Безбашенный кран (nobrakes) wrote in diecast_43,
Безбашенный кран
nobrakes
diecast_43

Categories:

Побочный эффект. КДМ-2 на шасси ГАЗ-63


Как бы мне ни хотелось чаще делиться с коллегами по увлечению своей радостью от последних приобретений, поставить на поток посты о новинках в коллекции пока что не получается. Жизнь накладывает свои ограничения: и времени на написание сопроводительного текста уходит много, и более-менее нормальные фото я могу сделать, только если погода позволяет. Но в этот раз всё сложилось удачно, и сегодня я представляю на суд почтенной публики модель, которую забрал на почте только позавчера.
История её появления на свет не совсем обычна: это произошло благодаря... моему ротозейству. А дело было так.



В прошлом году мы с мастером Александром Григорьевым задумали модель одной интересной спецмашины на базе полноприводного ГАЗ-63. Несмотря на то, что речь идёт о достаточно редкой технике, не сохранившейся до наших дней, на неё удалось собрать достаточно подробное досье: качественные фото, схемы с размерами, отрывки из отчёта об испытаниях, словесное описание особенностей конструкции.



Сложную, детально проработанную надстройку имеет смысл ставить на соответствующее шасси. Поэтому в качестве донора была выбрана модель DiP, а именно пожарка АЦУП-20(63)-60. Она вышла ещё в 2011 году, раритетом, к счастью, не стала и иногда попадается в продаже за вполне умеренные деньги. В теории на конверсию можно взять даже некомплектный или дефектный экземпляр, но такой ещё попробуй сыщи. Я в итоге приобрёл модель в идеальном состоянии на аукционе, выложив за неё чуть более 3 тысяч, и вскоре она уехала почтой к мастеру.



Таким образом, всё было готово, чтобы приступать к реализации проекта. И тут неожиданно вскрылось обстоятельство, которое я упустил из виду по причине банальной невнимательности. У оригинала кабина была с заклёпками на дверях и выштамповкой "Автозавод им. Молотова" на боковинах капота. А на пожарке – более позднего образца, без заклёпок и с надписью "Горьковский автозавод". Как быть?
Вариант с использованием кабины, не соответствующей прототипу, я отверг сразу. Травление от "Петроградъ", которое разрабатывалось для доработки моделей НАП, как выяснилось, для DiP не подходит – размеры элементов кабины у этих производителей отличаются.
Ничего не попишешь, пришлось купить ещё одного донора – более редкую и дорогую бортовую версию, благо на том же аукционе весьма кстати подвернулся вариант по адекватной цене.



Но что делать с невостребованной пожаркой? Разумеется, пустить в "перепил", не отправлять же обратно! Вопрос лишь, что именно из неё сваять.
Я открыл книгу Михаила Соколова и Андрея Колеватова "Многоцелевые грузовики ГАЗ 4х4" и, бегло пробежавшись по главам, посвящённым спецтехнике на базе 63-й модели, остановился на бортовом грузовике с установленным на нём шнекороторным механизмом для уборки снега. Таким образом, и остающийся от второго донора кузов оказывался пристроен, и конверсия по идее выходила не столь сложной, то есть не должна была отнять много времени. По сути, Александру пришлось бы только махнуть местами кабины (правда, с перекрасом) да соорудить механизм фрезы, что, конечно, не раз плюнуть, но для человека с руками задачка решаемая.



Мастер идею принял, однако решил развить её, да ещё как – в полноценную дорожно-уборочную машину КДМ-2 с бункером для песка, пескоразбрасывателем и щёткой-подметалкой. Причём мне об этом даже не сообщил, решил сделать сюрприз!
О том, какой чумовой агрегат у него в работе, я узнал, лишь когда увидел фото почти законченной надстройки: Александр спросил, стоит ли, по моему мнению, накрывать бункер кожухом? И хотя в этом случае изрядная часть железных "потрохов" становилась не видна, и мастеру было явно жаль делать это, я всё же настоял на установке кожуха. На мой взгляд, без него модель выглядела какой-то куцей, не слишком гармоничной. А кожух придал её образу завершённость и своеобразную эстетику, характерную для коммунальной техники тех лет.



И всё-таки самый эффектный ракурс модели – снизу! (Нечасто так можно сказать, согласитесь?)
Я уже подумываю найти для неё бокс с прозрачным дном, чтобы можно было любоваться всей этой красотой, не снимая модель с подставки.
Одних только карданов здесь девять штук. Девять, Карл! А ещё – коробка отбора мощности, приводные редукторы, скребковый конвейер (цепь с лопатками, проходящая по дну бункера и подающая песок на вращающийся диск). Настоящий heavy metal!



Несколько фото в процессе изготовления модели. Шнекороторный механизм, кронштейн щётки и пескоразбрасывательное оборудование спаяны из металла, бункер и его кожух – из модельного пластика.





Кстати, кожух мастер хотел сделать съёмным, но осуществить это на практике не получилось: спаянный из латуни имел острые края и в процессе снятия-установки мог повредить краску, а пластиковый был недостаточно прочным. Пришлось соорудить пластиковый несъёмный, из-за этого передок модели заметно перевешивает, когда держишь её в руках.



Приведу краткие сведения о прототипе (из уже упомянутой книги о полноприводных грузовиках ГАЗ). Выпускался он на Смоленском опытно-экспериментальном заводе дорожного оборудования им. М.И. Калинина. Аббревиатура КДМ в названии расшифровывается как "комбинированная дорожная машина". Этот тип уборочной техники отличала высокая универсальность: она могла использоваться круглый год за счёт сменного навесного оборудования.



Летом на базовое шасси устанавливалась бочка для воды ёмкостью 3000 литров, водяной насос с приводом от КОМ и трубопровод с соплами – тем самым автомобиль становился поливомоечным.
В зимнее время цистерна заменялась на бункер для песка с наклонными стенками, в задней части которого имелся пескоразбрасывающий диск. Спереди же к раме мог крепиться шнекороторный снегоочиститель либо отвал.
Щётка, расположенная в базе, являлась постоянным оборудованием и применялась в любое время года. Её опусканием в рабочее положение и подъёмом в транспортное ведала гидравлика, работавшая от масляного насоса. К ней же подключались шнекоротор или отвал, если таковые стояли на машине.



У детей ассоциативное мышление зачастую работает лучше, чем у взрослых. Мой 5-летний сын, прибежав посмотреть на новую папину игрушку, высказался однозначно: "Динозавр!" А ведь и впрямь, есть в модели что-то от доисторического ящера. Зелёного, слегка неуклюжего, с торчащими над лобастым черепом глазками-стебельками и здоровенной разверстой пастью, полной зубов )))
Такой вот эффектный получился побочный эффект.


Tags: dip, газ, конверсия, спецтехника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments