Юкко Линтунен (ukko_lintunen) wrote in diecast_43,
Юкко Линтунен
ukko_lintunen
diecast_43

Categories:

Американский французский "пруль"

Оригинал взят у ukko_lintunen в Американский французский "пруль"

Сегодня хочу показать модель, которую купил просто потому, что она понравилась мне сама по себе. И только потом выяснил, что за ней стоит довольно интересная история. Итак, Hotchkiss Anjou 1950/51 года, масштабная модель которого выпущена в серии IXO Museum (каталожный номер CLC185).



Бенджамин Беркли Гочкис (Benjamin Berkeley Hotchkiss, 1826-1885 гг.) — известный американский оружейник, успевший поработать на родине и с Кольтом, и с Винчестером, а после основания собственной компании, поставлял оружие северянам в гражданской войне США. Когда война закончилась, он перебрался во Францию, где, при поддержке французского правительства, в 1867 году была основана Hotckiss et Cie (фамилия произносится "Очкис", что не совсем благозвучно звучит для русского уха, поэтому в нашем произношении он Гочкис).



В 1873 году появляется знаменитая пятиствольная револьверная 37-мм пушка (скорострельность до 43 снарядов в минуту на дистанцию до 1500 м), которую приняли на вооружения французская, германская, нидерландская и российская армии. Более того — эта пушка по лицензии производилась прямо в России, на тульском оружейном заводе. В 1875 году строится новый завод в Сен-Дени (под Парижем), а в 1885 году, в возрасте 58 лет, Б. Б. Гочкис уходит из жизни, руководство компанией переходит к его заместителю Альфреду Кернеру.

В целях развития бизнеса Кернер заключает контракты с такими автомобильными компаниями, как Panhard et Levassor, De Dion-Bouton и других, изготавливая блоки двигателей и коленвалы. К 1902 г. руководство компании осознало, что имеющиеся ресурсы позволяют наладить выпуск полноценных автомобилей под собственной маркой. В качестве источника вдохновения был приобретен, разобран и изучен автомобиль Mercedes Simplex (1902-1909 гг.), а на должность главного автоконструктора Hotchkiss et Cie. переманила Жоржа Терассе (Georges Terasse) из компании Mors. Его помощником стал Ахилл Фурнье (Achilles Fournier), брат известного в те времена автогонщика Анри Фурнье (Henri Fournier — к слову, он был ещё и авиатором, а рассказ о его полёте на аэроплане над Парижем в российской газете породил известное выражение "как фанера над Парижем").

Первый автомобиль Hotchkiss 17CV появился уже в 1903 г. Эмблемой этого и всех последующих автомобилей Гочкисс стали две перекрещенные пушки, как дань оружейным традициям компании.

Подробно расписывать всю историю автомобильного подразделения компании Hotchkiss et Cie. не стану, желающие могут полюбопытствовать здесь и здесь. Во время ВОВ компания была передана во владение фирме Пежо (Peugeot). После окончания войны во Францию возвращается бежавший от фашистов в Канаду прежний руководитель Hotchkiss et Cie. Генри Эйнсуорт, которому Пежо возвращают контроль над компанией. Возобновляется производство грузовых и легковых автомобилей.

В 1950 году руководивший компанией с 1923 года Эйнсуорт уходит в отставку, а контрольный пакет акций компании снова возвращается в Пежо. Тогда же появляются две новые модели Hotchkiss: Gregoire и Anjou. Первая была названа в честь дизайнера машины Жана-Альбера Грегуара, и имела передний привод, оппозитный 4-цилиндровый двигатель, бездисковую конструкцию колёс. В конструкции кузова и двигателя широко использовался алюминий. Внешность машины была весьма неординарной, что, вместе с высокой ценой, отпугнуло покупателей: за всё время удалось продать всего 247 единиц (седанов и купе).



Модель Anjou была названа в честь исторической французской местности, родины галлов (читавшим романы А. Дюма знаком такой персонаж, как герцог Анжуйский). Машина была более традиционной и более успешной. Оставаясь представителем премиального сегмента и развивая проверенные технические решения моделей 486 и 686, она продавалась гораздо лучше — своих покупателей нашли 5465 автомобилей. Габариты машины составляли 4850 х 1770 х 1550 мм (длина х ширина х высота), а колёсная база различалась для машин с 4- и 6-цилиндровым двигателем (2920 мм и 3090 мм соответственно). 4-цилиндровый двигателй объемом 2,3 л выдавал около 75 л.с., что позволяло машине разгоняться до 130 км/ч, а 6-цилиндровый имел объем 3,5 л, что давало прибавку в мощности до 125 л.с., а максимальная скорость составляла уже 145 км/ч.





Интересно, что в начале пятидесятых выпускались автомобили как с левым, так и с правым расположением руля. Это вовсе не означало, что машина, где руль справа, предназначалась для экспорта, например, в Британию. Это делалось потому, что считалось более удобным для владельца — ведь из-за руля можно было выйти непосредственно на тротуар. Автомобилей на дорогах тогда было мало, обгоны редки, поэтому такой подход был вполне оправдан. И Hotchkiss Anjou, будучи автомобилем престижным, был праворульным.

На основе седана Anjou мастера кузовного ателье Шапрон изготовили 40 кабриолетов Antheor. Один из последних выпущенных автомобилей был приобретен правительством генерала де Голля для парадов.



В 1953 году спрос на машины Hotchkiss резко упал: было выпущено всего 197 седанов Anjou, которые продавались очень плохо (машины стояли в салонах и в 1954 году), поэтому продолжение выпуска легковых автомобилей марки было прекращено, а компания целиком сосредоточилась на производстве армейских и утилитарных машин. Была приобретена компания Delahaye, некоторое время грузовые автомобили выпускались под объединённой маркой Hotchkiss-Delahaye, но уже в 1955 году имя Delahaye уходит в историю, а под названием Hotchkiss M102 производится лицензионный джип Willys.

В последующий период с компанией происходила череда поглощений и объединений и в 1970 году торговая марка Hotchkis была окончательно выведена из обращения.

Всего этого я, конечно же, не знал, когда покупал масштабную модель. Как уже сказал вначале, она просто мне понравилась. Приличных фотографий Anjou в сети не так много, поэтому сложно сказать, насколько точно модель передаёт пропорции оригинала. Но получилось у китайских умельцев красиво.







Стойкое подозрение, что сборщик перепутал местами левый и правый дворники. Но пытаться их выковырнуть не стал — как бы не сделать хуже.



Модель очень приятно и детально изготовлена. За исключением отлитых заодно с кузовом дверных ручек, придраться особо не к чему.



Множество приятных деталей: травлёные дворники, эмблемы-шильдики, номерные знаки, вайтволлы. Внутри светлый салон, приборная панель, руль, рычаги и рукоятки — всё достойно.



На донышке, безусловно, сэкономили — оно совсем простое.



Обилие достоинств модели позволяет легко примириться с этим упрощением (которого всё равно не видно, когда модель стоит на полке). В профиль машинка выглядит бесподобно.



Мне казалось, что жёлтые "противотуманные" фары, скорее всего, являются фантазией изготовителя модели, но, как подсказал коллега kotofey_bayn, в 50-х французские машины оснащались желтыми стеклами фар - считалось, что такой свет меньше слепит и дает большую четкость увиденному (желтые очки для стрелков и водителей — из той же "оперы").





Вот такой необычный "американский французский пруль" с историей. Надеюсь, получилось интересно.
Спасибо за внимание!
Tags: 1950-е, hotchkiss, ixo, франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments