blagov78 (blagov78) wrote in diecast_43,
blagov78
blagov78
diecast_43

Category:

Народный SAAB 96

Я не большой знаток шведских автомобилей, просто, разглядывая в детстве ГДРовские ежегодные альманахи Motor-Jahr, часто видел снимки необычных стремительных 96-х и 99-х моделей Saab. Их своеобразный дизайн мне нравился индивидуальностью и тем, что они жили в ногу со временем, постоянно меняясь к лучшему, оставаясь неизменно стильными. Естественно, мне пришлось обзавестись моделью одного из них. Из разнообразия моделей разумной для меня ценовой категории мне не понравилась ни одна. То колеса крупноваты, то форма переврана, везде терялось впечатление от машины. Хорошо, что у IXO появилась раллийная версия, где за яркой раскраской и обилием мелких деталей недостатки формы не так заметны.




Фабрика Saab Шведской авиационной корпорации /Svenska Aeroplan Aktie Bolag/ была построена в 1938 году в городе Тролльхеттен /Trollhatten/. Продукцией корпорации, естественно, были военные самолеты, необходимые для соблюдения нейтралитета. В 1944 году, в конце войны, началась работа над самолетами Saab 90 (25-30 пассажиров) и Saab 91 (личного пользования). А вот проект Saab 92 уже был автомобилем.

Авиационный подход к проектированию и испытания масштабной модели кузова в аэродинамической трубе привели к созданию оригинального прототипа Ursaab с Cx равным 0,33. Правда, автомобиль получился не очень красивым, а после улучшения дизайна /дизайнер Sixten Sason/ аэродинамика ухудшилась до Сх=0,35, но после трехлетней работы автомобиль Saab с индексом 92 был показан журналистам 10 июня 1947 года. Первый серийный экземпляр был выпущен в декабре 1949 года и выпускался до 56-го /всего выпущено более 20 000 автомобилей/.

Несущий кузов без выступающих крыльев, независимая торсионная подвеска, реечное рулевое управление, обгонная муфта в трансмиссии /переключение передач без использования сцепления/, 25-сильный продольно расположенный двухтактный двухцилиндровый мотор и максимальная скорость 105 км/ч. Фирменный цвет был авиационным зеленым /напоминает историю черного цвета Ford/. Только в 1952 году была расширена цветовая гамма и появилась крышка багажника, до этого багаж загружали через салон.

Следующая улучшенная модель 1954 года Saab 93 фактически была трехцилиндровым вариантом Saab 92 и имела уже пружинную подвеску. С ней Saab вышел и на внешний рынок. Менялся внешний облик автомобиля: увеличилось заднее стекло, с лобового исчезла перемычка, появилось новое оформление передней части кузова. Открытый Saab 94 /более известный как Sonett/ - спортивная версия Saab 93 - развивал 160 км/ч при весе 500 кг.

В 1959-м выпущена грузопассажирская модель Saab 95 /двухместный фургон или семиместный универсал с сиденьями заднего ряда, развернутыми спинками вперед/. Интересны дизайнерские решения, позволившие соединить аэродинамический кузов с объемом задней части универсала. Универсал производился до 1978 года и все изменения проводились параллельно с Saab 96.

Без такого длинного вступления была бы не очень понятна преемственность героя рассказа, являвшегося логическим продолжением своих предков. Saab 96, появившийся в 1960 году, стал для Швеции таким же народным автомобилем, как VW Beetle в Германии, Citroen 2CV во Франции и Trabant в ГДР. Он производился долгие 20 лет - с 1960 по январь 1980 года (последние два года - только в Финляндии).




Длина передней части автомобиля была впоследствии удлинена в рамках подготовки к новому двигателю. Радиатор стал устанавливаться впереди, а не сверху-сзади двигателя. Исчезли рудиментарные плавники задних крыльев. Проемы лобового и заднего окон были увеличены в 1968 году. Многочисленные изменения дизайна автомобиля позволяли ему всегда выглядеть современно: менялись элементы кузова, форма колесных арок, передний свес, но всегда оставался красивым стремительный профиль автомобиля.

Изображения, иллюстрирующие прогресс экстерьера Saab 96.




Первоначально Saab 96 имел доставшийся от предшественника продольно установленный двухцилиндровый двигатель Saab и 38-сильный трехцилиндровый. В моделях Sport и Monte Carlo использовалась версия с мощностью 57 л.с. с тройным карбюратором и впрыском масла. Saab 96  и его родственник Saab 95 оснащались рычагами переключения передач на рулевой колонке. Коробка имела три передачи без синхронизации первой, позже появился вариант с четырьмя скоростями и синхронизированной низшей передачей. Передняя подвеска - двойные поперечные рычаги с пружинами, задняя - U-образная подпружиненная ось. Для всех колес использовались телескопические амортизаторы. До 1967 года автомобиль имел тормозные барабаны, с 1967 - передние стали дисковыми, начиная с модели 96V4.

В 1967 году Saab начали продавать с четырехтактным 1498 куб. см двигателем Ford Taunus V4. И с этим связана целая история. Мнение о необходимости нового четырехтактного двигателя не было поддержано руководителем компании Tryggve Holm и Рольфу Мелльде /Rolf Mellde/ - эксперту Saab по спортивным автомобилям, занимавшемуся тестированием различных двигателей для компании, пришлось за спиной руководителя заручиться поддержкой сына крупного акционера Saab. После утверждения руководством выбранного таки предложенного двигателя Рольф Мелльде взял отпуск и уехал в северную Италию, чтобы втайне заняться испытаниями построенного прототипа 96V4. После, в обстановке секретности, началась подготовка к производству новой версии автомобиля. За 5 месяцев до начала производства только 7 человек знали о новой модели. Специально была образована дочерняя компания для покупок новых деталей. Отдел закупок Saab, например, узнал о происходящем только после неожиданной отмены заказов на кабели для двухтактников. Потом посвятили в интригу еще 40 специалистов, причастных к внесению изменений в конструкцию автомобиля. Тайна для потребителей все же раскрылась незадолго до официального объявления о новой модели, когда кто-то из журналистов заметил загруженные на грузовик новые Saab 96 с наклейками V4.

Оригинальный Фордовский мотор был сыроват и из-за несовершенной системы охлаждения постоянно перегревался. Saab решил вопросы отвода тепла и довел мотор до ума. В 1968-м состоялась смена цветовых решений автомобиля. Изменений в Saab 96V4 с течением времени было множество: несколько видов решетки радиатора, замена круглых фар на прямоугольные, появление подогрева сидений, вытяжные ремни безопасности, увеличенная задняя оптика, травмобезопасная рулевая колонка, боковые зеркала, сиденья, смена логотипа после перехода в 1969 году SAAB Automobile к Scania. В 1968 году было начато производство нового Saab 99 и 96-й перестал быть основной моделью, но выпуск не был прекращен и некоторые детали с новой машины были использованы в народном Saab 96. Всего за годы производства были выпущены автомобили в количестве 547 221. Дата изготовления последнего автомобиля Saab 96 - 11 января 1980 года (Valmet Automotive, Uusikaupunki, Финляндия). С конвейера он прямиком отправился в музей.

Спортивная карьера автомобиля позволила ему заслужить репутацию надежного и прочного автомобиля, что не могло не сказаться на успешных продажах. Успехи в 1960, 1961, 1962 (RAC Rally) и в Монте-Карло в 1962 и 1963 связаны с именем Эрика Карлссона.

Прототип модели - автомобиль экипажа 26-го Международного Шведского ралли 1976 года. Пер Торстен Эклунд и штурман Бьерн Седерберг завоевали 1 место на Saab 96V4.







Модель яркая – цвет способствует хорошему впечатлению, снабжена обилием специфических деталей: дополнительные фары, стеклоочистители фар, ремень, удерживающий капот от нештатного открывания, в салоне – силовой каркас, реклама на бортах и имена экипажа.




Задние фонари в 1976 году были еще не самыми большими. Неплохо выглядят выхлопная труба и брызговики с нанесенной маркой.




Круглые фары, но уже измененная облицовка радиатора.




Боковые молдинги, еще круглые боковые зеркала.




С формой пассажирского бокового окна есть проблемы, да и общая замыленность никуда не делась, хоть и спряталась за наклейками.




Дворники лобового стекла пластмассовые, но форма более удачная, чем скребок, на мой взгляд, на фарах все же тонковато травление.




Бамперы металлические и окрашены в черный цвет, до пластика еще пара лет.




Спасибо, что дочитали до последних строк. Надеюсь, было интересно.
Tags: ixo, saab, ралли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments