blagov78 (blagov78) wrote in diecast_43,
blagov78
blagov78
diecast_43

Categories:

УЖАСНО КРАСИВО Citroen Type H

Есть автомобили, которые нельзя назвать красивыми. На них не задерживаются восхищенные взгляды. Они кажутся неинтересными, но это до тех пор, пока не познакомишься с ними поближе. Фото и кадры в фильмах с этой машиной я равнодушно просматривал, удивляясь, насколько безжалостно обошлись с ней создатели. Не все французские автомобили красивы, на мой взгляд, но эта - полное безразличие к красоте. Никогда не хотел иметь в коллекции такую модель. Не хотел, пока не понял, что это за автомобиль, сколько лет длилась его история, что он красив рациональностью и конструкцией.




За свою внешность Citroen H получил несколько прозвищ: «Nez de Cochon» (свиной нос), Бельмондо, «Panier à salade» (салатная корзина). Необычный фургон рубленых форм с гофрированными боковинами нес в себе красоту компоновочных и технических решений и соответствие задачам, что подтвердилось долгими годами выпуска до 1981 года.




Привод на передние колеса, силовой агрегат (мотор и коробку передач позаимствовали у Traction Avant), который вместе с подвеской можно было выкатить из кузова для серьезного ремонта, низкий пол и погрузочная высота, сдвижная боковая дверь, трехстворчатая дверь сзади - верхняя половина поднималась вверх, образуя крышу, нижние створки открывались в стороны. Конструкция кузова - прочный несущий монокок с ровным полом, выдерживающим вес лошади. Листы обшивки - гофрированный металл, позволивший создать прочную конструкцию без увеличения веса (идея, позаимствованная из авиации). Для их производства не требовалось дорогое оборудование.




Никаких открывающихся форточек - сдвижные стекла, никакой внутренней отделки, просто и дешево - очень рациональная продуманная конструкция. Двери кабины на задних петлях. В некоторых версиях фургонов боковины кузова откидывались наверх, образуя навесы и превращая автомобиль в передвижную лавку. И это за 3 года до появления фургона VW с доводами, что двигатель в корме, отсутствие полноценных задних дверей и распашные двери в боковине это вполне удобно. Неудивительно, что автомобиль с такой компоновкой, реечным рулевым управлением и торсионной подвеской стал востребованным в послевоенные годы (да и много позднее) на рынке коммерческих автомобилей. Машина, которая может перевезти лошадь. Машина, которая может превратиться в торговый павильон. Что еще нужно в послевоенной стране? Низкий центр тяжести и независимая подвеска наряду с передним приводом способствовали хорошим ездовым качествам машины.




Еще летом 1944 г. в условиях автомобильного дефицита был разработан план национального автомобилестроения (План Пона, по имени зам. министра Поля-Мари Пона). План, правда, предусматривал для Citroen производство 2 и 3,5-тонных автомобилей. Вопреки этому предписанию в 1947 году на Парижском автосалоне был представлен Citroen Type H – небольшой коммерческий автомобиль, предшественником которого был довоенный Citroen TUB. Первый Typ H имел 35-сильный 1,9 л. двигатель, 3-ступенчатую коробку передач и развивал 78 км/ч. Электрооборудование было 6-вольтовым. Двигатель не имел масляного фильтра и на срок его службы влияла регулярная замена масла каждые 2500 км.




Автомобиль выпускался более 30 лет не только во Франции, но и собирался в Голландии и Бельгии. Существовали версии с правым рулем для Великобритании, где Type H тоже был востребован, несмотря на обилие собственных фургонов и грузовичков. Продавать успешную машину в США (равно как и коммерческие VW Type 2) помешал "куриный налог" - следствие экономической войны Франции и Германии с США из-за ограничения ввоза курятины в Европу и, как следствие, введенный в 1963 году президентом Джонсоном налог в размере 25% на ввозимые легкие грузовые автомобили.




Конструкция позволяла создавать множество разновидностей автомобиля. Существовали заводские модификации с увеличенной колесной базой (+1,2 м), разной высотой (1,82 - 2,32 м), длиной грузового отсека (2,44 - 4,44 м) и его объема (7,3 - 17,8 куб. м). По сути, шасси было универсальным и позволяло как из конструктора создавать машины самого разного назначения: грузовички, автолавки, микроавтобусы, автовозы, изотермические фургоны, транспортеры животных, катафалки, лаборатории. Фургоны, конечно, использовались в полиции, почте, пожарной и медицинской службах. Разнообразию версий можно подивиться, погуглив Citroen H.




Всего за годы производства было выпущено около 470 тысяч Citroen H. Корме заводских (фургон, пикап и пустое шасси) существовало множество модификаций от кузовных фирм (Currus, Gruau, Heuliez SAPA), в том числе и автомобили скорой помощи с гидропневматической подвеской от Citroen DS.




История изменения конструкции и появление модификаций:
H - 1947 г., грузоподъемность 1200 кг;
HZ (более мягкая подвеска) - 1949 г., грузоподъемность 850 кг, скорость - 88 км/ч;
HP (пикап) - 1953 г.;
HY - 1958 г., грузоподъемность 1500 кг;
HY Di - 1961 г., 42-сильный дизель Perkins (7CV), 12-вольтовое электрооборудование, замена семафоров на оптические поворотники;
HY 72/HZ 72 - 1963 г., 45-сильный бензиновый двигатель (9CV) от Citroen DS;
HY IN/HZ IN - 1964 г., новый 50-сильный дизель Indenor, новая приборная доска, новые амортизаторы, цельное лобовое стекло (взамен соcтавного из 2 половин);
HY 78/HZ 78 - 1966 г., новый 58-сильный бензиновый двигатель;
HY 72 IN/HZ 78 IN -1966 г., Indenor (8CV);
HX IN2 - 1962 г., полная масса 3200 кг;
HW - 1969 г., увеличенная полная масса, прямоугольные арки задних колес, новые поворотники, 2 амортизатора сзади вместо 4-х;
1600 - 1972 г., HW с гидропневматической подвеской, измененный кузов.




Кроме того вносились изменения в тормозную систему, коробку передач, конструкцию замков и дверных петлей, форму кронштейнов зеркал заднего вида, боковые панели носового обтекателя, колесные арки, форму и размеры задних дверей, бамперов, сиденья, стеклоочистители, появился отопитель.




Если лениво вникать в обозначения, в двух словах:
Н Van - первая модель;
HZ - меньшая грузоподъемность с мягкой подвеской;
HY - максимальная грузоподъемность;
HP - пикап;
Di и IN - дизель (дизели в то время были не очень, бензиновые версии более популярны);
HX - изотермический фургон/холодильник;
HW - перевозка лошадей.




Модель из журнальной серии Type H Citroen издательства Hachette. Разновидностей не счесть и машина, пожалуй без натяжки, способна наполнить серию журналов. Просто фургон или грузовик меня не интересовал, я немного скучаю по «открывашкам», поэтому – военный медицинский автомобиль Type HZ IN 1968 года. Чтобы было что поразглядывать внутри.
Красив как всегда, узнаваем. Дверь боковая – сдвижная.




Задние двери распашные. В салоне двое носилок, размещенных вертикально, и длинное боковое сиденье для сопровождающих.




В этой машине тесно и манипуляции с больными не предусмотрены. Армейский медицинский транспорт. Гражданские версии скорой помощи были полноценными со всем полагающимся оборудованием.




Машинка легкая, пластмассовая, но хорошо получился рельеф и детали, включая носилки, окрашены. Несколько грубовато остекление задних дверей и есть дефект отливки на водительской двери.
Спасибо, что дочитали до последних строк. Приятно, если машина показалась Вам интересной.
Tags: citroen, hachette, журнальные серии, спецмашины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments