SteveLar (stevelar) wrote in diecast_43,
SteveLar
stevelar
diecast_43

Category:

Сложный, шумный и прожорливый автобус. ЗИС-154 от Vector-Models

Серийный городcкой автобус ЗИС-154 (1947-1950г.г.).
Для решения проблемы пассажирских перевозок в крупных городах в 1946 г. была создана триада городских транспортных средств, унифицированных по кузову: троллейбус МТБ-82Д, трамвай МТВ-82, автобус ЗИС-154. Их кузова набирались из унифицированных секций на каркасе, который обшивался панелями из 2-мм дюралюминия. В конструкциях широко использовались алюминиевые профили, одинаковых размеров стекла, арматура, сиденья, двери. Первые две машины небольшими партиями начало изготовлять в 1946 г. одно из московских предприятий авиационной промышленности – ТМЗ. Автобус же освоил в 1947 году ЗИС. Следует отметить, что унификация не дошла до своего логического конца: автобус имел несущий кузов, в то время как у троллейбуса и трамвайного вагона несущим элементом служила сваренная из стандартных швеллеров рама.
Шасси автобуса имело индекс ЗИС-122, кузов – ЗИС-190. Первый автобус собрали 8 декабря 1946 года, в 1947 году собрали 80 автобусов. На первых 75 машинах из-за ненадёжности дизеля ЯАЗ-204Д (автобусная модификация мощностью 112 л. с.) ставился дизель GMC-4-71. В 1948 году собрали 404 автобуса, в 1949 году – 472 автобуса. Остальные 207 – в 1950 году. Подбирая наилучший двигатель, ЗИЛ проводил опыты со спаркой двигателей ЗИС-120 (оппозитный 12-цилиндровый ЗИС-122Б 180 л. с.). А дефорсированный вариант ЗИС-110 (105 л. с.) был установлен на последние 50 автобусов ЗИС-154А (шасси ЗИС-122А). Всего выпущено 1165 автобусов всех модификаций.
В силу сложности конструкции, чрезмерно большого расхода топлива, а также повышенных шумности и дымности, производство ЗИС-154 было свернуто в 1950 году.
В конце 50-ых годов, когда дизель ЯАЗ-204Д довели до ума, начали разыскивать оставшиеся ЗИС-154. После установки ЯАЗ-204Д или ЯАЗ-206 (6 цилиндров, 165 л. с.) динамика автобуса радикально улучшалась, такие автобусы эксплуатировались до конца 60-х годов.
Автобус ЗИС-154 во всех отношениях необычная конструкция: заднее расположение двигателя, несущий кузов, входная дверь перед передним колесом, сиденье водителя с регулировкой по высоте, расстоянию до руля и углу наклона спинки, а главное – электрическая трансмиссия.
ЗИС-154 был первым в стране дизель-электрическим автобусом. Располагавшийся в хвостовой части машины 110-сильный дизель ЯАЗ-204Д был спарен с генератором постоянного тока (это агрегат размещался под задним пятиместным сиденьем). Тяговый электродвигатель, расположенный под полом кузова, через карданный вал передавал крутящий момент заднему ведущему мосту. Для изменения направления служил электрический переключатель хода, а величина тягового усилия на ведущих колесах устанавливалась автоматически, без вмешательства водителя.
Интересный факт: в Тбилиси были троллейбусы, переделанные из единственных серийных автобусов с электротрансмиссией ЗИС-154. К ним еще приваривали противовес сзади, так как после демонтажа двигателя передняя площадка начинала перевешивать.
Кроме того, по некоторым сведениям, в 1956 году (!) был создан опытный санитарный автобус на шасси ЗИС-154, который сразу планировался для санитарного использования – имелась дополнительная дверь в левом борту для погрузки/выгрузки носилок (сказывалась недавняя война).
Эту модель я получил давным-давно. Было то чуть позже, чем тогда, когда ClassicBus еще только начал выпускать свои первые автобусы, в том числе и ПАЗ-672М (который я тогда и приобрел). Денег хватало лишь на покупку модели уровня «Автолегенд» за пару тысяч деревянных.
Глядя в сети на модели украинской мастерской, приходилось только пускать слюни и жалеть о том, что доходы не позволяют поставить на полочку ни одной модели от данного производителя. Тогда не было ни переработанных в дальнейшем выпусков первых сырых моделей того же КБ, ни ССМ, ни Ультры и уж тем более ДИП.
И вот час пробил, день настал. Несколько автобусов конторы «Вектор» таки встали на мои полочки. Уже несколько позже, поставив тот же ЗИС-155 от мастерской рядом с ЗИС-127 китайского изготовителя, я понял, что такое современность, а где остался прошлый век.
Странно, но по тэгу "ЗИС" конкретно 154-ю модель найти удалось только в одном экземпляре у коллеги vodolaz75, то была французская журналка; в большинстве же своем были посты о ЗИС-155…
DSC05967.jpg
Необходимо отметить также, что конструкция корпуса ЗиС-154 разработана на основе американского автобуса GM TDH-3610.
Что же до модели...
Поначалу традиционно - общий вид спереди:
DSC04731.jpg
На модели достаточно неплохо сымитированы заклепки.
Но отливка проемов аншлага и окон -  из ряда вон, конечно.
Дворники - из проволоки:
DSC07875.jpg
Внутри кабина водителя окрашена в синий цвет:
DSC04032.jpg
В салоне имеются коричневые сиденья. Немного пластилинообразные, но в целом неплохо:
DSC07877.jpg
Оранжевые габариты на ЗиС-154 выглядят нелепо: они должны быть зеленого цвета. И только. Это же касается и ранее показанного мною автобуса ЗИС-155 от этого же производителя. Иногда силами ремзаводов, троллейбусных депо или автобусных парков (так было в последние годы эксплуатации упомянутых машин в Минске) изготавливали "самопальные" стекляшки габаритов. Как правило, полимерные. Но это уже было исключением из правил.
Покрашена модель (в таком приближении это видно особо четко) безобразно.
Эмблему и название завода-изготовителя можно было бы выполнить травлением, тогда они бы заиграли.
На фарах головного света есть рифление, но это не спасает, ибо установка фар крива.
Обилие серебрянки вместо хрома так же не добавляет шарма.
Боковое зеркало заднего вида - на проволоке.
Буксировочные устройства сделаны из чего-то такого, что более всего подходило по масштабу:
DSC07876.jpg
В СССР в послевоенное время остались-таки старенькие трудяги ГАЗ-ААА. Они жили вместе на дорогах того времени:
DSC07782.jpg
ЗИС-154 от Vector-Models и ГАЗ-ААА от "Двигатель":
DSC07781.jpg
Вид на модель сверху:
DSC04722.jpg
Оставались на дорогах и довоенные ЗИСы.
DSC07780.jpg
ЗИС-154 (Vector-Models) рядом с лесовозом на базе ЗИС-6 (ЛОМО-АВМ):
DSC07779.jpg
Вид слева в профиль:
DSC04742.jpg
Салон видать плохо:
DSC04732.jpg
Переднее колесо.
Шины имеют некий рельеф, но надписей никаких нет:
DSC07878.jpg
В салоне:
DSC07972.jpg
Заднее колесо:
DSC07879.jpg
Издалека решетка вполне себе добротна и даже красива, но вблизи оказывается измазанной в красной краске:
DSC04737.jpg
В военное время на заводе ЗИС изготавливали упрощенную модель ЗИС-5, получившую в индексе литеру "В". Часть их также осталась на дорогах после войны:
DSC07787.jpg
Герой поста и двухкабинный ЗИС-5В от MiniClassic:
DSC07788.jpg
Общий вид сзади.
Задние окна на модели мелковаты:
DSC07970.jpg

DSC07971.jpg
Еще раз салон:
DSC04719.jpg
Задняя оптика - из цветного пластика. Ранее меня сильно радовал тот факт, что она выполнена отдельными деталями. Сейчас этот и многие другие моменты нивелированы общим исполнением.
В частности, тем, как нанесена декаль дублера ГРЗ (наличие его также было в числе плюсов):
DSC04720.jpg
Два автомобиля послевоенной эпохи: элитный и общественный:
DSC07783.jpg
ЗИС-110 от НАП получился размыт, аки в движении:DSC07784.jpg
Вид справа:
DSC04728.jpg
Габарит-капля на крыше - тот же цветной пластик:
DSC04723.jpg
Двери на входе. И на них четко видна граница разделения цветов. К несчастью для меня, чудовищная:
DSC04725.jpg
Заклепки и крышка бензобака:
DSC04727.jpg
Оконные проемы на дверцах выхода (вдобавок к границе цветов):
DSC04724.jpg
Задний красный каплевидный габарит:
DSC04721.jpg
Случайно доживший до 50-х годов ГАЗ-64:
DSC07785.jpg
Вектор и НАП:
DSC07786.jpg
Донышко:
DSC04738.jpg
Несмотря на пластилиновость" и кривизну, оно гораздо детализированнее таковых у журнального и КБ.
Запаска, правда, позорно сделана:
DSC04741.jpg
Масштаб искать здесь:
DSC04740.jpg
Имитация двигателя и трубы глушителя. Не ДИП, но приятно поразглядывать:
DSC04739.jpg
А вот и ДИП. Без соседа в виде ГАЗ-51 тоже никуда:
DSC07790.jpg
ЗИС-154 от Vector-Models возле ГАЗ-51П от DIP-Models:
DSC07789.jpg
3/4 сверху:
DSC04745.jpg

DSC04744.jpg

DSC04743.jpg

DSC04746.jpg
На улице:
DSC07778.jpg
В ассортименте мастерской Вектор-моделс есть модели в нескольких категориях в зависимости от материала, степени сложности и пр., каждая обозначена определённой литерой, а именно:
«V» - модели с металлическим корпусом
«Р» - корпус выполнен из пластика

«W» - усложнённые моделей с внутренней обшивкой

«С» - модели-конверсии (конверсия = существенное преобразование)
«Т» - тюнингованные модели (тюнинг = усовершенствование (доработка, доводка, улучшение)).
DSC04736.jpg
Постскриптум.
Коробочка у В-М, как заведено, простая, картонная. На ней имеется обозначение модели:
DSC04346.jpg
На лицевой стороне - фотография прототипа и ТТХ:
DSC04345.jpg
Немного о прототипе:
DSC04344.jpg
Модель автомобиля: ЗИС-154
Период выпуска прототипа: 1947-1950 годы
Производитель: Vector-Models
Дата выпуска: -
Краткое мнение: отличная вещь на момент покупки
Оценка:
Качество: 3 из 5. И сборка, и покраска, и отливка.
Детализация: 3,5 из 7. Не вдаваясь в подробности.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Что-то Вектор, скорее всего, с прототипом напутал, у них без этого никуда. Но в целом, опять же, годно.
Узнаваемость: 2 из 2. Узнаваем.
Харизма: 4 из 5. Присутствует.
Коробочка: 0,5 балла из 1,75. В соответствии с градацией.
Итого: 17 из 24,75.
Вес: 374 грамма.
Цена: 3500 рублей с рук.
Tags: 1940-е, 1950-е, автобусы, вектор, зис, кустарщина, ссср
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments