?).
Фото сделано в Омске в 2008 году. Автор: Константин Лосевский. Источник: rcforum.ru.


Максимальная скорость ЭО-3322 достигала 20 км/ч. Это делало его относительно мобильным: небольшие расстояния экскаватор преодолевал своим ходом, то есть отпадала необходимость в привлечении вспомогательной техники – тягача с тралом.
Кстати, помните, как их обычно буксировали? На жёсткой сцепке за самосвалом, с лежащей в кузове стрелой – дёшево и сердито ;)


Ни одного приличного фото процесса буксировки реального ЭО-3322 я не нашёл, поэтому вот вам его имитация в масштабе 1:43. Тем более, что на нём именно моя модель в паре с "дилерским" КамАЗ-65115.
Фото мастерской.


Благодаря продуманной компоновке центр тяжести располагался достаточно низко. В сочетании с полным приводом это обеспечивало хорошую устойчивость, проходимость и манёвренность на стройплощадке.
Но особенно впечатляла современников невиданная доселе функциональность. Стандартным рабочим оборудованием ЭО-3322 была обратная лопата с ковшом на полкуба (именно этот "канонический" вариант воплощён в модели). Помимо него, универсальная система крепления позволяла использовать более десятка навесных устройств: несколько видов ковшей размером от 0,2 до 0,8 кубометра, двух- и пятичелюстные грейферы, различные разрыхлители, гидравлический молот. Тем, кто трудился на тросовых экскаваторах, такое разнообразие и не снилось.


А вот и практически прототип обозреваемой модели – ЭО-3322Д в характерной для машин производства КЭЗ серо-оранжевой цветовой гамме.
Фото сделано в Ногинске в 2004 году. Автор: Александр Буздин. Источник: techstory.ru.


Ну что, не утомил ещё подробностями? Давайте теперь поговорим о моделях.
Прежде всего, стоит упомянуть, что копия ЭО-3322 уже выпускалась известным петербургским мастером Павлом Кемницем (Kempal Models). Было это в 2009-2011 годах, и с тех пор она стала настоящим раритетом: в продаже её не найти, а если изредка и встречается, то по заоблачной цене. Например, сейчас в одном интернет-магазине за эту модель ничтоже сумняшеся просят аж 27 тыщ деревянных.

Не буду сильно углубляться в детали, всё-таки пост о продукции совсем другого производителя. Скажу лишь, что по нынешним временам экскаватор от Kempal выглядит простовато. Никакого травления, не добавляющая копийности светотехника из стразиков, резина от "элеконовского" ЗИЛ-131, ручка двери отлита вместе с кабиной. Да и в части соответствия прототипу есть вопросы: в модели намешаны черты машин ленинградской и калининской сборки, сымитирован не самый распространённый тип ковша (пятизубый, с прямыми боковинами), штоки гидроцилиндров и перемычка на лобовом стекле толстоваты, грибок воздухозаборника переразмерен...
Мастер отреагировал на критику с присущей ему откровенностью: "Делая модель, мы старались не зацикливаться, ЛЭЗ это или КЭЗ, какого года и какая буква после индекса, а пытались сделать покрасивее и поинтереснее". Скажем так, неоднозначный подход.


Модель ЭО-3322 от Kempal Models.
Автор: Олег Кузнецов. Источник: ussrtoscale.com.


Вместе с тем, надо отдать должное Павлу: вживую его изделия чрезвычайно хороши! Качество сборки и покраски не вызывает нареканий, все рабочие механизмы подвижны и фиксируются в любом положении. А ещё греет душу приятная тяжеловесность, ведь за исключением смоляных кабины и капота, все остальные элементы модели выполнены из металла.
Остаётся добавить, что в самое ближайшее время свет увидит полностью переработанный ЭО-3322 от Kempal, причём с разными вариантами кабины, стрелы и навесного оборудования. И, судя по первым тизерам, это будет бомба.


Выштамповка на противовесе указывает на Ленинградский завод, хотя схема окраски взята от калининских экскаваторов.
Автор: Олег Кузнецов. Источник: ussrtoscale.com.


Но вернёмся к герою этого поста. Мастерская AASM из Саратова впервые заявила о себе в июле 2015 года. Аббревиатура в названии расшифровывается как AlexAnd Scale Models, а стоят за ней всего два человека – Александр и Андрей.
Дебютным проектом тандема стало изготовление модели двигателя КамАЗ-740 в сборе с коробкой передач. Он был неплохо проработан и, несмотря на весьма высокую цену (см. картинку), нашёл своих покупателей и заслужил лестные отзывы.
Параллельно Андрей (уже от своего имени, без упоминания AASM) реализовывал на форуме киты навесного оборудования для доработки журнальных тракторов: отвалы, бары, щётки.
В обоих случаях заказы исполнялись быстро, покупатели оставались довольны.
Кроме того, я видел фотографии работ второго мастера, Александра, и они произвели на меня очень благоприятное впечатление.


Линейка двигателей КамАЗ от AASM, на всякий случай названных "Силовой агрегат 740" – чтобы копирасты не докопались. По-моему, излишняя предосторожность.
Фото мастерской.


К чему столь длинное предисловие? Да к тому, что к моменту объявления записи на ЭО-3322Д я был совершенно искренне убеждён: проект годный. И, видимо, так думал не я один, ибо кроме меня выразили интерес и внесли невозвратный аванс 2000 руб. ещё два десятка человек. Кто бы знал, во что всё это выльется...
Но об этом позже, а пока расскажу, что же нам обещали. Концессионеры, отвалившие в итоге 12 000 руб., должны были получить выполненную с нуля из пластика, полностью функциональную модель. За основу была взята копия экскаватора, сделанная Александром для себя ещё в 2010 году. Её предполагалось доработать, улучшить деталировку (в частности, добавить двигатель, харьковскую резину) и исправить недочёты (полая снизу стрела, отсутствие скруглений на боковинах ковша и др.).


Готовая модель образца 2010 года.
Фото мастерской.


Начиналось всё хорошо. Андрей регулярно появлялся в теме проекта и информировал о ходе работ. Но время шло, а ни одной готовой модели не было. Естественно, народ, и я в том числе, начал напрягаться, градус недовольства рос с каждым днём.
Наконец, год назад, в начале июля, забрезжил свет в конце туннеля: публике продемонстрировали законченную мастер-модель и огласили, что первый товарный экземпляр отправится к заказчику в этом же месяце. И вот тут Остапа, то бишь мастерскую, понесло.
В тот же день мне в личку пришло предложение оплатить остаток суммы (10 000 руб.) и стоимость почтовых услуг (400 руб.), с заверением, что моя модель, сделанная в точном соответствии с озвученными мной пожеланиями, будет готова во второй половине августа. И я, окрылённый выложенными фото, быстренько перевёл деньги...
Как потом выяснилось, аналогичные письма пришли и другим подписчикам. И многие, как и я, повелись. Причём мне ещё подфартило: я среагировал одним из первых и в очереди оказался под №2. Однако даже мне до получения вожделенного экса оставалось очень далеко.


Мастер-модель образца 2016 года.
Фото мастерской.


Первый счастливчик, мой хороший знакомый из Питера, дождался свою модель лишь в конце сентября. Как и он, я заказал версию со следами эксплуатации, но сперва решил убедиться в наличии у мастера необходимых навыков "обгадинга". По моей просьбе мне скинули на почту образцы его работ. Увиденное мне понравилось, и я дал согласие на состаривание.
Казалось бы, процесс пошёл, дело сдвинулось с мёртвой точки! В теме было объявлено, что "отправка готовых моделей запланирована на конец ноября – начало декабря, порядка 7-10 шт. сразу."
В ноябре мне прислали фото "почти завершённой" модели, правда, почему-то без кабины, и я произвёл доплату за везеринг (ещё 3000 руб.). В начале декабря Андрей отписался, что мой экскаватор готов и уедет ко мне до Нового года, но только когда будет собрана вся первая партия из 10 моделей. На мой резонный вопрос, зачем тянуть, был получен ответ, что им некогда "стоять каждый день на почте по 2-3 часа из-за одной посылки". Я выразил недоумение, ведь киты тракторных навесок по другим проектам заказчикам как-то высылались, но в силу врождённой бесхребетности интеллигентности согласился подождать ещё.


Моя "почти завершённая" модель (по версии мастерской).

В конце декабря сроки вновь сдвинулись, теперь уже на январь-февраль. В качестве оправдания приводились технологическая сложность проекта и нехватка рабочих рук, т.к. изготовлением моделей занимается один мастер – тот самый Александр.
Прошёл ещё месяц с лишним, и мне сообщили точную дату отправки – 15 февраля. Разумеется, в этот день ничего не случилось. Со слов Андрея, мастер болел, и вообще, "у него есть тоже и семья, и личная жизнь, и какие-то в жизни трудности".

Тем временем в марте ситуация приобрела неожиданный оборот. После вопроса одного из пайщиков, не хочет ли Андрей вместо "стряпания" новых навесок помочь мастеру со сборкой экскаваторов, дабы поскорее закрыть долги, внезапно выяснилось, что в данном проекте он выступает в качестве менеджера по связям с общественностью, и с него взятки гладки. Вот за свои киты он в ответе целиком и полностью, а тут, понимаешь, надо было "внимательно смотреть, от кого проект, чтобы не возникало больше вопросов и претензий". От такого финта ушами я, мягко выражаясь, прифигел, а надежда на скорый хэппи-энд стала стремительно таять.
Как вдруг в середине апреля мне присылают заветный трекинг-номер! В переписке Андрей поведал, что ему удалось переубедить мастера отправить мне модель, не дожидаясь готовности остальных. Оставлю эту любезность без комментариев.


Коллега diecast43 давеча костерил DiP за их сертификаты. А что вы скажете вот об этом? )))

Полученная посылка три недели пролежала у меня дома нераспакованной. Удивительное дело – мне даже притрагиваться к ней не хотелось! А всё из-за накопившегося негатива, вызванного некрасивым поведением организаторов проекта и многочисленными "завтраками", которыми я был сыт по горло. Плюс, скажу честно, я опасался разочароваться в том, что лежало внутри.
Поостыв и придя в себя, да ещё под нажимом коллег с форума, которые вежливо, но настойчиво просили поделиться впечатлениями от модели, я наконец вскрыл коробку, и... Что это, Бэрримор?!



Нет, справедливости ради, меня предупредили, чего ожидать. Но моя досада от этого меньше не стала. В конце концов, я заказывал и оплачивал готовую модель! А получил россыпь компонентов для самостоятельной сборки. И это не почта постаралась, содержимое посылки добралось до меня в целости и сохранности. Просто мастерская таким образом упростила себе задачу, снизив вероятность повреждений при пересылке. И заодно переложив часть своей работы на покупателя. Лично для меня это второй по значимости негативный момент в данном проекте.



Кто-то скажет: подумаешь, приклеить несколько деталей, дел на 5 минут. Для умелого человека – наверное, да. Для рукож...па вроде меня – геморрой ещё тот. И риск испортить дорогую вещь.
Ну, ладно, я справился. Ухитрился даже сделать всё аккуратно и ничего при этом не сломать. Но всё же я убеждён, что готовую модель вполне можно отправлять и в собранном виде. Нужно лишь чуть больше заморочиться и продумать надёжную упаковку.



Сам экскаватор, безусловно, хорош и, как по мне, своих немалых денег стоит. Это касается и соответствия прототипу (каких-то глобальных, стоящих упоминания "ляпов" я не углядел), и эффекта от модели в целом. Очень ажурная, детализированная, с превосходным функционалом. Загибайте пальцы: поворотный мост, действующие амортизаторы, вращающаяся платформа, рабочая стрела, опускающиеся опорные башмаки, подвижное буксирное устройство в комплекте со штангой, съёмные боковые панели мотоотсека и откидывающаяся на петлях задняя крышка.
Плюс разные приятные мелочи, вроде аптечки в кабине или таблички завода-изготовителя возле двери. Следы эксплуатации тоже выполнены замечательно: реалистично и без перебора. Короче, супер!



Правда, при этом модель довольно хрупкая, и обращаться с ней надо с великой осторожностью. Недостатком я это не считаю, всё же изделие предназначено для стояния на полке, а не для игр в песочнице. Но помнить об этом необходимо: с меня даже при фотосессии семь потов сошло.



Модель изображает модификацию ЭО-3322Д производства Калининского завода – это видно и по отсутствию надписи на противовесе, и по схеме окраски. Эта версия выпускалась ориентировочно в 1985-1991 годах и была одной из самых массовых в многочисленном семействе ЭО-3322 (А, Б, Б-1, В, Д, Е, И).
От более ранних машин её отличают иные кабина и капот, сервоуправление и моноблочная стрела. Все эти особенности скрупулёзно воспроизведены в модели.



А сейчас о минусах. Их немного, и лично мне они настроения не портят, но умолчать о них я не могу.
Гидроцилиндры стрелы довольно слабые и удерживают её лишь в полностью поднятом вверх положении (как на фото ниже). В противном случае ковш либо лежит на земле, либо его можно упереть в буксирное устройство для имитации транспортного положения.



Дворник – две спаянные проволочки в традициях "Вектора" и "Киммерии" – в эпоху повсеместного применения фототравления выглядит откровенно убого.
Фары, похоже, изготовлены самостоятельно – они не имеют рифления и не идеально круглые. При том, что для этих деталей есть отличные aftermarket-решения. А задние фонари – просто пупырышки, по которым мазнули красной краской. Поворотники, замечу, спереди и сзади прозрачные, к проблесковому маячку тоже претензий нет.



На моих фото на модели не установлено зеркало заднего вида. Сделано это по двум причинам – во-первых, с кронштейна немного облезла чёрная краска, во-вторых, из-за отсутствия "отражающего элемента" (то и другое, разумеется, легко поправимо, но не моими руками). Надеюсь, что фольгу не наклеили по причине простой забывчивости, и на моделях других заказчиков она будет, в противном случае это уровень журнальных серий.
Вот, собственно, и все мои замечания – по большому счёту, ерундовые.



Ещё раз повторю: получившийся результат, на мой взгляд, классный. Но эпопея со сбором денег за "виртуальные" модели – это даже не ложка дёгтя в бочке мёда, это не знаю, как назвать. Как в том анекдоте: мат опустить? Тогда считайте, что я промолчал.
И, конечно, обидно за других очередников. Две модели за полтора года! Такими темпами последние оплатившие получат свои экскаваторы лет через семь. Надо только выучиться ждать...



P.S. Вот что шашлыкинг животворящий делает! Этот пост, едва начатый, отлёживался у меня где-то месяц. А после задушевного общения с собутыльниками единомышленниками я сел за ноутбук – и за пару вечеров его добил. Мораль: надо чаще встречаться!


Tags: kempal models, кустарщина, ссср, экскаватор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →